Найти тему
Об истории красиво

Как топливо повлияло на исход Второй мировой войны?

Оглавление

Вторая мировая война это не только непосредственные боевые действия, но и огромная работа тыла. К примеру, топливный фактор оказал существенное влияние на результаты.

Германия

После ПМВ Германия осталась без колоний. Кризис повлиял и на нефтяную промышленность. Американо-британские компании душили немецких производителей и завладевали рынком сами. Только с 1936 года Германия встала на рельсы самообеспечения в сферах военной и нефтяной промышленности (и в др.). Но этого всё-равно не хватало, быстрорастущей стране требовались новые земли и чужие месторождения и заводы.

К 1939 году стало ясно: с наращиванием военной мощи, Германии необходима война, иначе фашистский режим просто падёт. Так же ведь работает и у США: огромные расходы на армию, недостаток своего производства и капитала для удовлетворения потребностей, как следствие необходимость войны. Как вы понимаете немецким, британским и американским предпринимателям была очень выгодна война, поэтому и в политическом плане никто не воспрепятствовал.

Так, оккупация Чехословакии во многом помогла Германии в краткие сроки нарастить военную мощь в несколько раз. Помогали союзники и западные предприниматели, вложившие большие деньги в немецкую промышленность. Польша, Норвегия, Дания стали следующими крупными поставщиками ресурсов на нужды Вермахта.

-2

С военными успехами росли амбиции Германии, к 1941 году она была готова к вторжению на восток.

Вторгаясь на территорию СССР, Германское правительство предполагало тактику блицкрига, как и со всеми другими странами. Например, в большинстве стран Европы у немецкой техники не могло возникнуть серьёзных проблем с топливом, так как боевые действия длились недолго, а тыловое обеспечение практически не нарушалось. Тактика нападения на СССР точно такая же - накопление крупных запасов продовольствия и топлива, массированное наступление крупными механизированными соединениями при поддержке авиации. Таким образом, не предполагалось постоянное возобновление горюче-смазочных материалов на фронт, а быстрое их использование и последующая эксплуатация уже мощностей СССР.

-3

К слову, в Германии на 1939 год добыча нефти составляла около 1.3 млн тонн. Это всего 9% от общего потребления. 11% импортировалось из Румынии, 1,7% из СССР, остальной импорт осуществлялся по морским торговым путям. Так, на 1939 год запасы топлива составляли 2.2 млн тонн, при этом потребление росло с каждым годом и на 1943 год составляло уже около 10 млн. тонн. Приходилось добывать нефть путём переработки угля, то есть получалась синтетическая нефть, которая покрывала больше трети всех потребностей Германии.

С приходом военных действий, Великобритания блокировала морские пути, поэтому основными источниками становились союзники и покорённые страны, ну и, как не странно, США, доставлявшая в Германию и Италию более 1.5 млн. тонн мексиканской нефти.

Нефть удовлетворяла потребности флота, а синтетическое топливо потребности авто, танков и самолётов. По этой причине флот Германии остался беспомощным с потерей Румынии как поставщика нефти, а остальная техника осталась без обеспечения с потерей угольных бассейнов.

-4

В частности, на момент вторжения Вермахта в СССР всё было хорошо, так как основные потребители - лёгкие танки и бронеавтомобили - потребляли синтетический бензин в небольших количествах, благодаря своей лёгкости и мобильности. Но блицкриг был провален, скорость знаменитых лёгких пазиков (PZKpfw I/II/III) была бесполезна в реалиях российской природы. К тому же к пазикам быстро был подобран ключик и все их преимущества сошли на ноль. Началось значительное наращивание брони, а вместе с этим и массы. Для больших танков требовался драгоценный дизель, имеющий большой крутящий момент, а с поставками дизеля возникали трудности. Синтетический дизель к тому же загустевал при низких температурах.

Хоть у немцев и были производственные мощности и страны-поставщики, и им ничего не стоило создать новые двигатели, но дело больше в отсутствии нормальной логистики. Ведь чтобы покрывать все расходы армии приходилось бы разворачивать огромные сети поставок, переработки и доставки на фронт. А логистика у немцев то и дело нарушалась по разным причинам.

-5

Поэтому было решено оставить танки на бензиновых двигателях - бензин проще синтезировать и доставлять - а дизель использовать только для нужд флота и тяжёлой техники.

Германия могла стать доминирующей экономикой мира, если бы южные земли СССР сдались натиску немецких оккупантов. Но благодаря подвигу советских солдат и генералов, удалось отбросить планы фашистов. Поражения под Москвой, в Сталинграде и на Южном направлении подорвали экономику Германии, рассчитывай

СССР

В Советском Союзе также были проблемы с горюче-смазочными материалами. Это было связано с наращиванием военной мощи и модернизацией вооружения, в частности, авиации. Появлялись новые Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3. Эти единицы требовали использования качественного высокооктанового топлива (с тем же столкнулись и немцы, синтетическое топливо получилось получать с числом 87-90 и только под конец удалось создать 98).

-6

К тому же танки, начиная с Т-34, в основном потребляли дизель, а не бензин.

На момент 1940 года, на советских заводах было переработано около 30 млн. тонн топлива под нужды флота, техники и авиации. При этом на авиацию приходилось около 1 млн., где подавляющее большинство - с числом 70-74, что подходило для устаревших единиц типа И-15, И-153, ТБ-1, ТБ-3 и т.д. Поэтому в основном в СССР с топливом были проблемы по части новейшей авиационной техники.

Обратимся к цитатам:

Выступление командующего ВВС Ленинградского ВО Александра Новикова:

«Как правило, ежегодно… в самый разгар полётов, начиная с июля, а иногда и с июня, прекращается подача бензина, части переходят на голодный паёк, свёртывая из-за этого полёты…. Без бензина летать не научишься. Нормальная подача бензина начинается вновь с октября, когда уже фактически полёты по условиям погоды начинают свертываться, а аэродромы размокают. Для создания могучего Воздушного Флота, способного выполнять боевые задачи в сложных условиях, перебои с бензином необходимо прекратить»

Начальник управления снабжения горючим П. В. Котов в докладе:

«Удовлетворение потребности Красной армии в ГСМ по текущему снабжению, начиная с 1940 г., происходит с большими урезками. Из месяца в месяц НКО недополучает значительное количество ГСМ по установленным нормам… Выделенные Правительством лимиты в 1-м полугодии 1941 г. относительно того же периода 1940 г. значительно урезаны, а именно: по автотракторному горючему с 80,4% за 1940 г. до 61,1% от потребности 1941 г.; по авиабензинам с 78,2% за 1940 г. до 66,2% от потребности 1941 г. В целом на 1941 г. Госплан при СНК СССР планирует для текущего снабжения Красной Армии покрыть потребность НКО СССР в следующих размерах: по автотракторному горючему на 46‒75%; по авиабензинам на 91%. …обеспеченность по авиабензину Б-78, дизтопливу и дизсмазке в сравнении с другими сортами ГСМ крайне низка»