Найти в Дзене
Книжный мiръ

«Искусство никогда не решало проблем, оно их ставило». 90 лет со дня рождения кинорежиссера Андрея Тарковского (1932-1986).

«Тарковский — величайший мастер кино, создатель нового органичного киноязыка, в котором жизнь предстаёт как зеркало, как сон».

(Ингмар Бергман)

Двадцать пять лет работы на киноплощадках СССР – множество неосуществленных замыслов и менее десятка фильмов, снятых на родине. Самые известные из них, ставшие классикой мирового искусства: «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало» и «Сталкер»; «Ностальгия» и «Жертвоприношение» снимались уже в эмиграции. 

До понимания и осознания «медленного кино» Андрея Тарковского нужно дорасти, очиститься и посмотреть за горизонт восприятия действительности совершенно с иной, противоположной точки: стать сопричастным происходящему на экране и пережить ощущения героев как собственные.

… Детские воспоминания об отце, знаменитом поэте Арсении Тарковском, у маленького Андрея вряд ли сохранились: ему было всего три года, когда тот ушел из семьи. Но глубокая и незаживающая травма осталась у него на всю жизнь: «Все, что он делал впоследствии в кинематографе — это какой-то внутренний ответ своему отцу, с которым они расстались», — вспоминала актриса Наталья Бондарчук.

Тем не менее, Андрей Тарковский в своем творчестве вполне сознательно придерживался близкой ему по духу идеологии «последнего поэта Серебряного века»: «Мой отец, конечно, сегодня — самый большой русский поэт. Поэт, для которого самое важное — его внутренняя духовная концепция жизни. Он никогда не писал ничего, чтобы прославиться». В его легендарном фильме «Зеркало» прозвучали стихи Арсения Тарковского в авторском исполнении, а один из героев фильма «Сталкер» прочёл известное каждому стихотворение «Вот и лето прошло». Это была настоящая магия… 

Поднимала семью мать, в одиночку тянула лямку: «Мы ходили буквально босиком. Летом вообще не носили обуви, у нас ее не было. Зимой я носил валенки моей матери. В общем, бедность — это не то слово. Нищета!». Но детей вырастила, а впоследствии умудрилась спасти Андрея от воздействия дурной компании весьма своеобразным способом, устроив его работать коллектором в геологическую партию. «Всем лучшим, что я имею в жизни, я обязан матери», – с благодарностью вспоминал прошедшее Андрей Арсеньевич.

После возвращения из «дисциплинарной экспедиции», где было время подумать и о будущем, Андрей с томиком Льва Толстого подмышкой явился поступать во ВГИК, попав в мастерскую Михаила Ромма. Существует легенда, очень похожая на правду, о том, что великий режиссер принял двух совершенно разных абитуриентов – Тарковского и Шукшина только из-за того, что один знал слишком много, а другой – наоборот, мало. Но оба обладали таким огромным притяжением, что вокруг них просто роились талантливые люди.

Первый полнометражный фильм Тарковского «Иваново детство» произвел сенсацию на Венецианском кинофестивале и удостоился главного приза — «Золотого льва». Мировое признание кинорежиссер получил после выхода на экраны картины «Андрей Рублев» («Страсти по Андрею»), снятого в соавторстве с А. Михалковым-Кончаловским. Грандиозную авторскую работу, несмотря на начавшуюся «оттепель», сначала не приняли: поводом послужили реалистические жестокие сцены, на самом же деле у чиновников от искусства вызвала яркое неприятие сама форма фильма, да и параллели с современной действительностью проступали весьма откровенно. 

Ни одного придуманного эпизода не нашли бы придирчивые критики в автобиографическом и исповедальном «Зеркале» – настоящей вершине творчества Тарковского. Но высокая комиссия от Госкино и здесь вынесла свой жесткий вердикт: картину признали непонятной массовому зрителю, да и в целом неудачной. 

В то время настоящим откровением стали слова мастера о том, что он никогда и не стремился быть близким каждому зрителю: «Поскольку кино всё-таки искусство, то оно не может быть понятно больше, чем все другие виды искусства… Я не вижу в массовости никакого смысла… Родился какой-то миф о моей недоступности и непонятности. Утвердить себя личностью своеобразной невозможно без дифференциации зрителя».

Кинокритик Майя Туровская, в свою очередь, заметила: «Фильмы Тарковского всегда ошеломляли трудной для среднестатистического восприятия новизной. Их не понимали чиновники, казалось, что их не поймут и зрители. На самом деле у Тарковского был всегда «свой», верный ему и преданный зритель, как бывает «свой» читатель у поэзии».

… В Москве, у Института кинематографии на улице Вильгельма Пика, несколько лет назад открыли памятник его знаменитым выпускникам – Василию Шукшину, Андрею Тарковскому и Геннадию Шпаликову. Идею создания памятника подал режиссер Сергей Соловьев: «Тарковский, Шукшин, Шпаликов никогда не были профессорами ВГИКа, не были руководителями ВГИКа, ни членами ученых советов, но у них хватило сил определить художественное лицо отечественной и мировой кинематографии второй половины XX века».

Памятник ВГИКовцам Андрею Тарковскому, Андрею Шпаликову, Василию Шукшину. Автор скульптур Алексей Благовестов
Памятник ВГИКовцам Андрею Тарковскому, Андрею Шпаликову, Василию Шукшину. Автор скульптур Алексей Благовестов

Мысли Андрея Тарковского:

✍🏻 Если убрать из человеческих занятий все относящиеся к извлечению прибыли, останется лишь искусство.

✍🏻 Человек должен уметь жить в пустоте.

✍🏻 Душа жаждет гармонии, а жизнь дисгармонична.

✍🏻 Что такое любовь? Не знаю. Не потому, что не знаком, а не знаю, как определить.

✍🏻 Настоящее искусство не заботит, какое впечатление оно произведет на зрителя.

✍🏻 Мой долг как художника донести до зрителя то, как я, именно я, воспринимаю жизнь.

✍🏻 Кино, пожалуй, самое несчастное из искусств. Им пользуются как жевательной резинкой, как сигаретами, как вещами, которые покупают.

✍🏻 Старинное представление: «поэт — пророк — безумец» строится на том, что поэту свойственна, как и безумцу, исключительность выбора.

✍🏻 Произведение должно быть способно вызвать потрясение, катарсис. Оно должно уметь коснуться живого страдания человека. Искусство никогда не решало проблем, оно их ставило. Искусство видоизменяет человека, делает его готовым к восприятию добра, высвобождает духовную энергию. В этом и есть его высокое назначение.

✍🏻 Только при наличии собственного взгляда на вещи режиссер становится художником, а кинематограф — искусством.

✍🏻 Есть две основные категории режиссеров. Одна состоит из тех, кто стремится подражать миру, в котором они живут, другая из тех, кто стремится создать свой собственный мир. Вторая категория — это поэты от кино: Брессон, Довженко, Мидзогути, Бергман, Бунюэль и Куросава.

✍🏻 Человек не создан для счастья. Существуют вещи более важные, чем счастье. Поиски правды почти всегда являются очень болезненными.

✍🏻 У меня такое чувство, что человечество перестало верить в себя. Не само «человечество», а каждый отдельный индивидуум. Когда я думаю о современном человеке, то я представляю его себе, как хориста в хоре, который открывает и закрывает рот в такт песне, но сам не издаёт ни звука.

✍🏻 Я никогда не желал себе преклонения. Я всегда мечтал о том, что буду нужен. 

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!