"Еще несколько лет назад практически на любой встрече
Михаила Сергеевича с людьми звучал возглас: "Только бы не было войны!А в 60-70-х годах даже у меня, еще совсем молодой женщины-социолога,
ходившей с опросным листом от одного сельского двора к другому, люди, особенно женщины-матери, выпытывали тревожно: "А войны не будет?" Я их спрашиваю о зарплате, о работе, о детях, семье, об их нуждах, а они в ответ:"Лишь бы не было войны!"
Р.М.Горбачева в книге "Я надеюсь...", 1991
Н.С.Михалков, 1978 год, фильм «Пять вечеров», мужчина и женщина, Гурченко – Любшин, … «лишь бы не было войны…».
Женщина, потеряв годы жизни без любимого человека, говорит: «Лишь бы не было войны…»…
Талантливый режиссёр, великая картина и …лишь бы не было войны…
И – война… В 2022 году. Одна из войн последних 30 лет. Развал СССР, Грузия, Узбекистан, Карабах, Приднестровье, Абхазия, изгнание русских из Казахстана и Прибалтики, Осетия, Киргизия, Таджикистан, дважды Чечня, Донбасс…
Война полнокровно вошла в нашу жизнь, но мы всё ещё живем идеями мирного сосуществования двух систем и этим… лишь бы не было войны…
Я не о Михалкове, не о его художественном даре и мастерстве. Здесь как раз всё нормально и признанно. Я о смысле.
Народ своим образом жизни, своей слабостью в глазах других народов в 1941-м накликал войну на свой дом. На фоне этой слабости надувал щеки перед этими народами о своей исторической силе и готовности воевать. В навалившейся на его плечи войне получил первые и сокрушительные поражения. С великим трудом и великой кровью встал на ноги и всё же дал отпор агрессору. Сокрушил его, положив на алтарь победы десятки миллионов своих и самых сильных, свой генофонд. Положил труды на восстановление жизни и… не исправил причину вражеского нашествия. «Лишь бы не было войны» – это вывод, родившийся от великого страдания, но не родивший заботу о предотвращении нового нападения, вывод будущего поражения. Нападают на слабых, нападают на тех, кто не хочет воевать. Ведь не ответил же мужчина на страдания и страхи своей любимой женщины: «Мы не допустим войны».
1978-й год. «Лишь бы не было войны». Как будто на дворе не было русско-американской войны, лукаво названной Холодной.
Через 7 лет начнется перестройка, основой которой станет уверение народа Горбачевым, что он договорился с США, что Холодной войны не будет… Договорился с врагом, который начал эту войну, который организовал все войны 20-го века, способ жизни которого – война.
И народ, убаюканный этим «лишь бы не было войны», поверил в невозможное, в то, что войну можно закончить договором о мирном сосуществовании, а не победой одной из сторон. И получил своё поражение и победное шествие американского оккупанта по русской земле, получил поражение в этапе войны, получил развитие интервенции на своей территории.
И даже когда часть народа очнулась от наркотика «лишь бы не было войны» и пошла воевать, довоевывать русско-американскую войну, народ от войны бежит к своему полному поражению и истреблению усиливающимся в своих надеждах на победу врагом.
«Лишь бы не было войны».
Продолжим ли мы жить в этой мечте и иллюзии, не смотря на льющуюся на фронтах русскую кровь? Или всё же вспомним хотя бы своих дедов, которые сумели в поражении пробудиться от иллюзий и защитить свою и нашу жизнь? Не пора ли дать войне русский ответ: «Нет войне победой над агрессором, и его безоговорочной капитуляцией перед русским духом и русским оружием»?
Дадим ли мы урок своим потомкам «Мы не допустим войну в русский дом» исправлением своего отношения к жизни, заботой о ней даже ценой своей крови и самой жизни? Как это было всегда на Руси до пролетарского беззакония. Как это будет на Руси, если мы ныне восстанем.