Найти тему
Сухостат

ВИЭ минеральным удобрениям и топливным присадкам не товарищ

«Зелёная» энергетика может решить проблему с отоплением, генерацией электроэнергии, позволит пересесть с авто на ДВС в электромобили. Но как быть с производством удобрений — углеводороды не только источник энергии для работы заводов по их производству, но и важнейшее сырьё.

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Объяснять не нужно, что стоимость и объёмы производства удобрений напрямую влияют на благополучие сельскохозяйственной отрасли. Чем больше затраты у фермеров и чем меньше они производят продукции из-за нехватки удобрений, тем выше будет в ЕС конечная стоимость продовольствия.

Резкое сокращение объёмов производства удобрений в Европе началось в начале осени прошлого, когда энергетический кризис основательно и надолго накрыл Старый свет:

  • компания CF Industries из США сообщила, что останавливает два своих завода в Великобритании – в Инсе и Биллингеме (выпускают аммиачную селитру)
  • норвежская Yara (производство азотных удобрений, мочевины, аммиака, нитратов) заявила о снижении своих производственных мощностей на 40%
  • испанская Fertiberia остановила аммиачную установку на заводе в Уэльве
  • нидерландская OCI сократила объем производства удобрений в Гелене
  • немецкая компания BASF уменьшила производство аммиака на заводах в Антверпене (Бельгия) и Людвигсхафене (Германия)

Спустя 6 месяцев ситуация нисколько лучше не стала. Цена на газ в Европе все ещё колеблется на отметке в районе $1300 за тысячу кубометров. Запасы «голубого топлива» в ЕС не увеличиваются. По данным Gas Infrastructure Europe ПХГ Европы заполнены на 25%.

При этом в Еврокомиссии продолжают разрабатываться планы по существенному сокращению импорта углеводородов из России. Как заявил Еврокомиссар по внутреннему рынку Тьерри Бретон, Европа намерена заместить 155 млрд. кубометров российского газа.

Из них 50 млрд. кубометров — за счёт СПГ, 10 млрд. — через трубопроводы из Северной Африки или с Востока. Кроме того, ЕС намерен сократить потребление газа для радиаторов и кондиционеров на 14 млрд. кубометров, развитие энергетики на основе биометана и ВИЭ ещё позволит сэкономить где-то 25 млрд.

Вот только совсем не понятно — чем Европа будут заполнять для предстоящей зимы свои ПХГ этим летом, если начнёт масштабное снижение импорта российского газа.

В сложившихся условиях европейские энергоёмкие предприятия по производству удобрений не смогут нарастить объёмы по выпуску своей продукции. И речь уже идёт не о восстановлении, а хотя бы о сохранении текущих объёмов производства. Впрочем, такая задача вряд ли станет посильной для гигантов отрасли.

Газ необходим для работы заводов по производству удобрений как сырьё. Аммиак, карбамид, аммиачная селитра создаются именно из природного газа.

Не лучше положение в ЕС и с фосфатными удобрениями. Их в Европе выпускают в меньших объёмах, чем азотные удобрения. Но и тут стоимость газа и нефти играет определяющую роль, поскольку импортируемые фосфаты нужно в Старый свет привезти, то есть на конечную стоимость такого продукта повлияют расходы на топливо.

Даже те небольшие объёмы производства фосфорных удобрений, которые есть на территории Европы, также под угрозой. Завод фосфорных удобрений Lifosa (входит в группу «ЕвроХим»), который находится в Литве, в конце марта вынужден был сократить свою деятельность до минимума, а к 10 апреля планирует полную остановку производства из-за ареста счетов вследствие экономического давления Запада.

В итоге, сегодня объёмы производства удобрений в Евросоюзе стремительно снижаются, с одной стороны по причине продолжающегося энергетического кризиса, с другой стороны — введённых антироссийских экономических мер.

На этом фоне Норвежская Yara в начале марта заявила, что из-за высоких цен на газ дополнительно сокращает производство аммиака и карбамида в Ферраре (Италия) и Гавре (Франция) с общей мощностью в 1 млн. тонн аммиака и 0,9 млн. тонн карбамидных удобрений в год.

С середины марта Yara уменьшит объёмы производства на 55%. Всего она производит около 4,9 млн. тонн аммиака в год, который, в свою очередь, используется в производстве карбамидных удобрений.

Другой крупнейший производитель удобрений в Европе, немецкий химический концерн BASF, объявил в начале марта, что не будет заключать новые сделки с Россией и Белоруссией за исключением тех, которые обслуживают производство продуктов питания в рамках гуманитарных мер.

Сейчас в Европе практически у всех производителей удобрений, в том числе у крупнейших игроков на этом рынке, попросту не остаётся иного варианта, кроме как серьёзно сокращать объёмы своих производств.

Кроме непосредственно самих минеральных удобрений под резкое сокращение производства попадают и те химические вещества, которые нужны в сельском хозяйстве для защиты растений.

Даже если Европа и сможет заместить российские поставки газа или всё-таки продолжит частично импортировать его из России, высокая волатильность цен на него не позволяет производителям удобрений нормально выстраивать устойчивую стратегию на несколько кварталов вперёд.

Европейским производителям совершенно непонятно — в каком объёме они могут себе позволить траты на закупку оборудования уже завтра или какие затраты закладывать в стоимость своей продукции через неделю, месяц.

В ЕС уже на лицо разбалансировка спроса и предложения. Карбамид, к примеру, уже сейчас стоит не менее $1100 за тонну, хотя ровно год назад его цена была примерно на уровне $290 за тонну.

Однако через месяц из-за разбалансировки спроса и предложения, вызванной сокращением производства удобрений, его цена может дойти и до $1 500 за тонну. Вся химическая отрасль в странах Европы планомерно движется к коллапсу.

В принципе можно перейти на использование при производстве удобрений СПГ, если с трубопроводным газом из России будут проблемы (например, отказ расплачиваться рублями). Но его использование автоматически поднимет цены на удобрения ещё выше.

Исправить ситуацию с нехваткой и дороговизной удобрений за счёт увеличения объёмов их импорта из России в ближайшей перспективе у ЕС не получится. 5 марта Минпромторг РФ официально рекомендовал производителям удобрений приостановить экспортные поставки из страны из-за проблем с логистикой, это около 25% от объёма европейского импорта удобрений.

Де-факто сейчас в ЕС складывается ситуация, когда из-за саботажа поставок рядом западных логистических компаний, европейские аграрии не могут получить законтрактованные партии удобрений как в Европе, так и в других странах.

Российским поставщикам удобрений нет смысла рисковать своей продукцией, которую могут просто не пустить в порт для разгрузки. Им дешевле придержать товар или направить его на другие рынки, где таких проблем нет.

Получается, Европа не может нарастить производство удобрений, не может увеличить импорт такого товара и не может сбить на него цену.

Есть ещё одно обстоятельство, которое объективно связывает нефтегазовую отрасль России с производством удобрений, но при этом также влияет на топливный рынок Европы.

Речь идёт об AdBlue — жидком реагенте, который используется для очистки выхлопных газов дизельных двигателей. Его использование позволяет дизельным моторам соответствовать уровню требований экологических нормативов Евро‑4, -5 и -6. А для его производства необходим карбамид высокой очистки (самое концентрированное из всех азотных удобрений).

Дефицит AdBlue появился в ЕС ещё прошлой осенью. Сегодня ситуация только ухудшилась. В Финляндии AdBlue производят из российского карбамида, но его поставки приостановлены из-за антироссийских ограничительных мер. У европейских грузовиков, в первую очередь использующим дизельное топливо, нет никакой перспективы, что эта проблема будет решена в самое ближайшее время.

В середине марта в Федеральном министерстве транспорта и цифровой инфраструктуры ФРГ сообщили о том, что уже в ближайшее время ожидают роста стоимости присадки на 170%.

Для справки: средняя цена AdBlue в Германии год назад была на уровне $14-21 за 100 литров. Сейчас присадка стоит почти $84 за 100 литров, похожая ситуация и в других странах ЕС.

Очевидно, что слепое следование «зелёной» повестке, а теперь безудержная политика экономического давления на Россию, заведут экономику ЕС в тупик.

ВИЭ – это конечно модно и красиво звучит, но только они не способны заменить российским углеводороды в производстве минеральных удобрений, химических средств защиты растений, присадок для дизельного топлива.

Если в ЕС не одумаются, то продолжающийся на его просторах энергетический кризис быстро превратится в кризис продовольственный со всеми вытекающими самыми неприятными и очень болезненными последствиями.