Найти тему
Киберпоп ТВ

Богородице Дево, радуйся!

(Цикл утренние молитвы)

Начало по ссылкам: Введение, Предначинательная молитва, Молитва Святому Духу, «Трисвятое», Молитва «Пресвятая Троице», Отче наш, Тропари Троичные, «Приидите, поклонимся», Псалом 50. Часть 1, Часть 2, Часть 3, молитвы Макария Великого: Первая, Вторая, Третья, Четвертая, Молитвы Василия Великого: Первая, Вторая, Молитва ко Пресвятой Богородице, Молитва ко Господу Иисусу Христу, Молитва к Ангелу Хранителю, Молитва ко Пресвятой Богородице, Молитва небесному покровителю.

Молитва «Богородице Дево, радуйся» ― одна из самых известных и любимейших молитв к Богородице. Ее текст практически целиком состоит из цитат Священного Писания. Еще иногда эту молитву называют ангельским приветствием. Вот ее текст:

Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою; Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Это самая древняя молитва к Богородице. Она взята из евангельского рассказа о Благовещении. Вот как об этом сказано в Священном Писании: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус» (Лк. 1:26-31).

Таким образом, если мы внимательно посмотрим на молитву, то увидим, что здесь просто цитируются слова ангельского приветствия: «радуйся, благодатная, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах». Пресвятая Дева смутилась от этого приветствия, размышляла, что бы оно значило.

Давайте мы с вами тоже немножко подумаем, что это за приветствие, что оно означает. Во-первых, слово «радуйся» ― это приветствие. Сейчас, когда мы приветствуем друг друга, то говорим «здравствуй», желаем друг другу здоровья. А в тех местах и в то время люди, приветствуя друг друга, говорили: «радуйся». То есть желали друг другу радости.

«Радуйся, Благодатная» ― это эпитет, означающий, что тебе дана благодать Божия.

«Благословенна Ты в женах». Жена ― это женщина. Это относится ко всем лицам женского пола вне зависимости от того, замужем она или нет. Так это звучит на церковнославянском языке. По-русски иногда мы тоже так говорим: «ученые мужи», например. То есть мы используем термин «муж» не в качестве того, что это брачное состояние, а в качестве того, что это мужчина. «Благословенна» ― будут благословлять, восхвалять, обращаться к Тебе люди. «Благословенна Ты в женах». А почему?

«Яко Спаса родила еси душ наших». Она родила Спасителя наших душ. Спаса ― Господа Иисуса Христа.

«И благословен Плод чрева Твоего» ― эти слова из другого места Священного Писания. Дело в том, что Дева Мария после разговора с Ангелом собралась в дорогу и отправилась в гости к своей родственнице Елизавете, которая тоже была беременна. Она носила во чреве будущего пророка Иоанна Крестителя. Встретившись с Девой Марией, она наполнилась благодатью Божией и произнесла пророческие слова: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк. 1:42-43). То есть она повторила ангельские слова «благословенна Ты между женами, благословенна Ты в женах» и добавила «и благословен Плод чрева Твоего». Она назвала этот Плод чрева Господом, а Ее ― Матерью Господа.

Что же такое Плод чрева, а точнее, Кто такой? Это Господь наш Иисус Христос. Бог стал человеком в Ней, в Ее утробе. Господь не материален, Бог есть Дух, но Ему угодно было воплотиться, материализоваться, принять на Себя человеческое естество, соединить Божественное естество и человеческое в одно лицо, в одну ипостась. Это и есть Господь наш Иисус Христос. Именно поэтому Она называется Богородица, то есть Она родила Бога.

Это не означает, что до этого рождения Бога не существовало. Он существовал всегда. Он этот мир сотворил. Но Он через Нее принял человеческое естество, родился человеком. Поэтому Она в начале молитвы названа Богородицей. Названа Девой, потому что была Девой и до рождества, и в рождестве, и после рождества. Она никого больше не родила, кроме Господа Иисуса Христа. Те братья, сестры, которые в Евангелии упомянуты как братья и сестры Иисуса Христа, это братья и сестры по Иосифу Обручнику от его первого брака, который был как бы земным отцом Иисуса. Иосиф был вдовцом, в летах. А Сама Дева Мария родила Господа Иисуса Христа, и больше детей у Нее не было.

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.
Дивеево. Фото igor_folomeev с сайта Pixabay
Дивеево. Фото igor_folomeev с сайта Pixabay