Найти тему
Борис Морозов

Марксизм и молодёжь

Школьники становятся политическим субъектом.
А. Г. Дугин

Можно критиковать взгляды Дугина, но с данным утверждением трудно не согласиться, поскольку школьники и студенты начинают играть весомую роль в политической жизни российского общества. Недавние январские протесты это доказали, ведь подавляющим большинством от общего количества митингующих были граждане от 13 до 27 лет. И хоть митинги не несли какой-либо реальной политической повестки, кроме абстрактных лозунгов «Свободу политзаключённым!», с таким количеством молодёжи на улицах властям рано или поздно, когда молодые ребята начнут выходить с вполне конкретными лозунгами, придётся считаться.

В связи с этим у марксистов резко возрастает необходимость работы именно с этим сегментом российского общества. Определённо, большинство из представителей молодёжи ещё не прочувствовало на себе все «прелести» работы на капиталистическом предприятии, не является представителем пролетарского класса, но, оставаясь на определённый срок деклассированными элементами, они менее подвержены массовой пропаганде, публикуемой в различных провластных СМИ. С другой стороны, деятели либеральной оппозиции активно пользуются этим фактом, перетягивая молодёжь на свою сторону баррикад. Однако если марксисты хотят набрать весомый вес в политическом поле, за молодёжь также нужно бороться и именно на них строить основу новой организации.

Причин этому несколько. Во-первых, марксисты так или иначе уже имеют опыт работы по меньшей мере со студентами, причём достаточно успешный. В мае 1968 года во Франции началась масштабная студенческая забастовка, среди участников которой преобладали леворадикальные и, в частности, марксистские настроения. Что примечательно, сразу после выхода на улицы невообразимого количества студентов, бастовать начали рабочие разных профессий и разного статуса. В итоге, протестующие добились своей цели, хоть и не сразу, — де Голль подал в отставку, такое же решение было принято правительством Жоржа Помпиду. Но и это далеко не самое главное. Масштабные волнения доказали, что даже в годы Холодной войны – времени самой жёсткой антикоммунистической пропаганды, марксистские идеи могут занимать умы весомого количества членов Западных обществ.

Во-вторых, многие представители молодёжи имеют такое свойство характера, как идейность. Это свойство во многом определяет другие черты характера формирующейся личности. Более того, иногда она влияет на будущий жизненный путь человека. В зависимости от того, отказался ли он от ярой приверженности к тем или иным взглядам, может строиться его дальнейшая жизнь. И если мы привьём к этой идейности рациональные марксистские взгляды на устройство общества, то шанс того, что из идейного подростка-марксиста вырастет очень грамотный агитатор-пропагандист, достаточно высок.

В-третьих, у большинства студентов и школьников гораздо больше свободного времени, чем у взрослых рабочих. Зачастую люди в столь молодом возрасте не обзаводятся семьями и сопутствующими с их появлением обязанностями, поэтому, убирая учёбу и возможное занятие спортом, у молодёжи достаточно много времени, чтобы, по крайней мере, изучить необходимый минимум в марксизме. Этого минимума бывает достаточно, чтобы либо в будущем рассказать своим коллегам по работе о реальном положении дел при капитализме и хотя бы заставить их задуматься, либо сейчас рассказать своим одноклассникам о марксистских идеях и привлечь их интерес к теории. Также не стоит забывать и про различные социальные сети и видеохостинги: молодёжь любит их использовать для высказывания и распространения своих мыслей по какой-либо тематике. Выражаясь простым языком: если мы расскажем сотне молодых ребят о марксизме, позже они сделают марксистами несколько тысяч человек.

Но как же распространять марксистские идеи среди молодёжи? Прежде всего, следует преподнести марксистскую теорию просто и понятно. То есть, не стоит сразу рассказывать об абстрактном и конкретном в диалектике или о формуле стоимости в разделе политэкономии. Наоборот, нужно сначала рассказать о предмете изучения - о марксизме как науке и о том, почему важно эту науку изучать. А уже далее рассказывать о марксистской философии, политэкономии и теории классовой борьбы, погружаясь в различные тонкости марксистской теории.

Казалось бы, звучит просто. Но это – предубеждение, так как самое сложное в том же диалектическом материализме следует объяснять простым и понятным языком. И дело тут не в том, что школьники и студенты глупые и не понимают заумных категорий философии. В данном случае нужно разбираться в психологии представителей молодёжи. Например, школьники в подростковом возрасте терпеть не могут авторитеты. Авторитетами для них являются не только родители, но и учителя, да и в принципе взрослые люди, которые порицают их активность в тех или иных областях. В связи с этим, у подростков, которым утром ежедневно читают сухие и неживые тексты из учебников в школе, а потом вечером читают мораль родители, формируется неприязнь к «академическому языку», поскольку его очень часто используют авторитеты, к которым они испытывают некоторое отторжение. Такая же неприязнь существует и у студентов, тратящих каждый день на скучные записи лекций и конспекты параграфов, в которых активно используется этот самый академический язык. Грубо говоря, зачем человеку слушать тираду о чём-либо, если в этой тираде используются слова и формулировки, от которых он уже сильно устал?

Поэтому если рядовой марксист собрался говорить со школьником о теории, нужно по максимуму избегать сложных терминов, которые местами непонятны самому марксисту. Объяснение всего сложного простым языком, с применением примеров и шуток – ключ к нахождению общего языка с представителем молодёжи и последующим началом его заинтересованности в марксизме. Например:

  1. Основной вопрос философии. Опустим гносеологическую сторону, перейдём сразу к онтологической: «Допустим, ты – преступник. Тебя поймали и привели в участок. Составили протокол задержания, приготовили уголовное дело по какой-то статье. Думаешь, тебя ждёт суд и последующее за ним наказание? А вот и нет. Твоим делом занимается особый следователь. Он решил понять, почему ты совершил преступление, и поэтому пришёл к тебе. Ты рассказываешь ему о том, что твоя мама сильно больна, в школе тебя из-за этого травят одноклассники, а государство не выплачивает пособие, денег на жизнь не хватает. Далее есть два варианта развития событий. Он может всё равно начать винить тебя, твою «силу воли и духа», а то и вовсе скатится в заявления о том, что у тебя гены плохие. Такой человек – идеалист. Он считает, что сознание определяет материю, поэтому ищет все проблемы в тебе. Или же он поймёт, что очень тяжёлые условия заставили тебя совершить преступление, и постарается как-нибудь тебе помочь. Ясное дело, что наказания ты не избежишь, но смягчить это наказание он постарается. В таком случае, он – материалист. Считает, что материя определяет сознание, условия определяют человека. Вот и думай, чья точка зрения более здравая».
  2. Экономическая эксплуатация. Тоже достаточно просто объяснить: «Допустим, ты устроился на работу на фабрике по производству подшипников. Заключаешь с владельцем фирмы или с его представителем трудовой договор, в котором прописана твоя заработная плата за производство этих самых подшипников. Выплачивается она тебе раз в месяц, всё по закону, претензий нет. Проходит месяц работы, и ты получаешь свои деньги. Но что, если я тебе скажу, что ты мог получить больше? Видишь ли, заработная плата вроде как должна быть уплачена за то количество товаров, которые ты произвёл за определённый период времени. Но так вышло, что ежедневно на свою зарплату ты отрабатываешь только 3-4 часа из положенных 8. Остальное время ты производишь больше подшипников, чем должен. Эти подшипники – прибавочный продукт, стоимость которого тоже называется прибавочной. Они так же продаются, как и прочие, но деньги, получаемые с их продажи, идут в карман к предпринимателю. То есть, деньги капиталист получает от результатов исключительно твоего труда, от продуктов, которые произвёл ты, но не получил за них деньги. Это и называется экономической эксплуатацией».

Именно таким простым и понятным языком следует объяснять основы марксистской теории представителям молодёжи. Конечно, не исключается, что есть молодые люди, которые с первого раза поймут три закона диалектики без примеров и будут их активно применять на практике при познании окружающей действительности, но таких с самого начала несложно распознать и понять.

Подведём итоги. Молодёжь – ключ к развитию марксистской теории и практики. Именно при распространении марксистских идей среди школьников и студентов марксистское движение сможет показать себя и заявить о себе. Безусловно, после этого может начаться волна массовых провластных акций против марксистов, будь то легализованные митинги в поддержку существующего режима или каток репрессий против известных коммунистических активистов. Но так или иначе мы покажем, что марксизм не умер, что марксисты готовы бороться за освобождение рабочего класса от капиталистической системы.

Борис Морозов, 23.06.2021