Найти тему
ClayHiatory

Колдер Холл, или Селлафид

Оглавление
"Sellafield 2 will produce 7.5 tons of plutonium every year.
1.5 kg of plutonium make a nuclear bomb
Sellafield 2 will release the same amount of radioactivity into the environment as Chernobyl every 4 and a half years
One of these radioactive substances Krypton 85 will cause death and skin cancer".¹

Именно с этих слов начинается ныне песня "Radioactivity" от немецкой музыкальной группы "Kraftwerk".

После этого монолога, роботизированный голос озвучивает название песни, потом идёт сообщение, зашифрованное кодом Морзе, а затем тот-же голос произносит четыре топонима- названия мест, где в тот или иной промежуток истории произошли техногенные аварии и катастрофы, связанные с радиацией:

"Tshernobyl, Harrisburg,
Sellafield, Hiroshima".

С Чернобылем и Хиросимой всё, я надеюсь, ясно. Но что такое Хэррисбург (Гаррисберг) и Селлафид? Сегодня поговорим о последнем.

На побережье Ирландского моря, там, где сейчас находится графство Камбрия Великобритании, не раньше 1000 года н.э норвежскими поселенцами был построен городок Си́скейл (Seascale). Более ничего примечательного в своей истории этот городок не видел. Он ранее вообще состоял из кучки ферм, пока в 1850 году через эту территорию не проложили железную дорогу. А во время Второй Мировой войны на месте будущего "Селлафида" строился специальный Королевский Артиллерийский Завод (ROF).

После Войны, в 1947 году началось строительство атомного комплекса. В 1950-51 годах были запущены первые два графито-газовых ядерных реактора для производства Плутония (Pu). И в 1953 году построили атомную электростанцию Колдер Холл. Если Обнинская АЭС, которую мы рассматривали ранее, является первой в принципе АЭС в Истории, то Колдер Холл была первая в истории АЭС, построенная в капиталистической стране. Такая номенация тоже была.

-2
В официальном открытии и начале работы станции участвовала сама королева Елизавета II, 17 октября 1956 года.
В официальном открытии и начале работы станции участвовала сама королева Елизавета II, 17 октября 1956 года.
-4

Помимо обычного плутония, производился ещё и Оружейный Плутоний (²³⁹Pu). Помимо реакторов Колдер Холл-1 и Колдер Холл-2 позже были построены Колдер Холл-3 и Колдер Холл-4. Это, как я понял, те четыре огромных трубы, из которых валил белый дым. А ещё чуть позже, станция перерастёт в комплекс и построят ещё один реактор "Уиндскейл" в отдельном здании.

-5
-6

Всего на этом ядерном комплексе под названием "Се́ллафид" произошло четыре происшествия и одна авария.

Эта авария не заставила себя после открытия сего предприятия ждать. Она произошла 10 октября 1957 года и считается самой крупной на территории Соединённого Королевства.

Представьте себе: две железобетонные оболочки, внутри место для стержней из графита в форме восьмиугольника с тремя тысячами отверстий- каналов, в каждый из которых закладывалось по несколько урановых стержней- тепловыделяющих элементы (ТВЭЛ), покрытых алюминием. В прошлый раз мы уяснили, что во время работы реактора ТВЭЛы нагреваются и раскаляются. Раскалённый уран при контакте с воздухом воспламеняется. Для предотвращения этого, как раз таки уран и покрывали алюминием. А чтобы алюминий не расплавился, конструкцию вместо воды охлаждали воздушными потоками из мощных вентиляторов. Такой горячий воздух выходил из вентиляционных труб со специальными фильтрами, поставленных по инициативе физика Джона Кокрофта.

Джон Дуглас Кокрофт
Джон Дуглас Кокрофт

Когда ТВЭЛы изнашивались, их выгружали с помощью втягивания в отверстия новых, и старые падали в специальный бассейн с водой, где они охлаждались до того, как выделяемые ими радиоактивные элементы не распадутся, пока их период полураспада не закончится.

Во время работы, в графите накапливалась энергия, которая могла в любой момент высвободиться в виде скачка температуры: он мог расплавиться, разрушиться. Для предотвращения таких ситуаций пользовались свойством графита².

Итак, 7 октября 1957 года персонал щита управления заметил, что в первом реакторе накапливается энергия- его температура оказалась выше нормы. Было решено высвободить её путём обжига графита- вентиляторы на время выключались. В канале 20-53 было установлено, что в нём энергия смогла высвободиться- температура в нём стала увеличиваться. Тогда было решено провести процедуру ещё раз, и температура всего графита (активная зона) повысилась. 10 октября оператор пульта заметил, что с реактором творится что-то странное: после процедур обжига графита реактор начинал охлаждаться, но в этот день конструкция нагрелась до 400°. Для охлаждения была усилена работа вентиляторов. Также, в трубе зафиксирован повышенный радиационный фон. Предположительно, один из ТВЭЛов загорелся, и огонь из аварийного канала перекинулся на другой, на верхний. Из трубы пошёл дым.

Оператор Томас Хьюз вместе с коллегами надев специальные костюмы осмотрели канал 20-53. Картина: смотришь в дыру, а глубоко в ней видно что-то красное. Это ТВЭЛы раскаленны докрасна.

Ещё один оператор- Том Той- взабрался на верхушку реактора, где располагалась крышка, которую можно было открыть и посмотреть сверху что сейчас происходит в активной зоне. Открыв крышку, Той увидел, что пламя, в прямом смысле, полыхало, и проглядывались голубые оттенки- признак горения графита. Всем тут-же стало ясно, что все эти сорок восемь часов на предприятии проходил сильный пожар, а температура в реакторе к тому времени достигла катастрофической отметки в 1400°С. В любой момент могла обрушиться железобетонная оболочка, и тогда все сотрудники погибли, а близлежащие земли в округе оказались заражены радиацией.

Было решено вызволить, выбить все ТВЭЛы из аварийных каналов. Делали это с помощью обычных металлических палок, но те настолько расплавились, что застряли не двигались. Затем и палки раскалились и деформировались. Затем активную зону попытались залить углекислым газом- снова безрезультатно.

Тогда Том Той переходит на крайние меры. Уже на утро 11 октября в 8:55, осознавая возможность взрыва³, реактор затопили водой из ближайшей речки: куча брансбоидов закреплена к отверстиям каналов, после чего тонны воды поступали в активную зону. По началу даже это не могло потушить "сердце". Тогда было велено отключить все вентиляторы и только после этого реактор начал постепенно охлаждаться. Том Той говорил, что когда снова взабрался на верхушку реактора, для открытия крышки понадобилось приложить усилия. Расплавленный металл черпал кислород откуда только можно было. Воду перекачивали в аварийные каналы оставшиеся двадцать четыре часа. В результате 12 октября в 3:20 реактор был переведён в холодное состояние. Пожар, длившийся целых три дня, наконец потушен.

-8
-9

Первое чрезвычайное происшествие и по совместительству первая авария за историю работы "Уиндскейла" привело к выбросу в атмосферу радионуклидов- Йод 131, Цезий 137, Ксенон 133, в результате чего по всей Европе радиационный фон повысился. Считается, что в этой аварии не было погибших и никто не получил большую дозу радиации. Эвакуации с окружающих реактор мест предпринято не было. В ту пору больше всего беспокоились за недолгоживущий йод 131, который при попадании в организм человека накапливается в щитовидке, вызывая рак щитовидной железы. Считается что авария явилась катализатором к многочисленным раковым заболеваниям щитовидной железы с летальным исходом среди местного населения.

Далее происшествия происходили и на других реакторах, но с октябрём 57-го они несравнимы. Последний инцидент произошёл в 2014 году.

А реактор всё ещё стоит, закрыт и запечатан. Часть ТВЭЛов, что не пострадала, извлечена. Но повреждённые огнём всё ещё остаются там. Это ≈15 тонн Урана. Демонтаж реактора запланирован на 2030-е годы, и только с помощью роботов.

Более известий об атомном комплексе "Селлафид" на сей момент нет.

¹Этот текст никогда и не при каких условиях не будет переведён автором данной записи.

²При температуре обжига 250°С графит становится пластичным, и тогда он "успокаивался".

³Раскалённый металл при контакте с водой выбивает атом кислорода из молекулы воды H2O, оставляя один водород H2, который при контакте с водой создаёт взрывоопасную гремучую смесь: 2H2+O2=2H2O

-10