Добрый день. Продолжим говорить о послевоенных самолетах созданных в ОКБ-301. Прекращение работ над экспериментальными самолетами Ла-190 и И-350 (из-за неудач в доводке опытного АЛ-5) заставило разработчиков на начало пятидесятых годов временно отказаться от перспективы получить однодвигательный вариант перехватчика с силовой установкой собственной разработки. В связи с этим, все усилия решили сосредоточить на проектах с имеющимися в наличии двигателями (по большей части это ТРД ВК-1 и его улучшенные варианты). Соответственно это были либо модификации серийных фронтовых истребителей, либо полностью новые изделия. Однако в первом случае, такой самолет не смог бы полностью соответствовать требованиям к всепогодному перехватчику дальнего действия. К примеру, экспериментальный МиГ-15Пбис (два варианта СП-1 и СП-5 в зависимости от установленной РЛС) оснащался тем же двигателем ВК-1, что и базовый истребитель. А запущенные в крупную серию перехватчики МиГ-17П/МиГ-17ПФ, уже оснащались двигателями ВК-1А и ВК-1Ф соответственно. Естественно это не позволяло им получить летные характеристики выше чем у обычных фронтовых истребителей. В принципе, они могли решать часть боевых задач, но в составе сил противовоздушной обороны предполагалось наличие более специализированных машин. В итоге, основным проектом ОКБ-301 по теме всепогодных барражирующих перехватчиков становится истребитель Ла-200 (самолет "200"). Это был довольно уникальный двухместный перехватчик, который оснащался двумя турбореактивными двигателями.
Самолет представили в двух экспериментальных модификациях 200/200Б, которые в первую очередь отличались между собой конструкцией носовой части фюзеляжа и установленном специальном оборудовании. Согласно заданным требованиям, предполагалось оснастить перехватчик тремя крупнокалиберными пушками, поисково-прицельной радиолокационной станцией, а также улучшить средства навигации и связи. Основной упор делался на увеличение дальности полета (соответствующим образом прорабатывалась топливная система, плюс применение ПТБ). Стоит отметить, что возможность ведения маневренного боя таким перехватчиком не закладывалась. Конструктивно Ла-200 представлял собой цельнометаллический среднеплан со стреловидным крылом, трехопорным шасси и однокилевым стреловидным оперением. Фюзеляж самолета имел вытянутую цилиндрическую форму, его каркас состоял из набора поперечных и продольных элементов. В передней части фюзеляжа размещался нерегулируемый кольцевой воздухозаборник (общий для обоих двигателей), бортовая РЛС с сопутствующим оборудованием и отсек для уборки носовой стойки шасси. На втором прототипе воздухозаборники вынесли отдельно. Для заднего двигатели их разместили по бокам фюзеляжа, а для переднего под нижней частью. Двухместная герметическая кабина экипажа располагалась в средней части фюзеляжа.
При этом летчик и оператор бортовых систем сидели бок о бок. Там же находился один из двигателей, вооружение, некоторое специальное оборудования и элементы различных функциональных систем (воздушной, топливной, гидравлической, системы управления). В задней части фюзеляжа размещался второй двигатель, тормозные щитки и элементы системы управления. Каркас стреловидного крыла состоял из набора лонжеронов, нервюр, стрингеров и специальных профилей. Во внутреннем пространстве размещались крыльевые топливные баки. На верхней поверхности консолей установили аэродинамические гребни. Механизация крыла была представлена элеронами и закрылками. Оперение- стандартное, шасси- стандартное. Основные функциональные системы разрабатывались по тем же принципам что и на других самолетах, но с некоторой спецификой. К примеру в состав электросистемы входило два генератора. Вооружение состояло из трех 37-мм пушек Н-37 с суммарным боекомплектом 150 снарядов. Специальное оборудование включало в себя радиостанцию РСИУ-3М, автоматический радиокомпас АРК-5, радиовысотомер малых высот РВ-2, маркерный радиоприемник МРП-48, запросчик ("Магний-М") и ответчик ("Барий-М") системы "свой-чужой", а также бортовую РЛС.
Теперь, что касается основных проблем, возникших при разработке. Во-первых, турбореактивные двигатели установили тандемным образом внутри фюзеляжа. Первый разместили под небольшим углом в средней части (говоря простым языком, как у истребителя Як-17), а второй двигатель- в задней части фюзеляжа (как у МиГ-15). В принципе, решение не самое удачное, но как показали испытания вполне рабочее. Таким же путем пошли конструкторы ОКБ П. О. Сухого и ОКБ А. И. Микояна/М. И. Гуревича. Безусловно, все первоначальные выводы были сделаны основываясь на опыте эксплуатации только экспериментальных прототипов. Большую часть выявленных дефектов сумели устранить в кратчайшие сроки. Но, как минимум, в дальнейшем пришлось бы столкнуться со сложностями при техническом обслуживании машины с подобной компоновкой. Возможно, при массовой эксплуатации дали бы о себе знать и другие недоработки. Риск был и как показала практика, ОКБ А. С. Яковлева оказалось в этом вопросе, в гораздо более выигрышном положении. Из общих недостатков также можно было отметить традиционную для всех истребителей ОКБ-301 узкую колею шасси (с размещением основных стоек в фюзеляжа) и не самый лучший обзор из кабины, ввиду ее смещения в среднюю часть фюзеляжа. Так или иначе, на испытаниях Ла-200 показал себя с лучший стороны. И в целом, самолет вполне состоялся и мог быть запущен в серийное производство (хотя бы ограниченное).
Основная же проблема всей программы заключалась в вопросе выбора и доводки бортовой радиолокационной станции. В те годы, в московском НИИ-17 осуществлялась разработка нескольких таких изделий. К примеру:
- Бортовая РЛС "Торий" ("Торий-А") или изделие АР-15;
- Бортовая РЛС РП-1 "Изумруд" или изделие АР-18;
- Бортовая РЛС "Коршун" или изделие АР-31;
- Бортовая РЛС РП-6 "Сокол" или изделие АР-36.
На перехватчике Ла-200 отрабатывалось три из них (стоит отметить, что эти станции также параллельно испытывались и на других экспериментальных самолетах и специально подготовленных летающих лабораториях). Изначально на самолет установили одноантенную РЛС "Торий-А". Испытаний она не выдержала. Ее характеристики и надежность оставляли желать лучшего. В связи с этим, первый прототип доработали под установку РЛС "Коршун". По сути это обстоятельство и сыграло одну из ключевых ролей в ходе реализации этого проекта. Если бы выбор пал на РП-1 "Изумруд", то вероятнее всего разработку смогли бы довести до логического завершения. Впоследствии, именно эта РЛС устанавливалась на серийные МиГ-17П/МиГ-17ПФ.
Для справки. Радиолокационная двухантенная станция перехвата и прицеливания РП-1. Ее разработка велась в НИИ-17 под руководством конструктора В. В. Тихомирова с 1949 года. Предназначалась для обнаружения воздушных целей ночью и в условиях плохой видимости. Дальность обнаружения цели типа бомбардировщик составляла от 5 до 11 км (в зависимости от конкретного самолета и времени суток). Поиск цели осуществлялся поисковой антенной. При приближении к цели на расстояние менее 2 км, происходило автоматическое переключение на прицельную антенну для более точной наводки. Конструктивно станция состояла из четырех групп специальных блоков: обзорная часть, прицельная часть, канал электронного авиагоризонта и вспомогательная часть.
Стоит отметить, что "Торий-А" размещался в центральной части общего воздухозаборника. "Коршун" же переместили ближе к его верхней границе. Но и эта РЛС также не в полной мере отвечала заданным требованиям и от дальнейших работ по ней отказались. Поэтому план по запуску перехватчика в ограниченную серию не был реализован. Прототип "200Б" уже оснастили радиолокационной станцией РП-6 "Сокол", которая занимала всю носовую часть фюзеляжа (из-за чего расположение воздухозаборников было изменено).
Но к моменту завершения всех испытаний, было принято решение о запуске в серийное производство более перспективного барражирующего перехватчика Як-25. Таким образом, Ла-200 остался лишь в разряде экспериментальных. Правильное ли это было решение? В принципе да, но как минимум еще раньше можно было запустить небольшую серию для проведения войсковых испытаний. И уже по их результатам смотреть на дальнейшую перспективу.
Продолжение следует...
Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.