Размышления о фильме «Девушка в подвале» (“Girl in the Basement”, directed by Elisabeth Röhm, 2021)
Жуткая история в ауре беспросветного подавления, история многолетнего насилия, физического и духовного, которое состоялось в на вид благополучной семье, притча о том, что из физического рабства вырваться сложнее, чем из духовного, и что даже некрепкие стены, которые можно разобрать голыми руками, будут удерживать взаперти, если душа не готова быть свободной.
В начале фильма мелькают слова, что события основаны на реальной истории. Анализируя содержание, прихожу к выводу, что создатели фильма (сценарий написала Барбара Маршалл) вдохновились историей австрийца Йозефа Фритцля (Josef Fritzl), все основные моменты указаны вполне точно. Как я понимаю, этот фильм является заказом от RAINN (National Sexual Assault Hotline), организации, противодействующей насилию и помогающей жертвам насилия преодолеть духовные и физические проблемы. Несмотря на то, что это своего рода агитационный или просветительский материал, всё выстроено приемлемо художественно, со всей необходимой эмоциональностью.
На сайте RAINN написано, что 1 из 6 женщин в США хотя бы раз подвергалась либо угрозе изнасилования, либо фактическому изнасилованию. Каждый год свыше 400 тысяч женщин в США подвергаются сексуальному насилию. Каждые 73 секунды в США где-то кого-то насилуют.
История Фритцля и ему подобных, - а таких хищников было за последние лет пятьдесят во множестве и на всех континентах, тому свидетельствует печальная статистика, насколько долго хищники могут удерживать в плену свои жертвы (не обязательно, что родственников, в большей части похищенных), и срок в 2-3 года является самым маленьким, счёт может превысить десяток лет, в Британии был хищник, который тридцать лет насиловал своих дочерей, родивших ему 9 детей, - повлияла на создание ещё одного фильма, но уже полностью художественного «Комната» (“Room”, directed by Lenny Abrahamson, 2015) с актрисой Бри Ларсон (Brie Larson) в главной роли, она играла девушку, которую в 17-летнем возрасте похитил маньяк и запер в небольшом домике, регулярно насиловал, от чего она родила сына. Когда сыну исполнилось пять лет, она придумала план, как спастись. Она была в плену семь лет.
В фильме «Девушка в подвале» история такая:
Живёт семья, мама, папа, две дочки - Ирен, Дон, Сара и Эми, - свой дом, обеспечены всем необходимым, но мира и согласия нет в семье. Дон Коди подавляет всех вокруг своим авторитетом настолько, что даже жена не может ему возразить, и мгновенно принимает его сторону, едва на горизонте замаячит кризис. Сара как старшая дочь вот-вот обретёт свободу, скоро 18-летие, и она ждёт этого момента с абсолютным нетерпением, ибо вырваться из дома, где живёт тиран-отец, это истинное благо.
Основной конфликт разгорелся из-за того, что Сара хотела пойти на вечеринку по случаю предстоящего завершения обучения в школе, где она встретилась бы со своим возлюбленным, Кристофером. Спросила у мамы разрешения, но папа запретил. Сара всё равно сбежала, провела весёлую ночку с друзьями и Кристофером, а утром вернулась домой, где её встретил недовольный папа, но ничего особенного не сказал, ибо, пока ждал возвращения дочери, составил хитрый план.
Для обеспечения мифологии того, что он задумал, воспользовался словами Сары о том, что она планирует уехать из дома и вести кочевой образ жизни, дабы объехать всю страну. Эти слова были сказаны как мечта, в шутку, ни сама Сара, ни её мама, ни младшая сестра Эми, не восприняли эту беседу всерьёз. Но для Дона это был как подарок. Несколько месяцев он трудился в подвале, запрещая кому бы то ни было спускаться туда, и все слушались.
Дело в том, что Дон купил не просто дом, а дом с секретом, бывший владелец жил в ауре ожидания войны с коммунистами и построил бомбоубежище (бункер), куда вела тайная дверь. Об этом знала и жена Дона, но не проявляла к этому интересу. Она в этой истории вообще как амёба, жила в абсолютном неведении, и если бы ей кто-нибудь отпиливал руку, не заметила бы. В один из дней, когда дома остались только Дон и Сара, папа попросил дочку отнести в подвал тяжёлый ящик, набитый некими вещами. Почему не помочь?
В итоге Сара оказалась запертой в бомбоубежище, а в ящике, который помогла донести, находились её личные вещи. Несколько дней Сара кричала и стучала в двери, требуя её выпустить, но ничего не добилась. Звуконепроницаемость идеальная. Полиция заинтересовалась, куда пропала Сара, особенно тревожилась мама, требуя, чтобы нашли дочь. Дон держался спокойно, благодарил полицию за помощь в поисках дочери. Основная версия: девочка могла сбежать во Флориду. На этом настаивал Дон, мать не верила, чтобы дочь уехала, не попрощавшись, да и сколько времени у неё было на сборы?
Так или иначе, но все стали трепетно ждать расследования полиции. Кроме Дона. Который пришёл к дочери в подвал, и рассказал, как обстоят дела. Что здесь она оказалась только из-за своего непослушания, и если она хочет пить, кушать, получать какие-то вещи, книгу или настенные часы, то должна быть исключительно послушной. Чтобы убедить её, кто здесь власть, от которой всё зависит, папа избил и изнасиловал дочку. И продолжал делать это регулярно, за любую просьбу. Минет за часы, коитус за еду.
Так шли дни. Сара стала беременной, получила книгу о том, как рожать, и как быть мамой. И родила дочь. Мари. За год она получила много вещей, и столик, и стул, и плитку для готовки еды, и унитаз, и раковину. Здесь мне немного непонятно. Дом, где они жили, весьма небольшой, и стены не толстые, регулярный шум воды в одном и том же секторе мог бы привлечь внимание домохозяйки Ирен, которая целыми днями сидела дома, ожидая мужа и печалясь о пропавшей дочке. Но, как я понимаю, она была непроходимо тупа, ибо ничего не замечала, не проявляя интереса ни к делам мужа, ни к тому, что происходит вокруг. Ни повышенных расходов, ни странных запасов туалетной бумаги, ни каких-то затяжных посещений подвала мужем. Ни к чему у неё не было интереса. Жила как в тумане каком-то...
Видимо, эта пассивность передалась и её дочери Саре, которую так легко было подавить морально и физически, отобрать у неё тягу к свободе, причём, не связывая её по рукам и ногам, давая возможность перемещаться по подвалу, без какого-либо слежения за ней. В её распоряжении было множество предметов, которые могли стать оружием, чтобы нанести вред отцу-насильнику. Даже не убивая его, а просто нанести ему большую рану, которая могла бы стать катализатором, чтобы открылись двери из бункера.
Впрочем, если высок барьер нанесения вреда живому существу, то у человека всегда есть стремление найти выход из замкнутого пространства, вырваться из капкана. Вспомним эти фильмы про Графа Монте-Кристо или про Энди, который сбежал из Шоушенка. Время и давление. Почти любые стены можно расковырять. А уж те стены бункера, где сидела Сара, можно было разобрать чуть ли не голыми руками, и это нам покажут в одной из сцен, когда под небольшим давлением воды и ковырянием вилкой Сара смогла за пару часов сделать дыру, куда можно было просунуть руку на полметра.
Значит, дело не в том, что нельзя сбежать из подвала, он построен из бетона и кирпича, а не из гранита или доломита, а в том, что стены находятся не снаружи, а внутри, в душе, в сознании. И эти стены Сара не могла сломать за те 20 лет, что она просидела в подвале. ДВАДЦАТЬ ЛЕТ! За это время родила трёх детей, плюс один ребёнок получился мертворождённым. За то, что Сара расковыряла дыру в стене и посветила фонариком, пытаясь дать сигнал о помощи соседям, Дон избил ногами дочь, и случился выброс плода, который был закопан на лужайке перед домом.
Здесь два вопроса. Беспредельная тупость соседа, который увидел сигнал о помощи, и вместо того, чтобы вызвать полицию, пошёл к хозяину дома, и сказал, что у вас здесь кто-то посылает сигналы о помощи, разберитесь, а то свет мешает нам спать. Второй: поспешность Сары, зачем светить фонариком, когда нужно подумать, как скрыть дыру в стене, завесить её тряпкой, например (Дон не проявлял никакого интереса к ведению хозяйства, мол, ты здесь мать, тебе и думать), и прорыть настоящий лаз, ведь стало очевидно, что сломать стены не было проблемой. В итоге, избиения и ещё несколько лет сидения в подвале.
Дон смог подтвердить свою мифологию о том, что Сара где-то ходит по стране, подкинув одного младенца под дверь с запиской от Сары, мол, родители, растите моего ребёнка, сама не могу, денег нет. Все эти элементы были в истории Фритцля, и младенцы, подброшенные под дверь, и мёртвые плоды, закопанные на лужайке. В фильме подбросили третьего ребёнка, Томаса, а два первых, Мари и Майкл, так и жили с Сарой в бункере. Выход на свободу им обеспечила астма Мари. Сара убедила отца, что её надо отвезти в больницу, иначе она умрёт. Врачи заинтересовались отсутствием истории болезни, и вообще отсутствием документов у девочки, кто она и откуда. Ну а дальше дело полиции. Здесь тоже история роднится с австрийским случаем, свобода пришла только через обращение ко врачам, которые задались вопросом: откуда взялось это живое существо?
В финале показали насколько был силён страх у Сары даже в том, когда она находилась посреди множества людей в больнице и могла бы закричать ПОМОГИТЕ, но не делала этого, ибо рядом сидел отец, он подавлял её своим присутствием. Хорошо показали тот момент, когда она вся тряслась от страха и шла по коридору в сторону врача, этот слом барьера, шаг за шагом, попытка стать свободной, избавиться от 20-летнего подавления, очень сложно, здесь молодцы, передали эти чувства в полной мере. Несмотря на то, что этот материал создан в просветительских целях, фильм всё же получился в достаточной степени эмоциональным, чтобы заинтересовать зрителя.
Всё это, конечно, ужасно, особенно ужасно осознавать, что в основе лежат реальные события, что была такая девушка, которую двадцать лет насиловал отец и она рожала ему детей, сидя в бункере. В фильме показано, что вселенские силы справедливости не забывали о пленнице и постоянно давали ей шанс на спасение, но все эти дорожки обрубались, видимо, слишком велико было облако тупости и страха, которое создал маньяк-папаша вокруг своего дома, что даже вселенная не смогла пробиться...
Серия фильмов о хищниках и пленниках:
«12 лет рабства» (“12 Years a Slave”, directed by Steve McQueen, 2013)
«Ад по соседству» (“1BR”, directed by David Marmor, 2019)
«Американское преступление» (“An American Crime”, directed by Tommy O'Haver, 2007)
«Антебеллум» (“Antebellum”, directed by Gerard Bush, Christopher Renz, 2020)
«Берлинский синдром» (“Berlin Syndrome”, directed by Cate Shortland, 2017)
«Девушка в лабиринте» (“L'uomo del labirinto”, directed by Donato Carrisi, 2019)
«Девушка в подвале» (“Girl in the Basement”, directed by Elisabeth Röhm, 2021)
«Девушка в ящике» (“Girl in the Box”, directed by Stephen Kemp, 2016)
«Девушка по соседству» (“The Girl Next Door”, directed by Gregory M. Wilson, 2007)
«Исчезновение Элис Крид» (“The Disappearance of Alice Creed”, directed by J. Blakeson, 2009)
«Кловерфилд, 10» (“10 Cloverfield Lane”, directed by Dan Trachtenberg, 2016)
«Клык» (“Kynodontas”, directed by Yorgos Lanthimos, 2009)
«Комната» (“Room”, directed by Lenny Abrahamson, 2015)
«Мученицы» (“Martyrs”, directed by Pascal Laugier, 2008)
«Мы уроды» (“We Are Monsters”, directed by Sonny Laguna, Tommy Wiklund, 2015)
«Пленница» (“La orca”, directed by Eriprando Visconti, 1976)
«Пленницы» (“Prisoners”, directed by Denis Villeneuve, 2013)
«Подвал» (“The Basement”, directed by Nathan Ives, Brian M. Conley, 2018)
«Сплит» (“Split”, directed by M. Night Shyamalan, 2017)
«Страна призраков» (“Incident in a Ghostland”, directed by Pascal Laugier, 2018)
Друзья! Подписывайтесь на наш канал!
Автор: Азарин Сергей