Найти тему

Какие города на территории области основаны Петром I ? Часть 2: Лодейное Поле и Новая Ладога.

Лодейное Поле - районный центр, расположенный на старинном Архангельском тракте, проходящем вдоль левого берега реки Свирь.

Город был основан в 1702 году Петром I, который заложил здесь Олонецкую верфь (по названию местного уезда). Сам царь здесь бывал неоднократно, придавая большое значение верфи для строительства Балтийского флота. Месторасположение верфи оказалось удачным. Тут в изобилии произрастали все необходимые для кораблестроения тех времен породы деревьев: ель, дуб, лиственница, мачтовая сосна. Недалеко уже действовали олонецкие железоделательные заводы, таким образом, легко решилась проблема оснащения новых судов. На этой территории испокон веков проживали мастера лодочных дел, а значит имелись опытные кораблестроители.

Корабельная верфь Петровского времени.
Корабельная верфь Петровского времени.

Как и многие другие ответственные дела, сооружение верфи царь поручил А.Д. Меншикову. Под его руководством на Свири развернулось напряженное строительство. Помимо местных, здесь трудились корабельные мастера с судостроительных верфей Воронежа, Азова, Казани, Архангельска. По приказу Петра I к судоверфи приписываются города Каргополь, Пошехонье, Белоозеро с уездами, и за один только 1702 год сюда согнали 10 тысяч крестьян. О каторжном труде на месте строительства балтийских кораблей свидетельствуют дошедшие до нас через века тексты народных песен:

Как моя баженна волюшка,

Воля крылышки расправила,

По околенке ударила.

Улетела воля-волюшка

Во Лодейное во Полюшко.

Там садилась моя волюшка,

Да на мачту корабельную,

Отъезжала моя волюшка

В города да незнакомые

По названьицу - тяжелые...

В марте 1703 года по приказу губернатора края А.Д. Меншикова на Свири были заложены первые суда: фрегат "Штандарт", галиот-почт-буер "Велькам", "Бир-Драгер", "Зов Драгер" и другие. Знаменательной датой в истории верфи и всего Балтийского флота стало 22 августа 1703 года, когда со стапелей сошел 28-пушечный фрегат "Штандарт". На торжественном спуске знаменитого "Штандарта" на воду присутствовал сам Петр I, после чего на новом корабле в сопровождении шести судов царь с гордостью возвратился в Санкт-Петербург. Это была первая боевая эскадра юного Балтийского флота. Петр появлялся на Олонецкой верфи достаточно часто. Он принимал личное участие в закладке и строительстве кораблей. Известно, что с корабельным мастером Иваном Немцовым он заложил и строил быстроходную шняву "Мункер", а несколько позднее начал строить по собственному чертежу 32-пушечный фрегат "Олифант". Интересно, что за свои труды на Олонецкой верфи царь-плотник назначил себе государственное жалованье.

Корабли, построенные для Балтийского флота на Свири, сыграли большую роль в военных победах России в Северной войне и завоевании ею Балтийского моря. Лодейнопольские корабли участвовали в морских походах и сражениях в годы русско-турецкой войны (1768-1774), в знаменитом Чесменском сражении, во время Отечественной войны 1812 года. В первой половине XIX века лодейнопольские суда ходили в кругосветные плавания. В 1807-1809 годах военный шлюп "Диана" под командованием лейтенанта В.М. Головнина, ставшего впоследствии знаменитым адмиралом, совершил переход из Кронштадта на Камчатку, обогнув мыс Доброй Надежды. Спустя десятилетие после этого путешествия русские военные мореплаватели М.П. Лазарев и Ф.Ф. Беллинсгаузен на военных шлюпах "Мирный" (построен на Лодейнопольской верфи) и "Восток" совершили кругосветное плавание. Они прошли около 50 тысяч миль, шесть раз пересекли Южный полярный круг, открыли шестую часть света - Антарктиду, открыли и описали 28 островов.

За годы существования верфи с ее стапелей сошло более 450 судов различных типов.

Герб Лодейного Поля. 1788 год.
Герб Лодейного Поля. 1788 год.

Во второй половине XIX века Лодейное Поле становится центром торговли лесом на Свири. В городе действовали лесопромышленные заводы и лесоторговые предприятия. Дальнейшее развитие города связано со строительством железной дороги Петроград-Мурманск (1914-1916), прошедшей через Лодейное Поле. Росту города в XX веке в значительной мере содействовало строительство мощной Нижне-Свирской ГЭС.

Новая Ладога - город в Волховском районе Ленинградской области, расположенный на полуострове Медведец, в месте впадения реки Волхов в Ладожское озеро.

В XVI веке на территории современного города существовал Никольско-Медведовский мужской монастырь. Он подвергался частым разорениям шведами. Во время Северной войны Петр I укрепил монастырь земляным валом и рвом, а в 1704 году поселение получило статус города. Сюда из Ладоги (которая стала называться Старой) по приказу Петра I были переведены жители, "именитые люди" и все административные учреждения. Здесь в 1719 году началось строительство Ладожского канала. 22 мая 1719 года в церкви святого Климентия и Петра Александрийского, отслужив молебен, царь лично начал строительство канала, погрузив в тачку вырытый им грунт и отвез его в сторону.

В 1722 году Петр I назначил руководить строительством канала графа Бурхарда Христофора Миниха. Тот смог быстро организовать работы, привлекая на строительство десятки тысяч рабочих, провел дорогу для подвоза материалов и продовольствия, наладил систематическую выплату денежных пособий. В 1731 году указом императрицы Анны Иоанновны было объявлено об открытии Ладожского канала и об установлении пошлинного сбора за проход судов.

Во второй половине XVIII века велись работы по обновлению шлюзов, водоспусков, что значительно повысило пропускную способность канала, ставшего водной артерией между Невой и Волховом длиной в 104 версты.

Дом Офицерского собрания Суздальского полка в Новой Ладоге (ныне музей Суворова).
Дом Офицерского собрания Суздальского полка в Новой Ладоге (ныне музей Суворова).

Дальнейшая история Новой Ладоги связана с судостроением и эксплуатацией Ладожских обводных каналов. Жизнь города определялась работой порта, лежавшего на пути из Санкт-Петербурга в другие губернии. На рубеже XVIII - XIX веков Новая Ладога стала настоящим торговым центром, она славилась по всей губернии Успенской ярмаркой, проходившей ежегодно во второй половине августа.

Новая Ладога - настоящий музей под открытым небом. Каждое строение - это страница истории: церковь Спаса Нерукотворного образа, дом П.И. Барсукова - строителя Ладожского канала (в этом доме долго жил граф Б.Х. Миних), до сих пор по своему назначению используется старинное здание почты, построенное в конце XVIII века. Немало мест в городе связано с именем А.В. Суворова, тогда командира Суздальского полка, квартировавшего в Новой Ладоге. Под его руководством в южной части города была построена церковь святых Петра и Павла. В 1802 году церковь переосвятили в честь великомученика Георгия.