«Моя заправка до самого Берлина» - писали на танках бойцы маршала Рыбалко. Поразительной судьбы командир и человек. Мастер танковых переправ, секрет которого так и не смогли постичь ни наши враги, ни союзники.
Либеральные своё излюбленное «телами завалили» непременно относят и к переправам. Тем более, к переправам с тяжёлой техникой. И действительно, форсирование водных преград под огнём противника всегда связано с тяжёлыми потерями.
Одна беда – танки расстрела не боятся. И пятьдесят восьмой статьёй стальную машину не запугать. Нужны крайне смелые и прорывные технические решения. На голом энтузиазме по воде танки не ездят. Маршал Рыбалко по таким решениям был мастером.
Что удивительно – будущий маршал из украинских бедняков, потому при царе получил только три класса церковно-приходской. И в тринадцать лет на сахарный комбинат, работать. Какая тут учёба.
При всём этом Павел Семёнович к Великой Отечественной вояка крайне опытный. Воевал в Первую Мировую, бил в Гражданскую Деникина, Махно и Петлюру, воевал в Китае против японских милитаристов под видом белого генерала.
Когда началась Великая Отечественная Рыбалко уже прочно считался не боевым командиром, а талантливым разведчиком. Возглавлял кафедру разведки в особой секретной школе при Генштабе Красной Армии. Просьбы отправить на фронт отклонялись, потому что разбрасываться такими особыми кадрами никто не рисковал.
Ещё и здоровье сильно подкачало. Ещё во время боёв Гражданской Рыбалко получил сильную травму печени. Периодические обострения болезни полностью выбивали из колеи. Крепкий сорокалетний вояка был вынужден неделями едва ходить с палочкой пока болезнь не отпускала.
Пришлось обращаться напрямую к товарищу Сталину. Только тогда Рыбалко оказывается командиром наших танкистов. На фронте воюет и единственный сын, названный в честь Ленина, лейтенант Вилен Рыбалко. В семнадцать лет парень героически сгорит в бою под Харьковом в своём танке.
Именно будущий маршал Рыбалко стал применять переправы чуть ли не с марша. До этого перевезти танки через водную преграду считалось делом почти неподъёмным.
Сначала требовалось прочно закрепиться на переправе, захватить плацдарм на другом берегу, навести понтоны или временные мосты. И только потом гнать тяжёлую технику.
Когда наши войска подошли к Киеву ждать пару недель для форсирования Днепра было просто невозможно. Генерал Рыбалко тогда сказал, что в Италии союзнички готовились форсировать речку Волтурно чуть ли не месяц. У нас такой роскоши нет. Потеряем временное преимущество, враг подтянет резервы и наступление захлебнётся.
Форсирование Днепра – первая столь масштабная переправа танков почти сходу. И дело не только в массовом героизме танкистов. Была проделана стремительная, но крайне сложная техническая подготовка.
Понтоны подтягивали едва ли не минута в минуту к прибытию танковых частей, чтобы не дать вражеской артиллерии расстрелять крупные скопления техники. За эту блестящую операцию Ватутин наградил Рыбалко Золотой Звездой Героя.
Ещё одна крайне стремительная переправа танков через реку Сан при освобождении Львова. Тогда армии удалось пробить крайне узкий коридор, едва ли больше пяти километров. Удерживать его долго было невозможно.
Танкистам Рыбалко удалось сходу форсировать Сан и выйти ко Львову в глубокий рейд. Перепуганные фашисты бежали, бросив город. Тем самым город был спасён от тяжёлых боёв и запланированного минирования фашистами.
Характерный штрих – в Советские годы во Львове была улица освободителя Павла Рыбалко. Сегодня она называется именем Симона Петлюры. Которого этот самый Рыбалко крепко бил в Гражданскую. Петлюры, сдавшего Львов в двадцатом году полякам.
Ещё одно интересное решение нашли при форсировании реки Нида во время Висло-Одерской операции. Река неглубокая и по бродам вполне могли пройти танки. Беда в том, что реку затянуло толстым льдом, который не поддавался даже моторам тридцатьчетвёрок. Машины проваливались и упирались бортами в лёд.
Рыбалко предложил поднять несколько танков на пригорок и расстрелять лёд на броде из орудий. Сработало отлично, во льду пробили длинную полынью, по которой и прошли боевые машины.
На реке Пилица танкисты Рыбалко создали переправу, что называется, из подручных материалов. Наводить переправу под огнём врага было невозможно.
Поэтому за несколько ночей наши сапёры вморозили в лёд толстые брёвна. В итоге танки пошли по усиленному льду как по мостам. А когда первые танки захватили плацдарм удалось быстро подтащить и собрать из готовых конструкций и полноценный мост для техники.
На Нейсе пехота просила поддержки, но танки едва подошли. Переправы для танков были не то, что не подготовлены, толком не разведаны. Ни понтонов, ни паром организовать было нельзя.
Рыбалко отдаёт приказ форсировать сходу. Ничего, закроем люки поплотнее и вперёд где помельче. Несколько танков заглохли в воде, но остальные прошли. Именно тогда на башнях танков Рыбалко появится знаменитое «Моя заправка до самого Берлина».
Самая звёздная переправа танкистов Рыбалко – Тельтов-канал в Берлине. Канал пропускал достаточно крупные транспортные суда. Штабные офицеры Гитлера были уверены, этот канал невозможно форсировать тяжёлой техникой.
Бои за канал действительно оказались крайне тяжёлыми. Но парни Рыбалко перешли танками и этот канал, вызвав панику у обороняющегося берлинского гарнизона.
За Берлинскую операцию Рыбалко получил вторую Золотую Звезду и звание маршала. Заправки танкистам боевого маршала до Берлина хватило. Вечная слава.