Плыло медленно вдалеке,
Уходило на повороты…
Здравствуй, Павлово-на-Оке!
Вот и пристань – твои ворота.
Владимир Половинкин
Павлово можно смело причислить к бесценным жемчужинам в ожерелье Нижегородчины. Еще в 1990-х гг. город вошел в список исторических населенных пунктов Российской Федерации. Расположен он на Перемиловских горах на правом берегу Оки. С поясом Пресвятой Богородицы, спасающей христиан от иноплеменных нашествий, сравнивали наши предки голубую ленту реки. По ее берегам тянулась дозорная линия, строились городки-остроги и охраняемые посты. Вдоль правого берега сооружались засеки – искусственные лесные завалы.
Первое упоминание о поселении относится ко второй половине XVI века (царская грамота Ивана Грозного 1566 года). Павлово издавна славилось искусными мастерами художественной обработки металла, возникшей на основе добычи местных болотных руд. Выгодно расположенное на оживленном тракте из Москвы в Нижний Новгород село быстро богатело за счет торговли и различных ремесел. В 1922 году ему присвоили статус города.
ИСТОРИЯ И ЛЕГЕНДЫ
Существует несколько легенд о происхождении названия поселения. Одна из них гласит, что основателем села был некий переселенец – перевозчик Павел.
Согласно другой, в начале XVI века, чтобы оградить судоходство на реке от лихих людей, на месте теперешнего Павлова был устроен правительством Стрелецкий острог. И назван он был по имени первого поселенца Павлов Перевоз.
К слову, летом 2016 года был открыт памятник легендарному основателю города – Павлу. Пьедестал украшает большая надпись с названием города и датой его основания – 1566 год. Авторский коллектив: К. Кубышкин, М.Мухаев, А.Михайлов, И.Яворский.
Для обороны перевоза, сопровождения важных грузов и преступников в Павлове была построена крепость с земляным валом, где находился гарнизон (об этом напоминают названия Острожной горы и улицы Стрелецкой).
В XVII веке поселение входило в состав царской вотчины (доходы с него шли на содержание дворцового хозяйства) и было известно как дворцовое село Павлово или Павлов Острог. В 1621 г. оно было пожаловано царем Михаилом Федоровичем его двоюродному брату и ближнему боярину, крупному государственному деятелю, князю Ивану Борисовичу Черкасскому. С этого времени начался быстрый рост поселения. К середине XVII века это село по числу дворов (700) превосходило многие города.
В результате пресечения мужской линии рода Черкасских в 1742 г. Павлово перешло во владение к графам Шереметевым, которые перевели местных крестьян с барщины на оброк, тем самым дав им возможность больше времени уделять промыслам. Новые владельцы всячески способствовали созданию благоприятных условий для продажи павловчанами своих изделий на рынках страны и содействовали в обучении местных мастеров передовым приемам металлообработки.
ГОРОД МАСТЕРОВ И УМЕЛЬЦЕВ
Слесарное производство существовало здесь еще в XVII веке. До второй половины XIX века изготовление разного рода замков (преобладающее производство), ножей, ножниц, различных инструментов и скобяного товара носило почти исключительно кустарный характер, но приняло особенно крупные размеры с водворением здесь фабричного производства, притянувшего себе и большинство кустарей, работающих на дому по фабричным заказам.
В 1840 году открыл небольшую мастерскую по изготовлению столовых ножей Михаил Иванович Теребин. Благодаря его наследникам предприятие получило дальнейшее развитие. В 1908 г. Алексей и Василий учредили торговый дом «М.И. Теребин и сыновья». На окраине Павлова, на собственной и арендованной у крестьянского общества земле братья поставили кирпичные производственные корпуса, оснастили их многочисленными станками, паровым и нефтяным двигателями.
К этому времени уже появились отделения фабрики в селениях Вареж Муромского уезда Владимирской губернии, Селитьба и Вязовка Горбатовского уезда Нижегородской губернии. К 1914 г. фабрика Теребиных превратилась в одно из крупнейших предприятий не только Павлова, но и всего сталеслесарного района. Производили Теребины широкий ассортимент продукции: столовые, кухонные, складные и промысловые ножи, кинжалы, ножницы, топоры, слесарный и пчеловодческий инструмент. Во время Первой мировой войны фабрика изготавливала различные клинки – для сабель, шашек, палашей и др. Кроме того, для нужд фронта здесь выпускались саперные и хирургические инструменты.
По-разному сложилась судьба сыновей основателя предприятия. Алексей Михайлович Теребин в 1912 году скончался от саркомы, а его младший брат Василий Михайлович был расстрелян в ночь с 31 августа на 1 сентября 1918 года на Мочальном острове. Национализированное предприятие Теребиных переименовали в фабрику №1. В 1919 году ей присвоили имя рабочего Ф.И.Марасанова. С 1930 г. она стала именоваться заводом им. И.В.Сталина, с 1958 г. – Павловским инструментальным заводом, с 1970 г. – Павловским заводом слесарно-монтажного инструмента (СМИ). В настоящее время носит название Павловского инструментального завода (ПИЗ) ООО «Павловский инструмент».
Традиции легендарной «Павловской кустарной артели металлистов», организованной в 1890 году народником, выходцем из обрусевшей немецкой дворянской семьи Александром Генриховичем Штанге, хранит завод металлоизделий им. Кирова.
В советские годы из промысловой артели «Труженик» по производству замочных изделий возникло предприятие «Мехинструмент» (1924), в городе появился завод сувениров (1928), был построен ЗАТИ (завод автотракторного инструмента), позже перепрофилированный в ПАЗ (1931), основаны Павловский механический завод им. С.И. Кадышева (1941) и завод сборного железобетона, созданы предприятия пищевой и легкой промышленности.
Еще в 1927 году из Нижнего Новгорода к Павлову была проведена железная дорога, а перед Великой Отечественной войной сооружена автомагистраль Нижний Новгород-Павлово-Выкса, что укрепило экономические связи города со многими регионами России.
ЛИТЕРАТУРНАЯ ЛЕТОПИСЬ ПАВЛОВА
Впервые село Павлово (Павлов Перевоз) упоминается в литературных источниках в XVII столетии. Богатый московский торговец Федот Афанасьевич Котов, совершивший по поручению царя путешествие на Ближний Восток, описывает Павлов Перевоз, расположенный на полпути из Мурома в Нижний Новгород, как значительный населенный пункт, имеющий все атрибуты русского средневекового города: крепость и посад. («Хождение купца Федота Котова в Персию», 1623-1624).
В селе Павлов Перевоз на Оке происходит судьбоносная встреча в жизни Саввы Грудцына, героя крупнейшего оригинального произведения древнерусской литературы. Молодой купеческий сын, продавший душу дьяволу, на большом павловском торгу встречает бедно одетого святого старца, безвестного праведника, который, увидев гибельное состояние Саввы, призывает его к покаянию и возвращению в родной дом. («Повесть о Савве Грудцыне», 2-я пол. XVII в.).
В XIX столетии о Павлове неоднократно писали П.И.Мельников («Павловская промышленность»), Г.И.Успенский («Из путевых заметок по Оке»), А.Савельев («Павловские кустари»), В.Г.Короленко («Павловские очерки»).
«Кому не известны павловские изделия? – вопрошал в 1851 году П. И. Мельников-Печерский – почти всякий из нас обедает с павловским ножом и вилкою, чинит перо павловским ножичком, носит платье, скроенное павловскими ножницами, запирает свои пожитки павловским замком; с некоторых пор и бриться стали павловскими бритвами».
Блеску и нищете «русского Шеффилда», как нередко называли Павлово в прессе, посвятил свои очерки П.Д.Боборыкин: «Перед нами лежало все село. С этой стороны, т.е. с нагорных высот Оки, я в первый раз видел его так отчетливо, со всеми рельефами и углублениями…
Семи холмов я хотя и не насчитал, но положение Павлова, действительно, просится на картину. Два высокие холма; один покруче, другой поотложе, разделены большой балкой, и вот эти-то три части Павлова и заселялись в историческом и бытовом порядке. Самая высокая местность от выезда к верху, где стоит собор – ядро Павлова. Тут фабрики и большие заведения, тут скучилось в тесных улицах все коренное мастеровое население. Пространство между двумя холмами с боковыми овражками и щелями занято базаром, кузницами, постоялыми дворами. Тут же начали селиться и расторговавшиеся кулаки. Более пологий правый холм – новое Павлово с широкими улицами и каменными домами, а наверху, на выезде, лежат улицы погорельцев, новь обстроенные, после недавнего пожара.
Ярко и разноцветно блестит на солнце это село, похожее чуть не на город средней руки. Неудобно оно уместилось, но чрезвычайно живописно. По обрывам оврагов лепятся домишки и избенки, над ними высятся колокольни и главы церквей. Внизу пестреет базарная улица и тянется мост; направо и налево во всех направлениях мечутся в глазах красные и зеленые крыши купеческих домов. На самом берегу стоит запустелое каменное здание с барской архитектурой. Это так называемый Акифьевский дворец – дом бывшего крестьянина Акифьева, выписавшегося в купцы. Он же подарил селу тысячепудовый колокол, для которого пришлось построить около собора особую колокольню». (П.Д.Боборыкин «Русский Шеффильд. Очерки села Павлова»).
«СНЕЖИНКИ ИЗ МЕТАЛЛА НЕ РАСТАЮТ…»
В XVII-XIX вв. большое распространение в Нижегородском крае получили фигурные замки. Уже в XVII веке павловские мастера делали замки с винтовым ключом, содержащие много художественных деталей и украшений, выполненных в технике пайки и просечного металла. К XVIII-XIX вв. павловские замки пользовались широкой известностью по всей России. Здесь делали не только замки для практического применения, но и замочки миниатюрные, явно сувенирного характера. Павловские Левши изготавливали подсвечники с фигурами львов, замочки в виде коней, уток, охотничьи ружья, украшенные золотой насечкой.
В начале XIX в. промысел расширился. Все больше павловчан трудилось над изготовлением ножей, вилок, ружей, пистолетов, замков. Искусные мастера делали маленькие ружья, миниатюрные замочки. Фигурные замки нередко украшались искусной гравировкой по стали, отличались изяществом формы и безупречной работой механизма.
Павловские фигурные замки хранятся во многих музеях страны. Их по праву относят к наиболее ярким и самобытным явлениям в русском декоративном искусстве.
В советское время промысел пришел в упадок. Лишь отдельные мастера еще делали фигурные замки с секретом специально по заказам музеев.
Сегодня в Павлове работает завод сувениров, основной продукцией которого являются различные по форме и художественному оформлению складные перочинные ножи. Коллектив завода осваивает выпуск ювелирных изделий с филигранью и многоцветными эмалями. Таким образом, павловчане возрождают искусство перегородчатых и выемчатых эмалей, занимавшее когда-то видное место в русском ювелирном деле, а ныне совершенно утраченное.
СОЛНЦЕ В ОКОНЦЕ
Жители города прославили свою малую родину и тем, что вывели особый комнатный сорт лимона, а затем и мандарина. Экзотические фрукты в Павлове начали выращивать еще во второй половине XIX века с легкой руки местного купца Ивана Семеновича Карачистова, доставившего из Турции саженцы лимона. Черенки сначала лимонов, а затем и других цитрусовых предприниматель передал своему родственнику Е. Д. Елагину, который занялся разведением редких заморских растений. Он стал их выхаживать, догадавшись, что «южане» выживут только в теплом доме на светлом окошке. И на новой родине в комнатных условиях «иностранцы» хорошо акклиматизировались. Кадка с лимонным деревцем здесь была практически в каждом крестьянском доме, а, кроме того, был выведен новый сорт лимонов – «Павловский», который и сейчас часто встречается у цветоводов-любителей.
Летом 2005 года в сквере на Базарной площади состоялось открытие памятника павловскому лимону. Деревце с плодами в окне с резными наличниками выковали преподаватели и студенты Павловского техникума народных художественных промыслов. Авторы проекта: художник – В.Ю. Михайлычев, кузнец А.Г. Усцов. Исполнители: педагоги (В.Ю. Михайлычев, А.Г. Усцов) и студенты.
СТОЛИЦА РУССКОЙ КАНАРЕЙКИ
Общеизвестно, что из всех птиц, которых содержат в клетках, лучше других поют канарейки. Некоторые из их трелей очень похожи на соловьиные. Кенары появились в Павлове в XVIII веке. Павловчане – любители и знатоки канареечного пения. Они умеют разводить и содержать этих пернатых. В городе устраивают конкурсы птичьего пения. Присутствуют на этих состязаниях не только местные «заводчики» канареек – канароводы, но и любители из других городов страны. Компетентное жюри может снять с соревнований певчую птицу, если та выдаст неправильное колено. Иногда подолгу приходится ждать канареечной трели, причем в полнейшей тишине (пташки отказываются петь при малейшем шуме).
ГУСИНЫЕ БОИ
Традиционной русской потехой издавна считались гусиные бои. Этой забаве не одна сотня лет. Каждое второе воскресенье марта, когда у птиц начинается гон, в Павлове проводятся гусиные бои, на которые съезжаются владельцы пернатых со своими питомцами со всей Нижегородской области, из Тулы, Подмосковья, Рязани, Владимира и др.
Каждый бой продолжается около 20 минут. Длится он либо до победного конца, либо до позорного бегства одного из бойцов. Одновременно с гусаками на ринг выходят гусыни. Они в битве не участвуют. Пернатые пассии находятся рядом со своими кавалерами, подбадривая их гоготом и выступая в качестве группы поддержки. Гусиные бои в Павлове – это бескровные состязания. Если в старину нравы были суровы, и проигравшую птицу сразу отправляли в суп, то теперь гуси, которым не повезло, продолжают свою спортивную карьеру.
В центре города – в Ленинском садике в 2013 году был открыт памятник этому увлечению павловчан. Скульптурная композиция: два гуся-бойца, гусь-судья и две «дамы сердца» – так называемые любки.
ГОРОДСКИЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
В Павлове более сорока памятников истории и культуры областного значения. Давайте поближе познакомимся с некоторыми из них.
Музей ножа, бывшая вотчинная контора Шереметевых
(пер. Луначарского, 8а)
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 17.00, касса закрывается в 16.30.
Это самое старое из сохранившихся зданий города, построенное в середине XVIII века. Первоначально дом принадлежал купцам Долгановым, а с 1843 года в нем разместились вотчинная контора Шереметевых и Павловское волостное правление. В 1890-х гг. здесь располагался музей образцов Нижегородского отделения Императорского Русского технического общества, в 1897 году была открыта первая в городе публичная библиотека. После революции в здании разместилась вечерняя школа рабочей молодежи, в которой в 1924-1925 годах работал учителем известный советский писатель Николай Кочин.
Не так давно, 13 июля 2019 года, в здании открылся Музей ножа – филиал Павловского исторического музея. В его экспозиции представлены изделия крупнейших дореволюционных предприятий района – фабрики Кондратовых, товарищества Завьяловых, Павловской кустарной артели (ножи складные, столовые, ремесленные, кухонные). Основную же часть экспозиции составляют предметы, изготовленные на местных предприятиях в советское время (более десятка производителей и более 30 разновидностей).
Посетителям демонстрируют ножи из частного собрания московского коллекционера, исследователя истории производства ножевых изделий в России и СССР, автора книги «Русский нож: история, клейма и атрибуция изделий павловских мастеров 1830-1940 гг.» Игоря Дмитриевича Заворотько. Это самые разные инструменты, изготовленные мастерами Павловского сталеслесарного района в конце XIX – первой трети XX века.
Павловский исторический музей, бывшая усадьба Василия Илларионовича Гомулина (ул. Красноармейская, 6).
Одна из визитных карточек города – бывшая усадьба Гомулина на набережной Оки (1885). Редкий для провинции комплекс, выполненный в стиле академической эклектики с элементами барокко: стены красного кирпича с отделкой из белого камня, мезонин, башенки со шпилем, вставки с инициалами владельца В и Г (Василий Гомулин), ажурные кованые ворота. Часть строений усадебного комплекса, увы, безвозвратно утрачена. Внутри дом также представляет собой весьма впечатляющее зрелище. Богатый лепной и резной декор, наборный неповторяющийся паркет придают ему роскошный внутренний вид.
Владелец усадьбы – купец во втором поколении, один из крупнейших скупщиков местных сталеслесарных изделий Василий Илларионович Гомулин (1851-1904). В 1879 г. он женился на Елизавете Лавровне Ногтевой, дочери состоятельного горбатовского купца, венчание состоялось 15 июля в Воскресенской церкви с. Павлово. Невеста была младше жениха на 12 лет. Этот брак остался бездетным. Через несколько лет после смерти первого супруга Елизавета Лавровна снова вышла замуж. Ее вторым мужем стал Федор Васильевич Варыпаев, союз с которым был освящен в Троицкой церкви села Павлова 13 июля 1907 года.
В настоящее время в доме Гомулина располагается Павловский исторический музей. Он открыт ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 16.00. Санитарный день – последняя пятница месяца.
Экспозиция музея дает представление об этапах развития металлообрабатывающей промышленности Павлова, о замечательном мастерстве павловских умельцев. Изделия из металла составляют четвертую часть музейных фондов. Уникальны по своим размерам и разнообразию коллекции замков и ножей. В залах музея демонстрируются 50-килограммовый замок-великан и замок-невидимка, запирающий игольное ушко, весом 0,09 грамма. Для того чтобы рассмотреть некоторые экспонаты, необходим микроскоп. Вот, например, механическая блоха в платиновых башмачках. Если ее завести, тогда она начнет весело стучать молоточком по наковальне.
С целью продемонстрировать свою ремесленническую удаль, похвастаться друг перед другом умениями, мастера делали маленькие замочки. Хотя некоторые мелкие замки использовались и по назначению: например, на миниатюрные диковинки весом чуть меньше грамма было модно запирать собачьи ошейники. А некоторые щеголи носили карманные часы на цепочке, которая полностью состояла из таких мизерных замков, застегнутых друг на друга.
В экспозиции музея есть также замки фигурные, замки с секретами, складной нож «Свинка», включающий 100 предметов, и еще масса интересных вещей.
Воскресенская церковь (ул. Ломоносова)
Это самый старый городской храм. Он был построен на месте Воскресенского мужского монастыря, основанного в XVII веке. В XVIII веке монастырь был упразднен. От него остались два деревянных храма. Один из них был превращен в приходскую церковь, а другой продан в село Глядково, где и сгорел.
Во второй половине XVIII века прихожане Воскресенской церкви на свои средства выстроили каменный храм взамен прежнего деревянного. В 1778 году церковь была освящена нижегородским епископом Антонием. В ней находились иконы, написанные царским изографом Симоном Ушаковым – вклады вотчинников села Павлово князей Черкасских, утраченные в 1920-е годы в ходе изъятия церковных ценностей. В 1930-е годы церковь был закрыта и приспособлена под жилье, потом здесь размещались инкубатор и склад. Со временем были утрачены шатер и верхние ярусы колокольни, трапезная, алтарь, главы храма. В 1990-2000-е годы церковь была практически полностью восстановлена.
Дом Е.Е. Алипова (ул. Нижегородская, 3)
Дом крестьянина деревни Чирьево Муромского уезда, мучного торговца Ефима Ефимовича Алипова был построен между 1908 и 1912 гг. и замыкал перспективу улицы Нижегородской в сторону Оки. Значимость дома подчеркивалась угловой круглой башенкой с конусообразной крышей и единственным на этой улице балконом с ажурной кованой решеткой.
Первый этаж дома занимал бакалейный магазин, второй – жилые помещения. В советские годы в доме Алипова долгое время находился магазин «Товары быта». В начале XXI века здесь размещалось одно из отделений Сбербанка.
Дом А.И. Клокова (ул. Маяковского, 25)
В начале XX века был выстроен деревянный дом для купца Александра Ивановича Клокова. Это редкий для гражданской архитектуры Павлова образец жилого дома в «русском стиле».
Дома крестьянина Ф.М. Варыпаева (ул. Горького, 20)
Дом принадлежал выходцу из крепостных крестьянин графов Шереметевых Федору Михайловичу Варыпаеву (1818-1900). Он был одним из ведущих промышленников Павлова, владельцем крупной слесарной мануфактуры, постоянным участником российских и международных промышленных и художественных выставок, обладателем более 30 медалей, имел звание поставщика двора Его Императорского Величества. В 1863 году дом и фабрику Ф.М. Варыпаева посетил наследник престола цесаревич Николай Александрович Романов.
Жилой дом входил в состав крупной промышленной усадьбы. В глубине двора размещалось двухэтажное кирпичное производственное здание, оснащенное конным приводом, а впоследствии – паровой машиной. Во 2-й половине XIX века Ф.М.Варыпаев перестроил старый дом, который приобрел черты «русского стиля». В советское время облик здания претерпел значительные изменения: был разобран мезонин, убран балкон, оштукатурены стены, утрачен архитектурный декор. Некогда частный дом был приспособлен под коммунальное жилье.
Дом Фаворских (ул. Горького, 17)
Деревянный дом постройки 20-х годов XIX века вначале принадлежал дьякону Троицкой церкви П.А.Лебедеву, а после его смерти перешел священнику А.Г.Некрасову. В 1854 году здание было приобретено другим священнослужителем – Е.А.Фаворским, в семье которого родился будущий академик А.Е.Фаворский (1860-1945), выдающийся российский и советский ученый-химик. Здесь он провел свои детские годы (1860-1869 гг.).
Усадьба П.В. Щеткина (ул. Красноармейская, 14,16)
Старинная усадьба была построена в 1899 году Петром Васильевичем Щеткиным – успешным предпринимателем, горбатовским купцом 1-й гильдии, хозяином фабрики стальных изделий по производству лопат и замков (основана в 1874 году).
Усадебный комплекс является объектом культурного наследия. Он состоит из производственного и жилого корпусов. В начале прошлого века утраченный ныне каменный забор с арочными воротами держал красную линию застройки.
Дом поражает своей необычной архитектурой, снаружи его стены отделаны красным кирпичом, а крыша покрыта черепицей. Особенностью дома Щеткина является изящная висячая башенка-эркер с окнами на три стороны. В нижней части эркер украшен кружевной лепниной в виде классических растительных мотивов. Его конусообразная крыша покрыта металлической «чешуей» и украшена установленным в центре деревянным резным шпилем. В свое время это был единственный дом на улице с башенкой и ажурной кованой решеткой на крыше, которая использовалась в качестве балкона. Левая часть здания была пристроена уже в ХХ веке с учетом архитектурных особенностей усадьбы. В настоящее время в доме П. В. Щеткина размещается ресторан.
Современные памятники
Рукотворной памятью предкам стали современные монументы, один из которых – скульптура павловского кузнеца, установленная в 2011 году на лестнице перед входом в ТЦ «Цитрон».
На берегу Оки гармонично расположилась ладья – памятник судну, на котором плавал первопоселенец Павел-перевозчик. Река сама по себе является главной природной достопримечательностью города. Полюбоваться прекрасными видами на Оку можно из парка «Дальняя круча», где много смотровых площадок.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ
В XVII веке жил и работал в Павлове Никита Иванович Ерофеев (Павловец), иконописец князя Я.К. Черкасского. Добрый след оставил он на земле как изограф Оружейной палаты Московского Кремля. Память о художнике-чародее через века пронес русский народ, сохранив для потомков в Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее в Петербурге лучшие его произведения: «Тройку», «Богородицу», «Георгия Победоносца» и др.
В Павлове в семье полкового священника родился известный русский ученый, талантливый флорист, ботаник-географ и путешественник, исследователь Кавказа и Огненной Земли Николай Михайлович Альбов (1866-1897).
Уроженец села Павлово, православный священник Евграф Андреевич Фаворский (1821-1876), был любителем русского фольклора, собирателем былин, исторических песен и преданий. Труды протоиерея по собиранию произведений устного народного творчества были отмечены письменной благодарностью Академии наук, а собранные им «Старинные великорусские песни» в 1852 году были напечатаны в «Известиях императорской Академии наук».
В Павлове провел детские годы Алексей Евграфович Фаворский (1860-1945), выдающийся химик-органик бутлеровской школы, академик, президент Русского физико-химического общества им. Д.И.Менделеева, профессор, заведующий кафедрой органической химии Ленинградского химико-технологического института, заведующий лабораторией органической химии Ленинградского государственного университета, главный редактор «Журнала общей химии» АН СССР.
В 1930-1960 гг. радовала зрителей новыми постановками труппа Павловского театра им. М.Горького, переименованного позже в Горьковский областной передвижной театр (1963-1968). Профессиональный коллектив официально был создан в 1933 году. Его художественный руководитель Б.А. Борский сумел в середине 1930-х годов собрать в провинции костяк ленинградских актеров – К.А. Аполлонского, О.К. Дроздову, А. Я. Садовскую, М. Я. Козловскую и Н. А. Кручинина. В 1948-1949 гг. здесь на театральной сцене играл будущий народный артист СССР Георгий Жженов. После лагеря ему было запрещено проживать в столичных городах, и он устроился в драмтеатр в Павлове-на-Оке. В 1949 году артист был снова арестован и сослан в Норильск. В городе он снимал комнату в 5 доме на ул. Сенной, 14.
Дед и отец известной киноактрисы Натальи Белохвостиковой были родом из Павлова. Дедушка Дмитрий Осипович Белохвостиков (1887- 1936) – участник установления советской власти в Павлове, видный советский партийный и хозяйственный деятель. Отец Николай Дмитриевич был дипломатом, Чрезвычайным и Полномочным Послом СССР в Швеции. Дипломатическую карьеру он закончил в 1981 году в ранге посла по особым поручениям.
Дочка не пошла ни в государственную службу, ни в политику, став замечательной актрисой, известной нам по большому количеству киноролей. Наталья Николаевна никогда не была в Павлове и не гуляла по улице Белохвостикова, названной в честь ее деда, но прислала в Павловский исторический музей фотографии дедушки, отца и мамы из семейного архива. Хранится здесь и лондонская фотография Николая Белохвостикова с маленькой Наташей. За пухлые щечки папа называл дочку «запасным Черчиллем».
Павлово – малая родина художника Аркадия Александровича Маврычева (1924-1988). Участник Великой Отечественной войны, выпускник Горьковского художественного училища (1947-1952), он долгие годы занимался преподавательской деятельностью в школах Смоленска и Павлова, а также Павловском профессионально-техническом училище (1957-1984).
Член Союза художников России (1971 г.), экспонент зональных художественных выставок. Работал в области станковой живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. Маврычев всю жизнь беззаветно любил свою малую родину, не уставая переносить на холсты павловские пейзажи. В 1960-70 гг. был главным художником г. Павлово. Он известен тем, что является автором герба родного города, участником реконструкции парка Дворца культуры, создателем мемориального комплекса на Братском кладбище и обелиска Славы в парке «Дальняя круча», посвященном воинам района, павшим в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны. Работы Аркадия Маврычева находятся в Нижегородском художественном музее, Историческом музее г. Павлово, частных коллекциях России, стран ближнего зарубежья, Германии, США, Израиля. Ныне выставочный зал при Центре досуга города Павлово носит имя художника.
P.S. Любое время года хорошее время для активных путешествий. Всегда найдется парочка выходных, чтобы отправиться в дорогу за новыми впечатлениями. А маршрут? Маршрут уже обозначен.
Автор: Винокурова Э.Е.
Использованы фотоматериалы из открытых источников.