Мы живём в комплексном мире, полном неопределённости. Постоянно появляются новые технологии, изменяются потребности клиентов и конкурентной среды. Сегодня, чтобы совершать революции в бизнесе, важно перестать проталкивать на рынок ненужные продукты и начать производить максимально ценные и нетривиальные решения сложных проблем.
Достичь этого нелегко, но реально — при помощи дизайн-мышления. О том, что это за подход и в каких ситуациях вы можете его применить, рассказал эксперт по разработке бизнес-стратегий и преподаватель Школы критического мышления Павел Меринов.
Что такое дизайн-мышление
Начало развитию этой методологии положил Алекс Осборн — человек, которому приписывают авторство технологии мозгового штурма и ряда креативных техник. Он первым заговорил о создании подходов к тому, как создавать оригинальные идеи. Сам термин появился лишь в 60-х годах XX века.
В 70-х годах в книге «Опыты визуального мышления» тему исследовал Роберт МакКим. Позже большой вклад в подход сделала Стэнфордская школа, а одним из его популяризаторов стала компания IDEO. В двухтысячных появились термины «сервис-дизайн» и «человекоориентированный дизайн», и постепенно дизайн-мышление обрело тот смысл, который мы вкладываем в эту методологию сегодня.
Дизайн-мышление — это ориентированный на человека подход, позволяющий найти практические и при этом нестандартные решения комплексных проблем. Он объединяет и воплощает лучшие практики из разных дисциплин и помогает разобраться в потребностях клиента, чтобы создавать интересные, технологичные и полезные продукты, а кроме того — экономично их реализовывать. Проще говоря, используя этот подход, вы можете организовать работу таким образом, чтобы клиент был рад, а компания зарабатывала.
Дизайн-мышление поможет, когда…
🟣 Польза для клиента подменяется артистическим самовыражением
Довольно часто итоговый образ продукта — это отражение творческого видения его создателей, а не ответ на реальные потребности и проблемы, с которыми сталкивается клиент.
Наверняка вы не раз думали: «Ну зачем они это сделали? Это совершенно неудобная кнопка на сайте». Или: «К кому мне обращаться за помощью? Приложение очень красивое, но я не могу найти диалоговое окно для обратной связи».
🟣 Создатели узко смотрят на сложные проблемы
Чтобы успешно справляться с ними, нужно рассматривать позиции разных стейкхолдеров или заинтересованных сторон. Нужно чётко разделять тех, кто влияет на решение о совершении покупки, кто совершает эту покупку и кто потом этим продуктом пользуется. Важно соединить экспертизу дизайнера с экспертизой людей, которые занимаются маркетинговыми исследованиями, и дизайн-мышление как подход это учитывает.
🟣 Коллективные усилия рассогласованы
Нередко при производстве продуктов вместо коллаборации между разными дисциплинами происходит работа в изолированных отделах, автономных командах. В таком случае вместо цельного продукта получается лоскутное одеяло: способ оплаты устроен одним образом, реклама сообщает нечто другое, а фактически пользователь получает третий опыт. Итог — клиент не удовлетворён, а компания наблюдает падение показателей лояльности.
Несмотря на то, что в словосочетании «дизайн-мышление» на первом месте стоит дизайн, в самом процессе большую роль играет вдумчивый подход исследователя. С помощью этого подхода дизайнеры могут выйти за пределы работы с внешним видом продукта, а те, кто отвечает за бизнес-целесообразность — сфокусироваться на потребностях людей, для которых он создаётся.
Любой процесс в рамках дизайн-мышления начинается не с разговора маркетологов о том, что, по их мнению, было бы здорово добавить к сервису, мобильному приложению или услуге, а с эмпатии по отношению к клиентам и размышлений о том, что будет им полезно, какие их проблемы действительно нужно решить. Отсюда фразеологизмы «встать в тапки клиента», «походить в мокасинах клиента» и «почувствовать себя в шкуре клиента». При этом подход предусматривает генерацию инновационных идей и осмысление возможностей их реализации, перевода в практическую плоскость.
Основные принципы дизайн-мышления и три типа проблем, которые решает этот подход, рассмотрим в следующий раз. Следите за публикациями, поддерживайте материалы лайками и пишите в комментариях, о чём хотели бы узнать побольше.
#дизайн-мышление #сложные проблемы #решение проблем #Павел меринов #критическое мышление #школа критического мышления #шкм #critical thinking