Найти в Дзене
Анатолий Кудинов

Создание цеха 218

Создание цеха 218 Дата создания цеха 1979г Мы вышли из легендарного цеха 17. В период когда завод занимался авиационной тематикой (Государственный авиационный завод №1, п/я 208) цех 17 это ЛИС(Летная испытательная служба). С момента перехода на ракетно-космическую тематику он превратился в мощнейшее подразделение завода численностью около 1500 чел, работающий как минимум на 5-ти площадках (завод, филиал, Подлипки, Загорск, Винтай). С 1965 по 1974г цех (уже в составе завода «Прогресс») осуществлял подготовку к запуску и запуск изделий зак. 52 царь-ракету Н-1. После закрытия зак 52 цех в 1974-1982г ( цех сменил номер на 213) успешно освоил новое изделие зак. 72(крылатая ракета 4К80), но уже с конца 1976г цех начал выполнять работы по зак. 55(11К25). Это были фрагменты баков «О» (окислителя) и баков» Г» (горючего) для отработки теплоизоляции, а также для отработки конструкций баков и холодных опрессовок каждого бака, изготовленного из криогенноупрочняемого сплава (1201), для этого на Вол

Создание цеха 218

Дата создания цеха 1979г

Мы вышли из легендарного цеха 17. В период когда завод занимался авиационной тематикой (Государственный авиационный завод №1, п/я 208) цех 17 это ЛИС(Летная испытательная служба). С момента перехода на ракетно-космическую тематику он превратился в мощнейшее подразделение завода численностью около 1500 чел, работающий как минимум на 5-ти площадках (завод, филиал, Подлипки, Загорск, Винтай). С 1965 по 1974г цех (уже в составе завода «Прогресс») осуществлял подготовку к запуску и запуск изделий зак. 52 царь-ракету Н-1. После закрытия зак 52 цех в 1974-1982г ( цех сменил номер на 213) успешно освоил новое изделие зак. 72(крылатая ракета 4К80), но уже с конца 1976г цех начал выполнять работы по зак. 55(11К25). Это были фрагменты баков «О» (окислителя) и баков» Г» (горючего) для отработки теплоизоляции, а также для отработки конструкций баков и холодных опрессовок каждого бака, изготовленного из криогенноупрочняемого сплава (1201), для этого на Волжском филиале НПО «Энергия» была создана уникальная база - стенд криогенностатических и статических испытаний полноразмерных кислородных и водородных баков в среде жидкого азота.

Мы их называли «фляжками» потому что, они были очень похожи на фляжки для спирта, которые делал цех №5(141) ,только раз в 150 больше. Руководителем этого участка был Усачев Н.И участник ВОВ, в подчинении было около 20 чел. В июне 1979г был назначен зам. начальника цеха по подготовке производства Степанов А.А. с задачей заниматься подготовкой производства по зак.55.

17.09.79г Степанов А.А. был назначен начальником цеха 218.

01.12.1979г вышел приказ№ 155/К о переводе первых 25 чел ИТР в цех 218. В числе первых 25 чел были: Шароватов В.И., Костюченков А.И., Овсянников Б.Д., Сергеев В.П., Яковлев Г.Н., Коннов Г.П., Коннова Е.П., Зайцев А.Г., Усачев Н.И., Суровцев А.П., Карпов Н.И.,Абрамов Л.Г.,Ефимов В.П., Шадрин В.Б.,Сулимов Б.А., Шаркевич Н.И.,Микличев В.П., ЛогачевН.П., Кривяков В.В., Чавин Н.Т, Пильдес В.И.,Цуненко В.Т.,Имешева Л.В., Имешев Я.А., в этом приказе был и я – как инженер-нормировщик БТЗ.

20.12.79 я был назначен начальником БТЗ (в январе 1992г я был назначен 1-м заместителем начальника цеха 218). А 21.12.79г я улетел на филиал завода (п/я Р-6514) для ознакомления с приказом работавших в цехе 218А и исполнением своих обязанностей как инженера-нормировщика.

В это время работники цеха 218А под руководством Овсянникова Б.Д. вели в монтажно-испытательном корпусе (МИКе) на 112 площадке космодрома Байконур работы по изготовлению для демонстрации внешнего облика ракеты-носителя в натуральную величину её объёмный макет (ЭУК13), состоящий из центрального ракетного (Блок Ц), бокового ракетного (Блок А), и стартово-стыковочного (Блок Я). Макеты блоков изготавливались из транспортабельных элементов по нештатной технологии и давали общее представление о габаритах ракеты-носителя.

Детали, узлы и полусборки изготовлял цех №316 (начальник цеха Гороховский З.Г.), а цех 218А осуществлял общую сборку пакета в 3-м пролете МИКа. Отдельно надо сказать, что в это время в МИКе полным ходом шла реконструкция , с целью подготовки корпуса под требования ОСТ-300.

Все руководство филиала: руководитель предприятия Кравченко В.Е., главный инженер Омысов В.И., главный технолог Омысова Н.И. принимали участие в процессе сборки. Также участвовали в процессе сборки как цеховые технологи, так и ведущие технологи отд.№ 617 Попов Алексей и Герасимова Валентина.

Сама сборка пакета не составляла большого труда, не смотря на значительные габариты.

Габариты РКС «Энергия»:

Высота 60м

Ширина 18м

Габаритные размеры блока Ц

Длина 58,1 м

Диаметр 7,7 м

Габаритные размеры блока А

Длина 38,3м

Диаметр 3,9 м

Блок А Блок Ц

Такие размеры нисколько не пугали сборщиков. В составе бригады сборщиков было много рабочих прошедших школу зак 52.

А там такие габариты, что голова кружится:

Габаритные размеры блока А

Длина 30,1м

Диаметр 16,8 м

Габаритные размеры блока Б

Длина 20,5м

Диаметр 20,3 м

Габаритные размеры блока В

Длина 11,5 м

Диаметр 7,6 м

Габаритные размеры пакета 11А52 (Н-1)

Длина 119 м

Диаметр 18 м (опорного кольца в "юбке" блока А)

В том числе блок Г, блок Д, блок Е

Сборка началась где-то в сентябре месяце и шла вначале с большими трудностями в части отсутствия необходимой оснастки, приспособлений, грузоподъемного оборудования. Сборка велась на стандартных тумбах, оставшиеся от зак. 52. На тумбы установили ложементы и по мере поступления подсборок от ц.316 постепенно собрали блок Я, блок Ц, блок А. Работы для удобства велись на высоте человеческого роста, чтобы удобнее было работать с пола. В конце ноября начали собирать пакет. Работы шли достаточно быстро, у рабочих появилась сноровка, опыт. Все шло к тому , что к концу месяца сборка ЭКК13 будет завершена и будет успешно выполнен план , как филиала, так и завода.

И вот когда состыковали блок Я и блок Ц, притыксовали цилиндрическую часть блока А к блоку Ц, неожиданно столкнулись с проблемой изготовления переходной конусной части блока А. Все попытки ц.316 изготовить его из листового алюминия не давали нужного качества. И самое главное внешний вид конуса оставлял желать лучшего. При его изготовлении применялись ручные вальцы, а подгонку его под сварку делалась с помощью кувалды и молотков. Мало того при сварке конуса без применения кондукторов и заневоливающих приспособлений он получался с большими отклонениями от необходимых размеров. Плюс оставались следы от ударов молотков , который портили внешний вид. И все попытки пристыковать конус к блоку А терпели крах, не говоря уже о стыковке его с блоком Ц. Все попытки изменить толщину металла, марку алюминия, способ сварки не давал нужного результата. Уже большую часть пакета покрасили (блок Я в зеленый цвет, блок Ц и А в белый) осталось не окрашенной небольшая часть цилиндрической части блока А и сам конус.

Ни наш техотдел, ни привлеченные технологи отд. 617 не давали верного решения, только разводили руками.

Решение пришло неожиданно!

Трое рабочих ц.218 Ларин И.П., Шавкунов Р.Н. и Шакунов Н.П. предложили изготовить конус из пресс-шпана (пресс-шпан это тонкий прессованный картон). Его использовали для папок, куда вкладывались чертежи. В архиве его стояла целая бухта(метров 100). На удивление все поддержали такое решение, быстренько сделали развертку, быстренько вырезали, быстренько свернули, подвели к пакету – идеально подошло!!!.Одно плохо хлипкая конструкция получилась. Пока все думали как придать жесткость конусу, Ларин И.П. вырезал еще одну развертку и наложил одна на другую стянул блок полупотайными винтами (получилось очень красиво)–имитация заклепок полная.

Когда технологи и руководство опять все собрались у пакета ребята уже заканчивали монтаж. Еще несколько минут и они спрыгнули со стремянок. Все принимайте работу – сказал Ларин И.П.

Все ахнули, конус стоял как влитой- ни морщинки , ни вмятинки.

Овсянников Б.Д. аж крякнул от удовольствия – как пасхальное яичко!

Все подходили к пакету трогали его руками, как бы проверяя его на прочность.

Все было хорошо, но был все же дефект, бросающийся в глаза, продольный стык: он был выполнен внахлест и хотя головки винтов имитировали заклепки верхний край пресс-шпана не плотно прилегал к нижнему краю.

Это поправимо, сейчас замажем шпаклевкой ЭП-20, после сушки зачистим наждачкой и все можно красить, сказали ребята, приходите часа через три.

Через три часа опять почти все работающие в МИКе собрались у пакета. Он был уже полностью покрашен и сиял белизной!

И все же злосчастный стык был заметен! Пусть он не бросался в глаза сразу , но он был заметен, а поскольку пакет стоял в пролете головой на вход в МИК у поперечного проезда, при осмотре комиссией и его приемке они будут подходить к нему , как раз , там где конус стыкуется с блоком Ц. И первое что они увидят этот злополучный стык.

Все замолчали, и как нарочно все работы по реконструкции МИКа вдруг приостановились и в МИКе повисла тягучая тишина. Как на похоронах – сказал кто-то негромко. Цыц ты еще - одернул его Овсянников Б.Д.

И вот в этой тишине мне пришла идея: а давайте поднимем пакет на две тумбы повыше (благо этих тумб осталось от стендов зак.52 очень много, высота тумбы 900мм).

Точно - поддержал меня Кравченко В.Е.

Сколько надо на это время, часа 1,5 хватит - добавил он.

Вполне – сказал Овсянников Б.Д.

Я ушел к себе в кабинет, а через час звонок: это Овсянников Б.Д. - приходи смотреть свое предложение. Спустившись в пролет я подошел к пакету так, как проходила бы приемная комиссия: теперь пакет поднялся на 2 метра и чтобы окинуть взглядом весь пакет надо было поднять голову. И все же стык при внимательном рассмотрении был виден.

Неплохо получилось – сказал Кравченко В.Е. но… его рука указывала на стык, что скажешь рационализатор - обратился он ко мне. Я уже хотел как наши технологи развести руками и тут мне пришла новая идея!!!

Виктор Ефимович – сказал я, а давай те поставим в начале и конце пакета по прожектору , направим их друг на друга и чуть поднимем вверх, а для полного светового эффекта отключаем часть секций потолочного света. Создадим резкий переход от яркого света, на мягкий полумрак-выпалил я.

Ну это сделать пара пустяков - понял сразу идею Овсянников Б.Д.

И вот через полчаса , когда все было сделано этот противный шов пропал полностью!

Готовьте к сдаче документацию и приглашайте приемную комиссию!- сказал Кравченко В.Е.

Это было 28 декабря 1979г.

А 29.12.79г я уже уезжал в Самару, но я до сих пор горжусь тем, что я стоял у истоков славной страницы советского космоса, и пусть это было всего лишь стале-алюминиево-прессшпановый прототип РКС «Энергия-Буран»!!!

Так начиналась жизнь Ракетно-Космической Системы «Энергия-Буран»