Найти тему
lilihorror

Рю Мураками и темные стороны японского общества в сборнике его новелл «ТОПАЗ»

Оглавление

Хочу поделиться мнением о недавно прочитанной книге «Топаз» Рю Мураками.

Ныне фамилия Мураками больше ассоциируется с писателем Харуки Мураками, известного не только в пределах своей страны, но и имеющего всемирное признание. Рассказы Харуки-сенсея более европеизированы в отличие от творений других его японских коллег. Его произведения отличаются в большинстве своем сюрреалистичностью и меланхоличностью. Они «о простых людях в необычных ситуациях». И конечно же нельзя путать этих двух талантливых писателей, занимающихся совершенно разными жанрами и преподносящими читателям различные взгляды на мир.

Харуки Мураками
Харуки Мураками

Но вернемся к теме:

Рю Мураками – в определенных кругах не менее известный писатель, новеллист, а также кинорежиссер. Его романы описывают темные стороны общества, человеческое нутро, через изображения разочарований, войн и убийств, наркомании, людей в тяжелых жизненных ситуациях. Его самые известные романы — «Все оттенки голубого», «Дети из камеры хранения» и «Мисо-суп», а по некоторым его произведениям, например, «Кинопроба» и «Топаз», были сняты фильмы.

Рю Мураками
Рю Мураками

Итак, сборник авторских новелл «Топаз» включает в себя 12 коротких рассказов о женщинах, сталкивающихся с жестоким и вульгарным, пошлым миром вокруг них, но отчаянно пытающихся найти в этом аду что-то своё, что-то, что еще может дать им надежду жить дальше. В основном, в историях фигурируют женщины «древней профессии» и их тяжелые будни.

Опишу пару историй, наиболее запомнившихся мне.

1. ТОПАЗ

Это первая история, с которой знакомится читатель, открывая книгу. Вот так сразу, без предисловий, в мир женщин с нелегкой судьбой. История ведется от имени девушки, вышедшей от очередного клиента и увидевшей на улице ЕГО, «человека искусства», местную знаменитость, в которую была влюблена со средней школы. Мечтая об отношениях с артистом, она попыталась пройти по той же «дороге», что и он, зайдя в тот же ресторанчик, в котором он часто бывает, пообщавшись с людьми, которые общались с ним. Позднее ее прерывает очередной «заказ», но даже во время и после него она не бросает своих грез о сорокалетней звезде.

Почему новелла называется «Топаз»? Потому что именно этот камень фигурировал в грезах девушки о своем артисте, олицетворяя ее несбыточные мечты. Она купила кольцо с ним, представляя, что это его подарок, а она его любовница. По ходу сюжета, главная героиня его теряет, долго ищет, потом находит и все это время цепляется только за одну мысль о НЕМ. По одной из версий, название камня, Топаз, переводится с санскрита как «пламя, огонь, тепло», что так же может иметь значение.

2. Колыбельная

История о девушке, имевшей когда-то отношения с ныне знаменитым музыкантом и до сих пор мечтающая о нем. Увидев его однажды по телевизору, спустя долгое время после их встречи, она, не найдя покоя, решает отправиться к нему домой. По сюжету развивается ее одержимость, когда она начинает искать его в проходящих людях на улице и спрашивать у всех подряд его место жительства. Во время пути она забредает в парк, где встречает сумасшедшую певицу, которая попутав ее со своей старой знакомой затеяла драку, выпутавшись из которой главная героиня узнает адрес интересующего ее музыканта и отправляется по нему в путь. Дойдя до его дома, она пытается пробраться в него, но на нее нападает сторожевая собака, после чего за ней приезжает полиция. Внезапно появившаяся сумасшедшая певица забирает ее «из рук правосудия», отводит в парк, где начинает ей петь знакомую колыбельную, в то время как девушка, вспоминая музыканта, плачет.

Эти и другие истории, описанные в сборнике, заставляют задуматься о жизни женщин в тяжелых условиях, которые продолжают искать что-то «светлое» даже в «темном». Сам Рю Мураками в послесловии к сборнику пишет, что женщины, живущие в темном мире, что-то символизируют и постоянно находятся в поиске, казалось бы, непостоянных вещей, но на самом деле им нужна та «мысль», не имеющая формы, но нужная для всего человечества.

И мне хотелось бы закончить цитатой Рю-сенсея:

"Я хочу, чтобы эти женщины, живя в своих больших городах, продолжали храбро сражаться" - Рю Мураками.