Найти тему

Как Новокуйбышевск по миру путешествовал

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 3 имени З.А. Космодемьянской г. Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области

III территориальная учебно-исследовательская конференции «ЮнистарТ»

2021 – 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

Номинация «Историческая память»

Тема: «Как Новокуйбышевск по миру путешествовал»

Чубакова Екатерина

Класс: 4 «А»

Руководитель:

Хлуднева Т. Г.- зам. директора по научной работе МБУК«Музей истории г. Новокуйбышевска»

г.о. Новокуйбышевск, 2022 год

Оглавление

I. Введение.

II.Основная часть. «Как Новокуйбышевск по миру путешествовал».

1. Почему теплоход назвали «Новокуйбышевск»?.

2.Первое знакомство новокуйбышевцев с теплоходом

3.Рейс на Кубу

4. Экипаж теплохода в Новокуйбышевске

5. Знай наших. Воспоминания С. Авдонина о путешествии теплохода по

миру.

III.Заключение.

IV.Список использованной литературы..

Введение.

Проблема и актуальность темы:

Город Новокуйбышевск. Это мой город. Город, в котором я родилась и который я очень люблю. По официальным данным в России на сегодня насчитывается 1 117 городов.

Среди них большие и малые. А есть города «молодые» и «старые», как, например, Москва. Первое упоминание о ней встречается в летописи XII века. Как много интересного можно узнать, углубившись в изучение истории развития столицы нашего государства! На примере таких городов на уроках в школе мы изучаем и историю великой страны - России. Ими восторгаемся, ими гордимся! Другое дело Новокуйбышевск - молодой, мало кому известный город. Здесь нет ничего интересного: ни первобытных стоянок, ни народных промыслов, ни купеческих особняков, ни великих ученых, художников, поэтов… Заштатный*, скучный город без определенных особенностей. Именно так рассуждают многие мои сверстники. Но так ли это? На страницах моей работы я попробую развенчать этот миф. И возьму лишь один факт из жизни моего города, который показался мне интересным. Всего один: как Новокуйбышевск по миру путешествовал.

В связи с этим формулирую гипотезу моего исследования следующим образом: можно предположить, что морское судно «Новокуйбышевск» получило такое название благодаря огромному вкладу промышленных объектов города в экономику страны послевоенного времени и позиционированию страны на мировом уровне как великой державы.

Объектом исследования является историческая память.

Цель исследования заключается в изучении истории города Новокуйбышевска на примере одного факта из его жизни и развенчание мифа о Новокуйбышевске, как скучном и неинтересном городе.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить все возможные источники с целью сбора информации о теплоходе «Новокуйбышевск»;

- собрать, проанализировать и систематизировать полученный материал;

- познакомить одноклассников с интересной страницей из жизни г.

Новокуйбышевска;

- вызвать у сверстников чувство уважения к историческому прошлому малой родины и гордость за свой город;

- расширить знания по истории своей малой родины.

Для написания работы использовались следующие методы исследования:

изучение возможных источников информации, в т.ч. предметного значения: газеты, альбомы, фотографии, флажки-сувениры и др. Теоретический анализ и обобщение литературы, периодических изданий об истории города из архивов и фондов музеев, архивов местных газет, воспоминаний члена экипажа теплохода «Новокуйбышевск» С. Авдонина.

Теоретическая значимость моего исследования заключается в том, что мои сверстники и не только, познакомившись с данным исследованием, поменяют мнение о своем городе, как скучном и неинтересном с точки зрения истории, захотят больше узнать о нем и его людях, изучать его историю.

Практическая значимость моей работы состоит в том, что она может быть использована на уроках Окружающего мира, на уроках краеведения и классных часах.

I.Основная часть.

1. 1. Почему теплоход назвали «Новокуйбышевск»?

27 ноября 1967 года сошел со стапелей финской судостроительной фирмы и взял курс на Ленинград теплоход «Новокуйбышевск» - грузовое торговое судно.

«В разных частях света режущим волны Тихого океана и пересекающим Атлантику, в портах многих стран мира увидят теперь этот современный прекрасный корабль, носящий имя нашего города», - читаю я в газете «За передовую стройку» от 22 декабря 1967 года.

Ищу объяснение, почему корабль носит имя нашего города?

Из материалов Большой Советской энциклопедии следует, что в СССР* довольно часто кораблям давали имена городов, но это были чаще всего столицы республик, города-герои или города, имеющие отношение к нашей воинской славе, к укреплению нашей обороноспособности* и поднятию международного престижа* страны.

Осталось ответить на вопрос: в чем заслуга нашего города?

Ответ на этот вопрос я получила в Музее истории города Новокуйбышевска:

моему городу всего 70 лет, но его история заслуживает особого уважения: это город - экспериментальная площадка, где словосочетания «впервые в мире», «впервые в стране», «впервые в регионе» - привычны, город 7 ударных комсомольских строек, город нефтехимиков или «второе Баку» - он сыграл огромную роль в деле восстановления страны после Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война закончилась, иллюзии врагов о покорении СССР военным путем потерпели сокрушительное фиаско*, международные отношения резко обострились. Речь Уистона Черчилля* 5 марта 1946г. стала точкой отсчета в развязывании «холодной войны»*. Надеяться на помощь со стороны нашему государству не приходилось. От выпуска горюче-смазочных материалов теперь зависело будущее страны. Поэтому в мае 1946 года Министерство нефтяной промышленности утвердило задание на проектирование и строительство Ново- Куйбышевского нефтеперерабатывающего завода, а в сентябре 1947 года на полях колхоза «Путь крестьянина» был забит первый колышек и началось строительство самого крупного в мире нефтеперерабатывающего завода.

На строительство «завода – гиганта»* съехались те, кто совсем недавно ковал Победу на фронте. Теперь им предстояло совершить трудовой подвиг! Страна с нетерпением ждала бензин, керосин, мазуто-смазочные материалы. И люди не подвели. Уже осенью 1951 года завод был введен в строй действующих. Рядом с заводом рос и поселок с названием Ново-Куйбышевский, который в 1952 г. приобретет статус города областного подчинения Новокуйбышевск. Город, рожденный нефтью, был необходим стране. Нефтепереработка, нефтехимия, энергетика - за ними было будущее, определившее облик страны, его военную мощь (не зря же во время Великой Отечественной войны в Куйбышевской области увеличилась добыча нефти, было построено 2 нефтеперерабатывающих завода - Сызранский и Куйбышевский).

Город стремительно развивался: рядом с НПЗ вырос Куйбышевский завод синтетического спирта, сэкономивший стране миллионы тонн сельхозпродукции: свеклы, зерна, картофеля. Вместе с ним начинает развиваться наука - в городе работают 5 научно-исследовательских институтов, Нефтехимический комбинат - самое большое в мире производство дивинила*, БРИЗОЛ - завод изоляционных материалов* и т. д. Город динамично развивается. За его развитием следит вся страна. По центральному телевидению регулярно идут новости из Новокуйбышевска, в кинотеатрах перед показом художественного фильма в журналах и новостях постоянно показывают новокуйбышевцев - передовиков производства, Героев Социалистического труда, Героев Советского Союза, о чем свидетельствует архив городского музея. А за пуском завода синтетического спирта наблюдала вся Европа, они не могли поверить, что в 40-градусный мороз можно запустить мощный завод по производству этилового спирта. Завод был пущен!

Вместе с производством растет и развивается инфраструктура города: образование, здравоохранение, культура, спорт…У нас уже есть свои олимпийцы, заслуженные учителя и врачи, кандидаты и доктора наук. Наш город посещают члены правительства, космонавты, известные ученые. За опытом в строительстве и производстве приезжают иностранные делегации.

Из вышесказанного делаю вывод: молодой динамично* развивающийся город работал на укрепление нашей обороноспособности и вполне мог поднять международный престиж страны. Поэтому не удивительно, что один из морских судов с честью носил имя «Новокуйбышевск».

1.2.Первое знакомство новокуйбышевцев с теплоходом

Первое знакомство новокуйбышевцев с теплоходом состоялось в декабре 1967 г. в Ленинграде на торжественной церемонии пришвартовки* и отправления его в первое плавание.

В составе делегации были: первый секретарь горкома партии О. А. Коноваленко, заместитель председателя горисполкома Г. В. Дубикова, старший оператор НПЗ , Герой Социалистического Труда Иван Павлович Лохин и секретарь парткома строительства Валентин Степанович Романов. (Фото из газеты)

Это было большое торговое судно, теплоход, водоизмещением* 18 тысяч тонн, предназначенный для перевозки сухих грузов. Построен «Новокуйбышевск» по заказу страны. Площадь его палубы 3 000 кв. метров. На судне продумано все до мелочей: и техническое оснащение, и бытовые удобства. Корабль для моряков становится домом на несколько месяцев, поэтому у каждого моряка - своя каюта. Все помещения оборудованы системой кондиционирования, позволяющей в тропических условиях поддерживать температуру +18 - +20 градусов по Цельсию.

На корабле отличная кают-компания, душевые, надежная система спасательных средств.

Экипаж судна – 42 человека во главе с опытным капитаном Алексеем Алексеевичем Яковенко. Моряки очень интересовались, что представляет собой город, имя которого носит теперь их родное судно. Из воспоминаний Валентина Степановича Романова: «Делегация из Новокуйбышевска пригласила экипаж побывать в г. Новокуйбышевске. На прощание они обменялись сувенирами: на теплоходе остался подаренный нашей делегацией бюст Ленина и памятные подарки».

Делегация привезла из Ленинграда фотографию теплохода «Новокуйбышевск». Надо заметить, что долгие годы для команды теплохода «Новокуйбышевск» в Ленинградский порт регулярно приходила газета «Знамя коммунизма», которая информировала экипаж о том, чем жил город, а в свою очередь «Ленинградская правда» регулярно приходила в Новокуйбышевск.

1.3.Рейс на Кубу

В феврале 1960 года между СССР и Кубой было заключено первое долгосрочное торговое соглашение. Суда Балтийского и Черноморского пароходств в 60-е годы ежегодно перевозили в Кубу 4-6 млн тонн нефтепродуктов, до 500 тыс. тонн зерна, 3-7 тыс. грузовых автомобилей, тракторов и другие народнохозяйственные грузы.

6 декабря 1967 года теплоход «Новокуйбышевск» отправился в свой первый рейс на Кубу. Погода сопутствовала морякам, рейс был спокойным, и уже в конце месяца с острова Свободы моряки отправили в город Новокуйбышевск новогоднюю поздравительную телеграмму.

1.4. Экипаж теплохода в Новокуйбышевске

В 1971 году члены экипажа теплохода «Новокуйбышевск» М. Ковалев, А. Богданов, Ю. Федин и А. Чумаков посетили наш город с ответным визитом. Принимали их по высшему разряду: моряки встретились с руководителями города, побывали в гостях на НПЗ*, на НХК*, в строительном тресте №25, в филиале ВНИИОС*. Их с восторгом встречали в школах №6 и №14. Последней гости подарили макет парусника.

Вот как об этом вспоминает ветеран педагогического труда Гальцова В.В.:

«… зимой 1967 года я прочитала в газете «Знамя Коммунизма» небольшую заметку о том, что бороздит моря и океаны теплоход «Новокуйбышевск». Заметка была подписана капитаном теплохода Яковенко. Эту заметку я прочитала своим шестиклассникам на классном часе. Они заинтересовались и решили написать письмо капитану теплохода. Ждали ответа с нетерпением. Капитан писал, что город им совсем не знаком, они его даже не нашли на карте. Мы решили познакомить экипаж корабля с нашим городом. Нашли несколько больших фотографий главных улиц города, сфотографировались всем классом, купили пионерский галстук и все это отправили в Ленинград бандеролью. Так началась наша регулярная переписка, которая переросла в настоящую дружбу. В письмах мы отчитывались об успехах в учебе, о прилежании и дисциплине. Это служило большим стимулом для моих шестиклассников, ведь каждый хотел быть отмеченным в письме добрым словом. Наша дружба с экипажем корабля стала достоянием города. На торжественный спуск теплохода на море горком партии направил заместителя председателя горисполкома Дубикову Галину Владимировну. По возвращении Галина Владимировна пришла к нам на классный час и вручила нам подарки: морские раковины, а главное – несколько значков для награждения за учебу и дисциплину. Награждали значком не только отличников, но и тех, кто старался и заметно улучшил свои результаты. Дружба, которой мои шестиклассники положили начало, выросла, экипаж теплохода поздравлял через газету всех жителей Новокуйбышевска со знаменательными событиями и датами. Осенью 1971 года к нам в город приехали четыре представителя от экипажа теплохода «Новокуйбышевск». Встреча была очень теплой! В школе мы провели торжественную линейку. Надо было видеть восторг в глазах наших учеников…»

1.5.Знай наших. Воспоминания С. Авдонина о путешествие теплохода по миру.

По итогам визита подготовили фотоальбом, который ныне хранится в музее истории города Новокуйбышевска. В альбоме можно увидеть и снимок о визите в школу №6. Среди участников той встречи был и ученик 4 «г» класса Сергей Авдонин. И, конечно, ни он сам, ни кто-либо другой тогда даже не предполагали, что пройдет совсем немного лет, и Сергей поднимется на борт в качестве нового члена экипажа теплохода «Новокуйбышевск».

Впервые на борт теплохода «Новокуйбышевск» Сергей ступил в качестве машиниста, будучи студентом 4 курса Астраханского мореходного училища. Тогда этому посодействовало командование судна.

Уже в первом рейсе Сергей познакомился и с грозным Атлантическим океаном, и с голубыми водами Средиземного моря. В этом же рейсе он впервые оказался за рубежом. Это была Италия. Народ Италии был очень хорошо расположен к русским морякам. Сергей вспоминает: «Играли в футбол сначала со сборной порта, затем со сборной города. Проиграли, было обидно, мы ведь не футболисты, но было и очень приятно, когда итальянские зрители во время матча поддерживали нас. А 7 ноября на теплоход поднялся мэр города с представителями муниципалитета. Они поздравляли нас с юбилеем Советской власти. Было очень приятно. Потом они стали спрашивать о городе Новокуйбышевске, чье имя носит корабль. Командир начал свой рассказ о городе нефтехимиков, но тут все вспомнили про меня, вывели в центр, и я стал рассказывать о своем родном городе, о его красотах, о Волге, озерах, о зиме и катании на лыжах, коньках и санках. Если бы вы видели, как они слушали! Казалось, они нам очень завидовали. Затем были Венеция с Собором Святого Марка, Бремен с памятником «Бременским музыкантам», Роттердам в Нидерландах, практически заново построенный после войны… И везде я с удовольствием рассказывал о своем городе.» Так город Новокуйбышевск постепенно получал мировую известность.

По окончании училища Сергей снова добился направления на полюбившийся и ставший родным корабль «Новокуйбышевск».

Он проработал на его борту 9 лет. Работать под руководством высочайшего профессионала, строгого и вместе с тем справедливого капитана корабля Игоря Дмитриевича Молебнова было очень приятно.

Теплоход стал для Сергея Ивановича родным домом, он всегда старался приносить экипажу максимальную пользу. Перевозили грузы в разные страны. Без преувеличения, корабль со славным именем «Новокуйбышевск» обошел весь МИР. Побывал в США, на Кубе, в Никарагуа и многих-многих странах. Об этом свидетельствуют газеты. Так, «Ленинградская правда» от 30 марта 1979 года рассказывает о том, как крупнотоннажный теплоход «Новокуйбышевск» доставлял в Австралию, Германию, Испанию русские трактора «Кировец».

Об этом свидетельствует и огромное количество флажков разных стран, собранных в морских походах и подаренных Сергеем Авдониным музею истории города Новокуйбышевска.

Сергей Авдонин гордится тем, что ходил на теплоходе, который носит имя родного города.

Теплоход прошел славный путь: из Ленинградского пароходства он был переадресован в Балтийское и еще много лет служил Родине, поднимая престиж нашей страны на международном уровне.

III. Заключение.

Изучая историю теплохода «Новокуйбышевск», я познакомилась с одной из замечательных страниц истории моего любимого города, узнала какое огромное значение играл мой город в восстановлении страны после Великой Отечественной войны. Страна это оценила и назвала именем города грузовой теплоход.

Значит гипотеза доказана.

Встречи с работниками Музея, газет «Вестник» и «Город Н-СК», Владимиром Михайловичем Шарлотом - писателем и краеведом, я поняла, что наш город и тогда, и сейчас - важное звено в системе государства. И здесь очень много интересного. История моего города - это история моей страны. Я горжусь моим городом!

P.S. Во время работы я узнала, что именем нашего города был назван еще сухогруз, который ходил по Волге, другое судно носило имя первого директора завода синтетического спирта - Анны Сергеевны Федотовой, но это совсем другие истории.

IV. Список литературы

1. Новокуйбышевск. Страницы истории. В. Н. Курятников. По заказу администрации г. о. Новокуйбышевск// под редакцией П. С. Кабытова, доктора исторических наук, профессора СГУ. Самара 2008г.

2. Газета «За передовую стройку» №50 от 22.12.1967г. Статья «Новокуйбышевск» идет на Кубу».

3. Газета «Знамя коммунизма» № 151 от 19.12.1967г. Статья «Новокуйбышевск уходит в плавание».

4. Газета «Знамя коммунизма» №7 от 14.1978г. Статья «По морям, по волнам», автор С. Авдонин.

5. Газета «Ленинградская правда» от 30 марта 1979г. Статья «Кировцы» плывут в Австралию. Автор С. Харлампиев.

6. Воспоминания ветерана педагогического труда Гальцовой В. В. Архив МБУК «Музей истории города Новокуйбышевска».

7. Визит экипажа теплохода «Новокуйбышевск». Архив МБУК «Музей истории города Новокуйбышевска».

8.Воспоминания С. Авдонина- нашего земляка, моториста теплохода «Новокуйбышевск». Архив МБУК «Музей истории города Новокуйбышевска».

9. Фотографии из Архива МБУК «Музей истории города Новокуйбышевска», газеты «Вестник».