Снимать портреты приходилось много и часто. В основном это репортажная съемка, которой я и занимался многие годы.
Готовиться к съемке, как правило, некогда. Максимум час. То есть вечером, когда после рабочего длинного дня хочется есть и сразу спать. Обязательно надо все списать все с карт памяти, отформатировать носители, проверить технику – почистить оптику, если надо, то и матрицу. Складывал весь фотокомплект всегда вечером. Утром надо все перепроверить. Выходных у меня практически не было. В субботу и воскресенье тоже работа, часто более напряженная.
Казалось бы, что может случиться? Представляете – у вас ответственная съемка, вы уехали, приступили к съемке, а карту памяти забыли. Или другой вариант – серьезная съемка, а карты памяти заполнены вчерашней съемкой.
Всегда на съемку беру все с запасом – память, аккумуляторы для камеры, вспышки, зарядные устройства. Еще бутылка воды, бутерброды. Ждать часами – обычное явление. Еще в кофре или рюкзаке - фонарь, блокнот, несколько ручек, карандаш, небольшой фотоаппарат - мыльница. Для чего? Не везде можно снимать, не везде пускают людей с "большими белыми трубами". Человека с мыльницей практически не замечают. Еще важно сохранить аппаратуру. Случается, что воруют. Иногда сами фотограф что-то забывают - зарядка, объектив и т.д. Однажды в метро, в час-пик у меня чуть не утащили рюкзак с дорогостоящим комплектом. Толпа выходила из вагона и рюкзак был зажат людьми. Еле вырвал...
Фотографировать портреты интересно и увлекательно. Бывало так, что сделать можно только один кадр – не успел, смазал, снял с закрытыми глазами, виноват только сам. Обычно такое случается крайне редко. Заранее нужно настроить технику, сделать парочку пробных кадров, предугадать, когда появится нужный человек в кадре и аккуратно снять, стараясь не смазать и просчитать его движения.
Сложности не только технические. Далеко не все любят, когда их снимают. Охрана та еще проблема. С ними нужно уметь договариваться. Любого охранника нужно вначале «прощупать», понять, как он относится к журналистам.
Однажды пришлось снимать репортаж. Важную персону охраняли. Охраняли серьезно, семь человек. Съемку я сделал, но хотелось отснять еще несколько кадров – я их мысленно уже представлял и мне надо было подобраться к персоне поближе. Охранник, высоченный товарищ, крепкий. Я подхожу к нему, договариваюсь. Он разрешил подойти поближе и поснимать. Съемка удалась, и я решил сделать еще парочку отличных кадров. Охранник, видя, что я обнаглел, отодвинул меня.
Впервые в жизни я ощутил, что такое настоящая сила. Это не рука человека, это богатырская силища, это настоящий пневматический манипулятор. Вот такие парни охраняют серьезных людей.
Всегда смотрю по обстановке – как поступить. В некоторых ситуациях нужно заранее узнать, что можно делать, а что нет. Где-то лучше заранее получить все бумаги, разрешения, подстраховаться. Иначе могут и арестовать, особенно в других странах. В некоторых ситуациях все нужно делать аккуратно и плавно, без резких движений. Охрана охране рознь. У некоторых есть полномочия стрелять на поражение. В исключительных ситуациях проще вообще не снимать, когда охрана наготове и держит руку во внутреннем кармане пиджака.
Случалось и так, что проще договориться с людьми с оружием, серьезными ребятами, представителями спецподразделений, чем с рядовым охранником, который возомнил из себя хозяином своего клочка земли.
Для меня главное в портрете это образ. Далеко не всегда удается его передать, но стараюсь это сделать. Хорошо, когда есть возможность отснять несколько дублей, попросить человека встать немного по-другому и т.д. Обычно такая возможность не представляется.
О портретах мы еще будем говорить, но более предметно.