Доброго времени суток, друзья!) Сегодня я хотел бы продолжить наш разговор о естественных правах и обсудить с вами право на доступ во Всемирную (не для всех стран) сеть.
Понимание того, что является естественным для человека и принадлежит ему от рождения, менялось с течением времени. Изменился культурный уклад, взгляды людей, экономические отношения, изменилось и отнношение к естественным правам. Так, если раньше к этому перечню относили право на жизнь, свободу, защиту своей собственности, то теперь всё чаще говорят и пишут о естественном праве на Интернет.
На международном уровне Совет по правам человека ООН последовательно подчеркивает значимость доступа к информации в Интернете для развития человека и реализации целого ряда иных прав (например, права на образование, свободу выражения мнения). Пандемия усилила зависимость от доступа к сети, во многом именно в сети "Интернет" мы могли получить доступ к просмотру культурных мероприятий, дистанционно трудиться, общаться .
Интернет также предоставляет широкие возможности для участия в управлении делами государства. Так, в зарубежных странах (например, Испания, Португалия, Бразилия) граждане могут участвовать в рапределении местного бюджета, планировании территории, в России имеем более ограниченные возможности в этой сфере -можем выбирать приоритетные проекты в сфере благоустройства. В сети мы можем получать государственные услуги, направлять обращения и жалобы, оформлять налоговые вычеты, обсуждать правовые акты, записаться к врачу и так далее.
В связи с этим в теории прав человека возникает такая категория, как "права онлайн". А, если существуют права, то нужно предусматривать и способы их защиты, решать проблемы, которые возникают на практике при реализации прав.
Реализация права на доступ к сети "Интеренет" порождает и новые для правовой сферы проблемы. Так, существует неравенство доступа к сети для мужчин и женщин ("цифровая гендерная дискриминация"), одной из главных становится проблема обеспечения информационной безопасности и обеспечения неприкосновенности частной жизни.
В США, России, Франции и целом ряде других стран продолжается обсуждение проблемы " вмешательства в выборы" и защите независимости страны.
На первый план во многих странах выходят вопросы повышения цифровой грамотности и противодействия правонарушениям в Интернете (например, распространение фейков, мошенничество с применением интернет-технологий, пропаганда ненависти).
Наконец, одной из самых обсуждаемых и чувствительных для граждан проблем является ограничение доступа к сети и блокировка сайтов. В данной сфере уже накоплен значительный зарубежный опыт. Остановимся для начала на ярком и показательном примере политики КНР.
В Китае система "Великий Китайский файрволл" контролирует выход в Интернет, ограничивает доступ во Всемирную сеть. Например, ограничен доступ к таким сайтам, как Youtube, Instagram, Facebook, Википедия, Google и др. С 2015 года обязательной является регистрация аккаунтов в социальных сетях, блогах, форумах и на других сайтах с указанием паспортных данных.
На провайдеров интернет-услуг возложены обязанности по ведению полного учета всей появляющейся на сайте информации и комментариев, фиксированию времени публикации, , интернет-адресов, с которых пользователи выходят в интернет.
Также в Китае существует интересный инструмент платных веб-комментаторов, известных как армия «пяти мао». Они не только просматривают мнения и новости, но и удаляют оппозиционные сообщения, критикующие власть и иные "вредные материалы", своим контентом должны формировать положительное отношение к государственной политике и органам власти. Платные блогеры носят такое название потому, что цена за каждое удаленное сообщение составляет именно 5 мао.
С 2001 года действует Китайское общество пользователей интернета, в задачи которого входит реализация решений правительства в сфере контроля над Всемирной сетью. В целях поддержки государственной пролитики в информационной сфере Обществом был разработан целый ряд актов: "Правила самодисциплины о запрете на распространение в интернете развратной, порнографической и другой безнравственной информации", Конвенция о самодисциплине в области борьбы с сетевыми вирусами", Конвенция о бойкотировании вредоносных программ" и др.
На примере Китая мы видим, что право на доступ в Интернет может рассматриваться как позитивное (то есть предоставляемое государством). В Китае существуют довольно жесткие правовые, технические, организационные ограничения доступа. При этом ограничения рассматриваются как правомерные и абсолютно необходимые для защиты государства и общества от кибератак, внешнего информационного вмешательства, защиты иных прав граждан от преступных посягательств во Всемирной сети...
Разговор об опыте России и зарубежных стран в сфере регулирования права на доступ в Интернете мы обязательно скоро продолжим, чтобы не пропустить, подписывайтесь на мой канал:) Напишите в комментариях свое мнение об опыте Китая, а также расскажите, является ли право на доступ к информации в Интернете важным для вас? Является оно естественным или обеспечивается по воле государства? Затрагивают ли каким-то образом вашу жизнь блокировки сайтов и ресурсов?