1 апреля родился выдающийся русский композитор Сергей Рахманинов. В честь этого вспоминаем одну из жемчужин его творчества — четыре фортепианных концерта.
Первый фортепианный концерт: юношеская проба пера
Первый фортепианный концерт Рахманинов написал в 18 лет, почти подростком: это официальный опус 1 Сергея Васильевича. В нем, как и в трагически провалившейся Первой симфонии, при желании можно найти какие-то юношеские слабости, иногда чуть трескучий романтизм и несамостоятельность.
В то же время это — абсолютно рахманиновская работа: в концерте есть удивительные лирические откровения, моменты фирменного холодноватого волшебства, узнаваемая хмурая, таинственная, предгрозовая атмосфера. Рахманинов любил этот концерт, с удовольствием играл его уже взрослым, а в 1917 году, уже после создания Второго и Третьего концертов, фундаментально переделал.
Второй фортепианный концерт: всемирно любимый хит
Второй концерт стал триумфом, который вывел 27-летнего композитора из депрессии. Это совершенно другой, чем в Первом, Рахманинов: на смену юношеской запальчивости приходят массивная простота, архитектурность, мужественность. Возможно, гениальный Второй — заслуженно самый популярный фортепианный концерт в истории.
Это настоящая квинтэссенция рахманиновской музыки: прямо с начала, от колокольного звона вступления и от главной темы, которая кажется смятенно-романтической, а на самом деле генетически связана с русской церковно-певческой стариной. Здесь есть воспоминание о Чайковском — солирующий гобой в конце экспозиции, штормовая, при этом классически компактная, атлетическая разработка. А в конце — момент разрыва сердца: реприза с ее царящей в оркестре темой и звенящими фигурациями солиста.
Третий фортепианный концерт: посвящение Иосифу Гофману
Этот концерт последовал почти через десятилетие после Второго и был написан между Дрезденом, где Рахманинов жил с 1906 по 1909 год, и семейным имением Ивановкой, где он проводил лето, готовясь уехать в турне по США. Оно длилось с ноября по январь, а Рахманинов играл концерт несколько раз. Третье исполнение концерта в этом турне — событие мечты: за фортепиано — сам автор, за дирижерским пультом — Густав Малер.
Рахманинов посвятил концерт одному из пианистов — кумиров целого поколения — польскому виртуозу Иосифу Гофману. Его знаменитое начало совсем не похоже на громоподобную интраду Первого и траурные колокола Второго. На пару секунд слушатели попадают на 80–90 лет назад, во времена раннего романтизма, когда такой аккомпанемент — похожий на биение сердца, негромкий, как будто рассчитанный на проникновенное вступление певца в шубертовской песне, — часто начинал сочинения.
Четвертый фортепианный концерт: на стыке старого и нового
Работу над этим концертом Рахманинов начал еще в Москве, в 1914–1917 годах, но завершил уже в эмиграции спустя десятилетие. Премьера прошла в марте 1927 года в Филадельфии: за фортепиано был сам композитор, а дирижировал Леопольд Стоковский. Но Рахманинов не был доволен получившимся произведением и в 1941 году значительно переработал концерт, создав вторую редакцию.
Четвертый концерт можно рассматривать как продолжение линии романтических Второго и Третьего концертов, а также как подготовку к шедеврам позднего творчества — «Рапсодии на тему Паганини», «Симфоническим танцам» и Третьей симфонии. Также здесь сошлись вместе и внешние, и внутренние переживания композитора.
С одной стороны, трагическое мироощущение, слышное в концерте, связано и с тоской по родине, и с предчувствием надвигающейся мировой катастрофы. С другой, сам Рахманинов ищет место в меняющемся мире. В Четвертом концерте композитор пробует еще недавно далекие ему выразительные средства — дерзкую зловещую токкатность стремительного бега, графическую заостренность фортепианных фигураций, напряженные гармонии.
Для справки:
Услышать вживую знаменитую музыку Рахманинова можно на концертах Московской консерватории и Национального филармонического оркестра России. Банк ВТБ поддерживает эти культурные институции.