В Санкт-Петербурге в 1914 году вышла книга «Северный Край». Этот иллюстрированный альбом Архангельской губернии, был посвящён бывшему Архангельскому губернатору Ивану Васильевичу Сосновскому, находившемуся в этой должности с 1907 по 1911 годы.
Тираж он имел весьма ограниченный, так как издавался на деньги, собранные «друзьями и почитателями И. В. Сосновского» по подписке. Это издание было своеобразной благодарностью города деятельному губернатору, много сделавшему для Архангельска и всего Северного Края. В предисловии альбома, его издатели обращаются к бывшему своему начальнику: «Вы… лично побывали в отдалённейших, малодоступных уголках губернии, этой – почти 1/5 территории Европейской России, исходив пешком сотни вёрст, иногда с лишениями, знакомыми лишь первым исследователям края. Вы побывали в Беломорской Карелии, не посещённой до Вас ещё ни одним губернатором, отрезанной от коренной России озёрами и топями и тяготеющей к Финляндии. Вы посетили Печорский край, его неисследованные, но оказавшиеся полноводными и доступными судоходству реки, с их малоизвестным населением и Ухту с её малоисследованными залежами нефти».
Для сведения читателя небольшая историческая справка:
Печорский уезд (Центр — село Усть-Цыльма) занимал восточную часть Архангельской губернии. Северная часть уезда представляла собой громадное равнинное пространство, тундру, кое-где поросшую мелколесьем, большей частью с лишайниками, мхами и мелким ивняком. На запад от нижнего течения Печоры лежит Малоземельская тундра, а на восток до Уральских гор — Большеземельская тундра. Тундры перерезываются местами горными хребтами и возвышенностями: Малоземельская — Тиманским кряжем и Чаицыным Камнем, а в северо-восточной части Большеземельской тундры проходит, отделяясь от Северного Урала с юго-востока на северо-запад, хребет Пай-Хой. Южная часть уезда — всхолмленная равнина, в юго-западной части которой проходят отроги Тиманского кряжа, а в юго-восточной части — Урала. Площадь уезда в 1897 году составляла 402,4 тыс. км², что сопоставимо с территориями таких государств как Франция и Германия.
Поездка губернатора на северную реку Ухту была не случайна. В начале ХХ века умы обывателей будоражили слухи о несметных нефтяных богатствах на реке Ухте и это, естественно, не могло не заинтересовать И.В. Сосновского. Губернаторствовал Сосновский четыре года — с 1907 по 1911 — но за это время сумел сделать многое. Каждый год — поездки по уездам. В 1908, например, в дороге он провёл 56 дней. Всего же по губернии Сосновский изъездил почти 25.000 вёрст. Стоит только посмотреть на карту с маршрутами его путешествий.
В итоге этих поездок появились не только новые мосты и дороги, но и школы с больницами, почтовые станции и многое другое. Северный климат оказался суров, да и длительные поездки по губернии подорвали его здоровье. У Сосновского развился острый ревматизм. И его отправили южнее, на должность Одесского градоначальника.
Во всех поездках губернатора сопровождал замечательный человек – Архангельский городской голова Яков Иванович Лейцингер.
Он был первым градоначальником, выбранным из мещанского сословия. До него столицей Севера руководили в основном купцы, а также коммерческие и статские советники. В Архангельске он владел фотографией и сам был заядлым фотографом. В фотоальбоме 170 его фотоснимков, иллюстрирующих все аспекты жизни Северного края того периода: деревни, города, малые народы, ссыльные, дороги и леса, тундра, реки, суда, храмы, рыбная ловля, лесозаготовки и т.д. Можно представить, сколько трудностей и лишений испытал Яков Иванович, работавший в походных условиях с громоздким и несовершенным ещё в ту пору фотооборудованием. Это его стараниями мы можем посмотреть сегодня, что представляла из себя Ухта 100 лет назад. Несколько фотографий, представленных здесь, в фотоальбом не вошли, но сделаны в ходе пребывания И.В. Сосновского на Ухте.
Посещение губернатором И.В.Сосновским Печорского уезда, и Ухты в частности, к сожалению больших результатов не принесло. Как впоследствии было написано в отчете о результатах поездки «…в Печорском крае произведено статистическое обследование населённых его пунктов, улучшены и пролагаются грунтовые пути сообщения, и в скором времени срочные пароходные рейсы будут обслуживать пункты, ещё вовсе неизвестные административной власти». Ухта губернатора не впечатлила, вопрос добычи ухтинской нефти его не заинтересовал. Видимо он посчитал это дело малоперспективным и слишком затратным для казны. А Ухте пришлось дожидаться своего звёздного часа ещё целых двадцать лет.