Аркадий Савельевич зашел на кухню. Новый повар в панике бегал от одной плиты к другой. Парень молодой, пожилой владелец ресторана решил дать ему шанс. Но, глядя на паренька, Аркадий Савельевич уже жалел, что решился взять неопытного сотрудника. Только колледж закончил, а живо так на собеседовании доказывал, что справится. Теперь тормозил. Испугался большого наплыва посетителей. Шеф-повар его подгонял, он от того еще больше терялся. Пожилой мужчина вышел в зал.
Управляющий деликатно объяснял гостям, чтобы не волновались. Увидев хозяина заведения, он виновато улыбнулся, подбежал к нему и предложил столик. Аркадий Савельевич отказался, пожелал хорошего вечера и вышел из ресторана. Поехал в центр. Там ему привычнее ужинать.
Александр быстро усадил шефа, обслужил и за официанта, и за себя. Аркадий Савельевич от компании управляющего отказался. Медленно ел и рассматривал зал.
Это самый дорогой ресторан из его сети. Раньше ему нравилось здесь ужинать. Ощущаешь свою значимость, все с уважением на тебя смотрят. Глядя в окно, на проходящих мимо людей, ты понимаешь, что в жизни ты состоялся. Можешь себе позволить многое. Не заглядывать с завистью в окна ресторанов, а, расслабившись, наслаждаться жизнью. Поэтому он любил такие тихие и размеренные ужины. Здесь ему казалось, что он успешный бизнесмен. Дома же он был одиноким стариком. Который всю жизнь сколачивал свое состояние. Который откладывал на потом личную жизнь. Который все искал идеальную жену. И остался один с пятью успешными ресторанами и состоянием, которое теперь его не радует. Конечно, можно завести молодою жену и делать вид, что ты искренне веришь в любовь. Но Аркадий Савельевич устал.
Вот сейчас вокруг него бегает Александр. Вроде как правая рука его. Но останется он без денег, будет ли он так вокруг него бегать? Наверное, будет. Думал пожилой мужчина. Все-таки 15 лет уже в помощниках у него. Вдоль и поперек изучил старика.
Опять под ребром запекло. Боли все сильнее становились. Иногда так прихватывало, что пошевелиться боялся. Раньше на жирную еду думал. Но сейчас ему принесли салат. А все равно то же самое. И есть особо не хочется. Решил, что завтра в больницу пойдет. Как подросток ведет себя. Все боится без присмотра свои рестораны оставить. Уже бы и о здоровье побеспокоиться нужно. Аркадий Савельевич уже не молод - за 70 перевалило. Здоровье всегда отменное было. Из еды ни в чем себе не отказывал. А тут печень-то начала возмущаться. Видать сказалась любовь к жирной свинине и алкоголю. К врачу добрался только через неделю.
- Рак печени. 4-я стадия, - сухо сообщил доктор, делая вид, что внимательно рассматривает анализы. Сомнений не было, но так не нужно было смотреть в глаза пациенту. Еще боролся с чувством – назначить дорогое лечение, которое все равно не поможет или так и сказать, что не стоит? - Вот это облегчит боль, - доктор протянул рецепт. Это стандартный набор. Так больному будет легче. Он из-под лба посмотрел на пациента, пытаясь определить его финансовое положение. Он не любил эти процедуры. Давать надежду - когда знаешь, что человек скоро умрет.
Многие хватаются за любую возможность вылечится. Тратят сумасшедшие деньги. Но в своей практике доктор не встречал людей, которые бы победили рак на такой запущенной стадии. Даже протянуть несколько месяцев – большое чудо.
- Сколько я проживу? – спокойно поинтересовался пациент. Доктор поднял на него глаза и задумчиво посмотрел на него. Старичок опрятный. Строгий взгляд. Видать привык быть главным. Или уже устал от жизни или просто не хочет показывать, что диагноз его напугал.
- Три месяца… шесть, - начал доктор. – Мы можем пройти поддерживающую терапию и продлить Вашу жизнь. Иногда результаты хорошие. Не буду Вас обнадеживать, это не излечивается полностью. Но, возможно, год мы выиграем.
- Спасибо, не нужно, - Аркадий Савельевич встал, аккуратно сложил рецепт и попрощался с доктором. «Так неожиданно. Всегда думаешь, что вся жизнь впереди. Винишь жирную свинину и неумелого повара в своих проблемах. И не задумываешься о том, что когда-то это все закончится» - размышлял пожилой мужчина, сидя на лавочке в парке. Три месяца, чтобы успеть что-то – и 70 лет, за которые ничего не успел. Странное ощущение. Сейчас он понимал, что за 70 лет не сделал ничего хорошего. Вот не станет его. Завещаю дело Александру.
Он побегает, попыхтит, оформит на себя рестораны. Он акула. Перегрызет за дело глотку каждому. Но это его дело. У него семья. «Семья» - Аркадий Савельевич тихонько засмеялся. Дома семья, на работе молоденькие официантки. Интересно, а он тоже когда-нибудь поймет, что все эти показные выпендривания – это пыль? Аркадий Савельевич знал, что его управляющий на энергетиках держится. Только притворяется молодым. Чтоб не упасть в грязь лицом перед богатенькими друзьями. Каждый строит из себя что-то большее, чем то, на что он способен. Чтобы потом только пыль от себя оставить. Которую сдуют и забудут. Мимо прошла девушка с ребенком. Маленький мальчик канючил у мамы мороженное.
- Нет денег! – отмахивалась от него молодая мамочка, в руках у которой была сигарета.
Пожилой мужчина покачал головой. Первым делом – самое необходимое, а дети потом. В привычку это настолько вошло, что совершенно нормально жить в нищете, но выкуривать по пачке сигарет в день. Он тоже в молодости курил. Но не на последние деньги. Люди жалуются на нищету, но сами оттуда не хотят вылазить, ждут чуда.
Сколько завистников у Аркадия Савельевича было. Многие смотрят на него сейчас, и не удосуживаются покопаться, с чего он начинал. А он первым делом бросил курить и на эти деньги начал покупать товар. Финансовая пирамида, так сказать. Которую он сам построил. Если положить пачку сигарет, которой он когда-о пожертвовал, к его настоящему состоянию, то никто не поверит, что это фундамент его сети ресторанов. Пожилой мужчина догнал девушку с ребенком и вручил мальчику несколько крупных купюр.
- Купи себе мороженое, - улыбнулся он растерянному ребенку. – Или даже не так. Это твои деньги. Только твои, - Аркадий Савльевич покосился на мамочку. – Делай с ними что хочешь.
В тот вечер он решил последние месяцы своей жизни заняться тем, чтобы подарить лучшую жизнь тому, кто этого заслуживает. Чтобы не просто так выделить в своем окружении этого заслуживающего лучшего, пожилой владелец ресторанной сети придумал план, как проверить своих сотрудников. И самому себе скрасить последние месяцы жизни, отвлечься от болезни, и посмотреть со стороны на работу своих заведений.
Впервые за многие годы Аркадий Савельевич посетил не фирменный магазин, а сэконд-хенд. Купил за копейки старую одежду, которая там пылилась не известно сколько времени, чем очень удивил продавщицу. На рынок зашел. Купил у бабушки яблок. Такие невзрачные, разложенные по старым пакетикам. Торговка отдала пожилому мужчине пакетик, и полезла в старую сумку на колесиках за следующим, чтоб выложить его на свой ящичек – прилавок. Аркадий Савельевич попросил у бабушки продать ее сумку.
- Смеетесь, что ли? – пробурчала та. – Если не продам свои фрукты, как мне их потом домой везти? Вон там за углом сумки разные продаются. Там и купите себе, какая понравится.
- А мне Ваша нравится, - улыбнулся пожилой мужчина. Старушка отмахнулась от ненормального покупателя. Аркадий Савельевич сходил к тому продавцу, что старушка показала, купил сумку, засунул туда несколько тысяч. Вернулся к бабушке с яблоками. - А на обмен дадите свою сумку? – подмигнул ей мужчина. – Мне новая незачем. А для одного дела нужна старенькая. И Вам приятная обновка, и мне хорошо.
- Ну, если для дела, так бы и сказали, - смягчилась пожилая торговка. – На обмен согласна. А то уж было подумала, что у старика крыша едет.
Она вытащила все из своей затертой мешковатой сумки и протянула ее покупателю. Аркадий Савельевич поспешил прочь с рынка. А старушка начала перекладывать вещи.
- Мужчина! – обнаружив внутри деньги, она окликнула удаляющегося старика. – Вы тут забыли.
Аркадий Савельевич оглянулся и улыбнулся, давая понять, что ничего не забыл. Приятно было, что помог хорошей женщине. Не всякий человек, обнаружив деньги, признался бы в этом.
На следующие утро, надев старую одежду и взяв обменянную сумку, он пошел к знакомому гримеру. Уже к обеду Аркадия Савельевича было не узнать. Он превратился в старичка, который только что приехал из деревни.
Пошел в свой ближайший ресторан. Здесь бизнес-центров вокруг много. Ресторан часто использовался для корпоративов, всегда клиенты были. Выручка хорошая. Он знал, что и официанты с хорошим чаевыми, и управляющий не бедствует. Иногда на хороших льготных условиях сдавали для благотворительных мероприятий. Управляющая была женщина 40 лет. Всегда мило улыбалась, приветливо с посетителями общалась. Аркадию Савельевичу хотелось именно Илоне отдать свою сеть. Серьезная семейная женщина. Работает много, семью почти не видит. Но на входе его остановил охранник. - Не положено, - грубо заявил он.
- Добрый день! – поприветствовал мужчину старик.
– Почему нет? Я не могу у вас поесть?
Артем, охранник, которого Аркадий Савельевич немного знал, упорно отказывался впускать его. Никак не объясняя причину. После долгих споров, посетитель настоял на том, чтобы к ним вышел управляющий. К его неприятному удивлению Илона не то что впустить его не согласилась, но даже грубо выругала его и пригрозила, что охранник применит силу, если старик не уйдет добровольно.
Первый опыт не оправдал ожиданий владельца ресторанов. В Илоне он разочаровался. И поехал в следующее заведение. Во втором ресторане его встретили с натянутой улыбкой и объяснили, что мест нет.
- Вон же сколько мест, - возразил посетитель.
- Все зарезервировано! – настаивал управляющий.
- Пока ваши резерваторы придут, я быстро поем, - не отставал Аркадий Савельевич, зная, что никаких резервов нет, потому что таблички на столе стояли бы.
- Не положено! Они придут с минуты на минуту.
Даже спорить не стал. Еще нервы тратить. И так понял, что ничего не добьется. Зачем добро навязывать, если люди не хотят? Сам Аркадий Савельевич уже давно понял, что лучше не грубить людям, не известно, как жизнь дальше распорядится. Каждый человек, встречающийся в жизни, может оказаться в чем-то полезным. В третьем ресторане ему еще больше нагрубили.
Управляющего на месте не было, но настойчивый посетитель потребовал, чтобы позвонили ему. По телефону ничего хорошего не услышал.
- Дед, иди скушай шаурму на вокзале. И дешевле тебе выйдет и нам ничего не испачкаешь, - отмахнулся от него управляющий и сбросил вызов.
Надежда на ресторан Александра оставалась. В пятом ресторане, даже не сомневался, что выставят. Хозяин знал, что сегодня там большой корпоратив будет проходить. Вряд ли там буду рады его визиту. Поэтому, оставив самое сложное напоследок, пошел Александра проверять на человечность.
Подошел к ресторану, по привычке сразу в зал прошел. Охранник его остановил.
- Куда, дедуля? В туалет не пускаем.
- Мне бы только немного поесть, - объяснил Аркадий Савельевич.
- Дедуля, твоей пенсии не хватит, чтоб здесь поесть, - засмеялся охранник.
Посетитель тоже стал спорить, чтобы управляющего позвали. С каких пор, говорит, охрана решает все. Хочу поговорить со старшим. На громкие перепалки выбежал Александр.
- Бродяг у нас не обслуживают!