Какое кино посмотреть, а если и не смотреть, то что дают нам воспоминания
Тяжёлые времена, все мысли о страданиях людей, о зверской природе некоторых нелюдей, о понятии "патриотизм", когда вдруг нечаянно Собакевич становится патриотом. На развлечения и бурное веселье как-то не тянет, но хочется верить, что в мире есть что-то большее, чем нацизм и простая тупость. И тут вспоминается, что во время Великой отечественной войны были фронтовые театры, было фронтовое кино, где помимо темы Родины и её защиты, всегда говорилось о жизни. Поэтому захотелось спасения в мире искусств.
Устраивайтесь потеплее, подумаем о том, какую роль в жизни человека играет его прошлое и стоит ли в него возвращаться. На радость нам французское кино ещё живо и сохраняет в себе всё то разумное, чего не было и не будет во многих америкосовских фильмах. Картина 2019 года "Прекрасная эпоха" с Даниэлем Отойем и Фанни Ардан в главных ролях не мелодрама, а скорее личная драма с элементами комедии, причём доброй, пусть и немного 18+.
Сюжет основывается на том, что главного героя талантливого художника бросает жена-психоаналитик, и, дабы как-то пережить своё горе, он решается использовать необычный подарок сына: вернуться в тот день, когда он впервые встретил свою жену, но вернуться не фантастическим образом, а посредством актеров и декораций, за которыми следит отличный сценарист. Всё течёт своим чередом, ностальгия успокаивает, появляется "любовь всей его жизни", которой он многим обязан, с его же слов, настолько обязан, что создаётся впечатление, что именно в этом союзе герой стал собой, достиг больших вершин, многому научился. Это то, что в нынешних реалиях называют словом "развитие". Есть только одно "НО": актриса, которая играет роль его молодой жены, отстаивает своё право на импровизацию в роли, ей хочется привнести в сценарий что-то новое, изменить течение прошлых дней, и она снимает парик и притворяется героиней одной из книг художника, только имитирует она уже саму себя. И вот в этом новом всё как ни странно становится на круги своя. Спойлерить не буду, а отмечу лишь главные идеи фильма.
Время и возраст:
герой напоминает своей жене, что он дедушка, а она бабушка (конечно, из Фанни Ардан та ещё бабушка - в 71 годов скачет, как 30-летняя женщина, что в принципе и показано в фильме), но это не отменяет его любви и не отменяет течения времени. Не нужно всю жизнь быть молодым, и молодость духа нельзя подменить принятием новых гаджетов, это душевное состояние творца - умение человека созидать. В юности многие пишут стихи, а потом суп с котом, за исключением моментов жизненных потрясений, депрессий. Дело здесь, кстати, не в стихах, а в том, что многие с радостью уходят на пенсию. Однако же любимая деятельность обновляет человека, окружая его молодыми людьми, что и происходит с героем, когда он снова начинает рисовать так, как раньше.
Кто-то, кто нас поддержит:
нам иногда очень хочется, чтобы жизненные неурядицы и ответственные решения за нас принимал кто-то сильный сверху. Авторитет-сценарист, но только в жизни так не бывает, да и теряет тогда она очень многое. В такой жизни ускользает возможность выбора и перемен, а ведь именно в нашей "импровизации" мир становится иным, а жизнь счастливее, это такой выбор в пользу изменений, в пользу будущего.
"Не возвращайтесь к былым возлюбленным, Былых возлюбленных на свете нет. Есть дубликаты - как домик убранный, где они жили немного лет" (А. Вознесенский):
в начале фильма герой изображает свою жену в виде Медузы Горгоны, красивая, неприступная, злая, от её взгляда столбенеешь, так прекрасна и так ужасно то, что она чувствует к вам, а уже в финале это рисунок девушки в окружении лепестков роз, близкая, нежная, ранимая, открытая. Только вот его ли это жена? И да, и нет. Точнее, ей придётся пройти путь от себя к себе. Воспоминания того, что было лучшим в ней, вдруг обращают внимание на красоту человека в целом, на красоту обобщённой Женщины. И вдруг выясняется, что от того лучшего мало что осталось, но оно обнаружилось в ком-то другом. Более того, оно стало ещё лучше. По сути, пытаясь помолодеть за счёт нового мужчины, жена героя сталкивается с проблемой, а что будет, если её настоящая любовь - муж вдруг встретит женщину, которую он достоин? На любовь можно и опоздать.
Ревность - "что имеем не храним":
чувства героини сложно назвать традиционной ревностью, это скорее страх потери, когда она осознаёт, что то ценное, что у неё было, всегда может заметить кто-то другой, да так заметит, что захочет забрать. Здесь не про то, что ревность разрушает, что ревность не любовь, а форма недоверия. Здесь про то, что если ты любишь, то боишься потерять, не ежеминутно, но в перспективе.
Прошлое:
воспоминания как пережитый опыт не форма болезни, а способность, не совершая ошибок, породить что-то новое. Конечно, сегодня ты другой, ибо каждый месяц обновляются все клетки твоего тела, а в новых обстоятельствах ты говоришь новые слова новым людям в новой обстановке, однако не тянет ли тебя груз прошлого? Особенно, если это путь к новой любви. И здесь уж все зависит от ответа на вопрос: стоит ли возвращать прошлое? Да, но только в том случае, если оно является вашим настоящим, это ваша прекрасная эпоха, то лучшее, что в вашей жизни было и есть. Если же это горестные стенания по принципу, как больно, я страдаю, то это сложно назвать настоящим. Когда плохо вдвоём сегодня, то завтра последует лишь разочарование, погружение в бездну поедания твоей нежности подлым нутром, неизменно вылезающим наружу. А если так, то это не возврат в прошлое, это бесконечное топтание в нём, где если и есть будущее, то это только пустая надежда на изменения в другом человеке, что как ни странно снова нелюбовь, поскольку это обращение к потенциалу человека, но не ему настоящему. Ваше же настоящее всегда сделает шаг на встречу и подстроится, от него не бывает больно, поэтому герой и возвращается в свою ПРЕКРАСНУЮ эпоху.