Путешественники во все времена стремились запечатлеть красоту увиденных мест. Когда в путь отправлялся художник, на холсте появлялись глухая тайга и берег моря, рассветы, горные дороги, уютные деревушки и древние стены церквей. Вслед за пейзажистами совершим увлекательную поездку по русским просторам.
«Спешите зарисовать красоту нашей страны»: Русь заповедная
Еще в молодости Николай Рерих увлекся историей и участвовал в археологических раскопках, позже много ездил по старинным городам, изучая памятники русской истории. В поездках Рерих создает ряд этюдов и картин, посвященных русскому зодчеству.
Особенно художника поразил «чудный Нередицкий Спас», выстроенный в 1198 году близ Великого Новгорода. «Спас одинокий» рождает в воображении художника картины прошлого: «Чудно и страшно было сознавать, что по этим же самым местам плавали ладьи варяжские, Садко богатого гостя вольные струги, проплывала новгородская рать на роковую Шелонскую битву...». Художнику удалось передать спокойную монолитность и прекрасную простоту древнерусского храма, его органическую связь с землей и окружающим пейзажем. Великолепно выписаны выпуклая скульптурность, фактура стен, элементы лепки и их древность.
«Мы наконец в сердце России, богоспасаемой Лебедяни», — писал Кустодиев. Чуть больше месяца провел художник в «самом черноземном нутре России», куда его пригласил уроженец этих мест Евгений Замятин. Улочка, где жили Кустодиевы, одним концом упиралась в голубую наклонную колокольню елизаветинских времен, а другим — в бескрайние ржаные поля. Художник радовался подлинной, живой Руси с ее церквями, гусями, яблочными садами, зелеными буграми, Доном и поросшими травой улицами. Еще не разрушенная колокольня — ее снесут в 1930-е годы — словно осеняет так любимую художником пеструю Русь небесно-зеленой благодатью.
«Милая русская природа» Исаака Левитана
Левитановский «пейзаж-настроение» стал творческим ориентиром для поколений живописцев. «Божественное нечто», словно колокольный звон, разлито между сияющей белизной монастырских стен, зелеными берегами и безмятежной водной гладью. Духовное начало незримо присутствует на картине, подчеркнутое предзакатным солнцем. Молитвенная тишина и золото последних лучей рождают ощущение умиротворения и говорят о торжестве истины, о победе жизни над смертью.
О быстротечности человеческой жизни и вечности мироздания напоминает картина «Над вечным покоем», одна из самых пронзительных по силе чувства работ Левитана. Безмерное одиночество человека, щемящая тоска и суетность земной жизни, размышления об истине, добре и зле раскрываются в тщательно выстроенной композиции и живописном решении, основанном на сопоставлении крупных цветовых плоскостей. Бесконечно меняют форму и цвет облака, ветер шумит в верхушках деревьев и поднимает рябь на серой воде.
«Издалека долго. Течет река Волга»: магия воды
Волжские просторы были для Левитана неиссякаемым источником вдохновения. На одной из самых жизнерадостных волжских картин художник запечатлел погожий летний день. Зритель словно находится в центре реки, среди солнечных бликов, криков чаек и теплого ветра. Белоснежные паруса, наполненные ветром, передают движение, а расписная барка подчеркивает радостно-оживленное настроение. Картина написана чистыми красками с густыми пастозными мазками, живо передающими восторженное отношение художника к природе и праздничный настрой летнего дня.
«Здесь тучи смиренно идут подо мной»
В путешествии по Среднему и Южному Уралу источником вдохновения для Аполлинария Васнецова стала суровая и величественная природа. Впечатления от дремучей тайги, увалов и грандиозных горных хребтов, подкрепленные местными сказаниями и легендами, сложились в цикл монументально-эпических пейзажей в возвышенном и даже героико-романтическом духе.
«Синяя гора» наполнена величественным спокойствием и звенящей тишиной, мастерски переданы перспектива и ощущение пространства, словно окутанного голубоватой дымкой от хвойных лесов. Живописные окрестности Кушвы Васнецов запечатлел в этюде «Дорога на гору Благодать». За низким пасмурным небом проступают голубые горы, а ели-исполины, словно темной рамкой, обрамляют дорогу. Колорит картины сумрачен и монументален — эти черты позднее отчетливо проявятся в поздних картинах уральского цикла.
«Растирать краски было почти немыслимо»: суровая природа Севера
Север тоже может быть прекрасным, доказывает Александр Борисов, ученик Шишкина и Куинджи. Кольский полуостров, Большеземельская тундра, Новая Земля — до Борисова никто из художников не забирался так далеко на Север. Из экспедиций он привозил сотни написанных в тяжелейших условиях этюдов. Они стали основой для «полярных» картин, правдиво рисующих ярко-холодный Север и красоты загадочного полярного мира.
Бледное небо и золотистое сияние замерзшего солнца, ледяная вода, зеленовато-голубые заснеженные льдины и яркие черные нерпы, оживляющие пейзаж. Ненецкий чум, поражающий оттенками шерсти и пушистым белым мехом. Яркая фигурка ребенка в расшитой национальной одежде и удивительно живые собаки рядом. Нежные переливы тонов, розовое свечение неба и солнечные блики на голубоватом снегу — такого Севера не знали до «русского Нансена», первого полярного живописца Александра Борисова.
Василия Переплетчикова современники называли «восторженным певцом дальнего Севера». Годами художник колесил по архангельской земле, чтобы показать обжитый людьми Север с его деревянными домами, старинными монастырями, реками и необычными красками. Кандалакша поражает теплым колоритом: вместо безжизненной тундры — буйство ярких красок от солнечного желтого до алого и фиолетового. Венчают разноцветный ковер белоснежные стены церкви.
Для справки:
Насладиться красотами русской природы и узнать больше о путешествиях русских художников можно в Государственной Третьяковской галерее, давним партнером которой выступает банк ВТБ.