Найти тему
ВТБ Страна

Дорогами художников: от Волги через сердце России к полярным льдам

Оглавление

Путешественники во все времена стремились запечатлеть красоту увиденных мест. Когда в путь отправлялся художник, на холсте появлялись глухая тайга и берег моря, рассветы, горные дороги, уютные деревушки и древние стены церквей. Вслед за пейзажистами совершим увлекательную поездку по русским просторам.

«Спешите зарисовать красоту нашей страны»: Русь заповедная

Николай Рерих. «Спас Нередицкий», 1899 год © Public domain
Николай Рерих. «Спас Нередицкий», 1899 год © Public domain

Еще в молодости Николай Рерих увлекся историей и участвовал в археологических раскопках, позже много ездил по старинным городам, изучая памятники русской истории. В поездках Рерих создает ряд этюдов и картин, посвященных русскому зодчеству.

Особенно художника поразил «чудный Нередицкий Спас», выстроенный в 1198 году близ Великого Новгорода. «Спас одинокий» рождает в воображении художника картины прошлого: «Чудно и страшно было сознавать, что по этим же самым местам плавали ладьи варяжские, Садко богатого гостя вольные струги, проплывала новгородская рать на роковую Шелонскую битву...». Художнику удалось передать спокойную монолитность и прекрасную простоту древнерусского храма, его органическую связь с землей и окружающим пейзажем. Великолепно выписаны выпуклая скульптурность, фактура стен, элементы лепки и их древность.

Борис Кустодиев. «Лебедянь. Пейзаж с церковью», 1926 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Борис Кустодиев. «Лебедянь. Пейзаж с церковью», 1926 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

«Мы наконец в сердце России, богоспасаемой Лебедяни», — писал Кустодиев. Чуть больше месяца провел художник в «самом черноземном нутре России», куда его пригласил уроженец этих мест Евгений Замятин. Улочка, где жили Кустодиевы, одним концом упиралась в голубую наклонную колокольню елизаветинских времен, а другим — в бескрайние ржаные поля. Художник радовался подлинной, живой Руси с ее церквями, гусями, яблочными садами, зелеными буграми, Доном и поросшими травой улицами. Еще не разрушенная колокольня — ее снесут в 1930-е годы — словно осеняет так любимую художником пеструю Русь небесно-зеленой благодатью.

«Милая русская природа» Исаака Левитана

Левитановский «пейзаж-настроение» стал творческим ориентиром для поколений живописцев. «Божественное нечто», словно колокольный звон, разлито между сияющей белизной монастырских стен, зелеными берегами и безмятежной водной гладью. Духовное начало незримо присутствует на картине, подчеркнутое предзакатным солнцем. Молитвенная тишина и золото последних лучей рождают ощущение умиротворения и говорят о торжестве истины, о победе жизни над смертью.

О быстротечности человеческой жизни и вечности мироздания напоминает картина «Над вечным покоем», одна из самых пронзительных по силе чувства работ Левитана. Безмерное одиночество человека, щемящая тоска и суетность земной жизни, размышления об истине, добре и зле раскрываются в тщательно выстроенной композиции и живописном решении, основанном на сопоставлении крупных цветовых плоскостей. Бесконечно меняют форму и цвет облака, ветер шумит в верхушках деревьев и поднимает рябь на серой воде.

«Издалека долго. Течет река Волга»: магия воды

Исаак Левитан. «Свежий ветер. Волга», 1895 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Исаак Левитан. «Свежий ветер. Волга», 1895 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Волжские просторы были для Левитана неиссякаемым источником вдохновения. На одной из самых жизнерадостных волжских картин художник запечатлел погожий летний день. Зритель словно находится в центре реки, среди солнечных бликов, криков чаек и теплого ветра. Белоснежные паруса, наполненные ветром, передают движение, а расписная барка подчеркивает радостно-оживленное настроение. Картина написана чистыми красками с густыми пастозными мазками, живо передающими восторженное отношение художника к природе и праздничный настрой летнего дня.

«Здесь тучи смиренно идут подо мной»

В путешествии по Среднему и Южному Уралу источником вдохновения для Аполлинария Васнецова стала суровая и величественная природа. Впечатления от дремучей тайги, увалов и грандиозных горных хребтов, подкрепленные местными сказаниями и легендами, сложились в цикл монументально-эпических пейзажей в возвышенном и даже героико-романтическом духе.

«Синяя гора» наполнена величественным спокойствием и звенящей тишиной, мастерски переданы перспектива и ощущение пространства, словно окутанного голубоватой дымкой от хвойных лесов. Живописные окрестности Кушвы Васнецов запечатлел в этюде «Дорога на гору Благодать». За низким пасмурным небом проступают голубые горы, а ели-исполины, словно темной рамкой, обрамляют дорогу. Колорит картины сумрачен и монументален — эти черты позднее отчетливо проявятся в поздних картинах уральского цикла.

«Растирать краски было почти немыслимо»: суровая природа Севера

Север тоже может быть прекрасным, доказывает Александр Борисов, ученик Шишкина и Куинджи. Кольский полуостров, Большеземельская тундра, Новая Земля — до Борисова никто из художников не забирался так далеко на Север. Из экспедиций он привозил сотни написанных в тяжелейших условиях этюдов. Они стали основой для «полярных» картин, правдиво рисующих ярко-холодный Север и красоты загадочного полярного мира.

Бледное небо и золотистое сияние замерзшего солнца, ледяная вода, зеленовато-голубые заснеженные льдины и яркие черные нерпы, оживляющие пейзаж. Ненецкий чум, поражающий оттенками шерсти и пушистым белым мехом. Яркая фигурка ребенка в расшитой национальной одежде и удивительно живые собаки рядом. Нежные переливы тонов, розовое свечение неба и солнечные блики на голубоватом снегу — такого Севера не знали до «русского Нансена», первого полярного живописца Александра Борисова.

Василий Переплетчиков. «Белое море. Кандалакша», 1903 год, Ярославский художественный музей, Ярославль © Public domain
Василий Переплетчиков. «Белое море. Кандалакша», 1903 год, Ярославский художественный музей, Ярославль © Public domain

Василия Переплетчикова современники называли «восторженным певцом дальнего Севера». Годами художник колесил по архангельской земле, чтобы показать обжитый людьми Север с его деревянными домами, старинными монастырями, реками и необычными красками. Кандалакша поражает теплым колоритом: вместо безжизненной тундры — буйство ярких красок от солнечного желтого до алого и фиолетового. Венчают разноцветный ковер белоснежные стены церкви.

Для справки:

Насладиться красотами русской природы и узнать больше о путешествиях русских художников можно в Государственной Третьяковской галерее, давним партнером которой выступает банк ВТБ.