Однако, здравствуйте.
Не так давно, во время очередной генеральной уборки, мне на глаза попался бортовой компьютер Multitronics VC730 (далее - БК), что стоял на моем старом Патриоте. Модель далеко не новая, но исправно работала и даже была полезной - можно было диагностировать и сбрасывать ошибки, контролировать состояние некоторых узлов и систем автомобиля.
Поскольку наш любимый автопроизводитель убрал с приборной панели новых Патриотов показания вольтметра и среднего расхода топлива, заменив их хромированными ободками приборов (что безусловно, гораздо важнее), я решил не выкидывать старичка, а вновь поставить в строй. Нехай еще поработает.
Для выполнения установки пришлось приобрести переходник с 14-pin шлейфа от БК на диагностический разъем OBD2, который находится в блоке предохранителей под рулевой колонкой.
Выглядит он вот так и продается тут:
Для того, чтобы добраться до блока предохранителей, необходимо снять декоративные крышки - они крепятся на защелках, при желании можно справиться обычной отверткой. Совсем хорошо, если у вас есть отвертка для снятия обшивки с жалом в виде маленького гвоздодера.
К сожалению такой отвертки не оказалось у газовщиков - когда они монтировали ГБО, то отдирали эти крышки руками и половину креплений переломали.
Давно заметил эту прискорбную закономерность - почему-то у меня, человека, для которого ковыряться в машине - хобби, нужный инструмент есть, а у людей, для которых это профессия и источник заработка денег - кроме молотка, изоленты и неуемной энергии ничего нет. Ну или это мне на таких везет, не знаю.
Но вернемся к нашим баранам.
После подключения БК уверенно не смог определить протокол и показал нули:
Здесь нужно сказать, что изделия от Multitronics славятся своим корявым интерфейсом. Нет, поймите правильно - возможно, для тех, кто его придумывал, он кажется очень логичным и удобным. И, наверное, так оно и есть. Особенно если ты айтишник, любишь Linux и японское порно.
Но для дерева вроде меня он настолько интуитивно непонятен, что пришлось лезть на официальный сайт за инструкцией, чтобы просто найти, как зайти в меню установок.
Далее выяснилось, что сей БК с моей машиной может общаться только по CAN протоколу. Это значит, что половину ошибок БК не увидит, а вторую половину может понять неправильно. Для корректной работы на УАЗ Патриот 2019 года выпуска и свежее в БК должен быть загружен протокол UAZ 1797Е5.
Пошел домой обновляться. Инструкция и софтина лежат все на том же официальном сайте. А вот дальше начались интересные и увлекательные приклющения.
Сперва оказалось, что на VC730 существует ДВА типа прошивок - основная и расширенная. В один прекрасный момент производитель убрал из основной версии такие функции как таксометр, дополнительные параметры и системы, сервисные записи ЭБУ и стоп-кадр (чтобы это ни значило). Ибо нефиг.
Затем выяснилось, что БК VC730 существуют двух видов: с поддержкой протокола PWM и без оной. Мой БК, как оказалось, относится ко второму - настолько он стар.
Казалось бы, ставь расширенную версию и радуйся, ан нет: расширенные версии можно установить только на устройства с поддержкой протокола PWM. Таким образом, обновляя свой БК без поддержки протокола PWM, в котором таксометр и прочие функции были, я УРЕЗАЮ ЕГО ФУНКЦИОНАЛ.
Ну ладно, фиг с ним с таксометром - все равно никогда им не пользовался, мне главное ведь протокол UAZ 1797Е5 получить, да возможность контролировать температуру масла в АКПП.
Но нет.
Вот что пишет производитель:
"Реконструкция не затронула модели VC730 и TC 740 без поддержки протокола PWM - для них существует только 1 версия прошивки e32B".
Соответственно, на обновленном этой прошивкой БК не будет:
- поддержки АКПП автомобилей УАЗ: Punch Powerglide 6L50, отображения температуры АКПП, чтения и сброса кодов неисправностей, чтения дополнительных параметров;
- возможности чтения и сброса кодов неисправностей селектора АКПП УАЗ.
Ну и ладно, бог с ними, с этими АКПП и селекторами! Да, это был бы приятный бонус, но мы же не для этого здесь собрались.
К сожалению, и в главном ждал облом - поскольку последняя доступная для скачивания прошивка родом из 16 года, в БК будет только старая ревизия протокола UAZ 1797, по которой БК не может общаться на одном языке с новыми Патриотами)
Вот так производитель стимулирует граждан переходить на более современные модели.
В результате обновленный БК удалось подключить только по CAN (как и до обновления). По этому протоколу он показывает напряжение АКБ, мгновенный и средний расходы топлива и другую информацию, сильно менее полезную.
С одной стороны да - БК работает и даже что-то показывает. Только температуру забортного воздуха почему-то определяет неправильно - 227 градусов. Или программная ошибка, или где-то в цепи обрыв. Или просто это данные с метеостанции на Венере.
С другой стороны - как минимум половина его функционала (за исключением, пожалуй, вольтметра и мгновенного расхода топлива, который БК берет с форсунок) есть на приборной панели.
А нормальная настройка остальных функций требует продолжения плясок с бубном.
Например, у этого БК крайне замороченная система настройки уровня топлива в баке, а также калибровки расходомера - нужно заправиться до полного, проехать определенное количество километров, снова заправиться, и внести в БК данные о расходе с чека. Для баков сложной формы, расход из которых осуществляется нелинейно, можно сделать калибровку по нескольким контрольным точкам, но, как вы понимаете, для этого нужно кататься весь день.
Еще можно подключить парктроники с выводом изображения на убогий монохромный дисплей, для этого нужно тянуть и подключать провода.
Дополнительные провода нужны и в том случае, если вы ездите на газу и хотите подключить БК к газовому клапану, чтобы настроить расходомер.
Конечно, можно 100 раз прочитать, но лучше один увидеть, а потому я снял для вас видеоролик с нюансами навигации в лабиринтах меню и подключения этого девайса:
Безусловно, это все можно сделать.
Но теперь у меня появился один маленький вопрос. ЗАЧЕМ?
Ну ладно, мне БК достался фактически даром, а ведь некоторые его покупают.
Так зачем покупать сомнительный девайс за 10 с лишним тысяч рублей (именно столько он сейчас стоит), половина функций которого - это дублирование уже имеющихся показателей, а вторую половину очень сложно заставить корректно работать?
Ради диагностики? Да, может быть, если вы занимаетесь саморемонтами и прочими видами увлекательного досуга.
Только вот давно уже в продаже существуют сканеры ELM327 и ELS27 с блютус-адаптерами, которые замечательно устанавливаются и подключаются без проводов к любым устройствам на Андроиде. И давным-давно для этих устройств существуют приложения, типа того же Torque Pro с гораздо лучшим интерфейсом, и что самое главное, существенно более серьезным функционалом.
Воткнул ELM327, сиди с телефона да диагностируй на здоровье, как заправский мамкин чиптюнер.
Вот и получается, что эпоха бортовых компьютеров уходит в закат. Думаю, в автомобилях скоро вообще исчезнут какие-либо штатные мультимедиа устройства, останется только держатель для смартфона и беспроводная зарядка.
Покатался, значит, я пару дней с новым старым БК, посмотрел на него, и подумал, что сниму его нафиг. Похоже, это как раз тот случай, когда приятные воспоминания должны остаться воспоминаниями.
На сегодня разрешите попрощаться.
Если материал зашел — ставьте любо и подписывайтесь)
Телеграм (общение и live): https://t.me/grosstractor
Rutube (видосики): https://rutube.ru/channel/23968383/
#уаз #авто #nature #russia #внедорожники #диагностика авто
#бортовой компьютер
#obd2
#путешествия