Найти тему
Кордон Лесника

Лосенок Лунтик

Пришла пора рассказать грустную историю о нашем знакомстве с лосёнком Лунтиком. Весна в том году пришла рано и быстро начала отвоевывать у зимы окрестные просторы. В считанные дни поля освободились от снега, появились закраины на льду озёр, лёд посерел и стал рыхлым. Стояли ясные, тёплые, солнечные дни, которые сменялись морозными ночами. Природа оживала, пришла пора возрождения трав и деревьев, лесные обитатели стали готовиться к рождению потомства. Молодая лосиха, почувствовав приближение заветного часа, стала искать укромное место. В ее жизни это были первые роды и отсутствие опыта заменил тысячелетний инстинкт. Она нашла тихую поляну и улеглась в ожидании чуда рождения. Вдруг, ее большие, чуткие уши уловили в лесу какой-то шум, но встать она уже не могла, так как отел начался. Родив первого телёнка, лосиха тщательно вылизала его, освобождая от последа и поняла, что телёнок будет не один. Шум, между тем, нарастал и очень тревожил молодую мать. Звуки эти были чуждыми лесу, лосиха не встречалась до сих пор с людьми. Голоса, звуки шагов, а затем и запах дыма, настолько обеспокоил лосиху, что та решила уходить из опасного места как можно скорее. К моменту рождения второго телёнка, первый лосёнок уже неуверенно покачиваясь стоял на своих длинных, тонких ножках и тихонько пищал, требуя первую в своей жизни порцию материнского молока. Лосиха встала и показала своему малышу вымя, подтолкнув его к нему своим тёплым носом. Малыш присосался и сделал несколько глотков. Между тем, второй родившийся лосёнок пытался встать. Он родился очень маленьким и слабым, встать на ноги у него не получалось и мать, встревоженная не на шутку присутствием поблизости людей отчаянно тыкала его носом, побуждая встать. Шум и запах дыма усиливались, приводя лосиху в состояние близкое к панике. В конце концов, потеряв всякую надежду поднять на ноги второго малыша, молодая мать решила спасаться и спасать первого своего лосёнка. Так Лунтик остался один. Через некоторое время он все-таки встал и, испытывая острое чувство голода, побрел по лесу в поисках еды и тепла. Не имея ни малейших навыков жизни, он брёл наугад, жалобно плача, и, на своё счастье или беду вышел к людям, которые испугали его мать.


В один из дней конца апреля мне позвонила наша знакомая Вика и попросила совета и помощи. Она с друзьями пошла в поход и к их стоянке вышел новорожденный лосёнок. Первое, что я посоветовал - ни в коем случае его не трогать, так как надеялся, что мать его все-таки найдёт. Через несколько часов, когда солнце склонилось к закату Вика позвонила мне снова и сказала, что лосёнок продолжает ходить вокруг лагеря и жалобно плакать. Я понял, что надежды на то, что лосиха вернётся за ним, не осталось, без молока и материнского тепла он не переживет эту ночь. Единственным способом попытаться его спасти - привезти его к нам на кордон, где мы сможем обеспечить его молоком, теплом и уходом. Вика взялась его к нам привезти, и этой же ночью Лунтик, завёрнутый в плед, появился в нашем доме. Первую ночь мы с Леной от него не отходили. Пришлось разместить его в комнате у кровати, так как каждые 15-20 минут он просыпался и начинал плакать, требуя молока.
Наша восьмилетняя дочь Лиза большую часть жизни провела в деревне. Она часто бывает в лесу и ее знания о природе поражают учителей в школе. Проснувшись как то утром, она свесила голову с печки и долго терла глаза, пытаясь определить, что это за зверь и откуда он взялся. Она долго перебирала в голове все возможные варианты: может это наша корова Доча телёнка родила? Вроде бы рано, да и не похож этот зверь на Дочу мастью. Мастью он похож на нашу гончую Загрю, но не могла же Загря родить щенка размерами больше чем она сама? Первыми ее вопросами в это утро были: кто это, и кто его родил? Уяснив, что это новорожденный лосёнок, и что это Вика привезла его ночью из леса, Лиза тут же окрестила малыша Лунтиком и взялась за его воспитание. Она вытащила бамбуковый матрасик, на котором любила играть на полу, разместила его у своего шкафа с игрушками, сняла со своей кровати подушку, плед и уложила Лунтика на эту постель.

Остаток дня она его кормила разбавленным коровьим молоком из детской бутылочки, (которую, кстати, поискать ещё пришлось в нашей глуши!) убирала за ним, помогала ему встать и снова укладывала, укрывала, гладила его, пела песенки и читала книги (это единственные на моей памяти случаи добровольного чтения Лизы!). Так прошло несколько дней, Лунтик самостоятельно вставал на ножки, выходил на прогулки, знакомился с окружающим миром с помощью Лизы. Обитатели Кордона отнеслись к Лунтику благосклонно. Кошки после осторожных обнюхиваний, убедившись, что Лунтик не посягает на их еду и не пытается за ними гоняться, быстро с ним подружились. Они помогали Лизе его укладывать в постель, вылизывали его и ласково мурчали, пока он спал. Старшие собаки (Веда и Ласка), увидев его первый раз с Лизой во дворе подняли страшный рёв и устроили истерику, чтобы объяснить мне, бестолковому, что это же лось!!! Поняв, что я не проявляю к нему интереса, как к объекту охоты девочки успокоились и, улёгшись на будки с философским спокойствием наблюдали за тем как Лиза с Лунтиком гуляют по двору. Главный наш петух прошёлся перед Лунтиком растопырив крылья и убедившись, что на его кур Лунтик не посягает, занялся своими делами. Гусиный вожак выгнул шею, расправил крылья и зашипел, давая Лунтику понять: кто здесь главный. Лунтик благоразумно спрятался за Лизу, а вожак повёл гусынь в другой конец двора, на всякий случай. Наш Чуба (бернский зенненхунд) сразу же высказал свою готовность Лунтика пасти, но мы решили не рисковать, потому что пастух из Чубы тот ещё, несмотря на древние пастушьи крови. Прошлая Чубина попытка заняться пастьбой закончилась тем, что он разогнал по окрестным лесам всю нашу птицу и едва не оторвал хвост поросёнку. Птицу мы, конечно, собрали и хвост поросёнку вылечили, а Чубе в качестве объектов для пастьбы предложили себя во время походов за грибами. Хвостов у нас, слава Богу, нет и зычным Чубиным рыком мы впечатляемый меньше чем Куры и гуси. Кони понюхали Лунтика (он при этом замер от ужаса и едва не упал), фыркнули и пошли пастись. Корова попыталась его вылизать, но зная какой шершавый у неё язык мы, на всякий случай общение Коровы с Лунтиком ограничили визуальным контактом. Зато со всеми приезжающими к нам гостями, а их за майские праздники к нам приезжало очень много, Лунтик общался охотно. К детям и взрослым он быстро привык и бояться перестал. Охотно демонстрировал своё умение есть, вставать на ножки и ходить (больше ничего, о чем уместно было бы говорить и писать, он не умел). Вскоре Лунтик стал звездой. Люди ехали специально к нам, чтобы на него посмотреть.

Но счастье нашего общения с Лунтиком доилось недолго. В конце мая он заболел. Мы делали все, что могли сами, и консультировались с ветеринарными врачами. Медленно, но верно Лунтик угасал. Сначала он перестал вставать на ножки и стал отказываться от еды. Мы пытались поддержать его уколами и насильно вливали ему молоко, воду и глюкозу, но все усилия оказались тщетными. 20 мая его не стало. Мы похоронили его на красивой поляне неподалёку от зубрового вольера и навещаем его иногда. Каждый, кто имеет дело с животными, пытается помогать им, должен быть готов к такого рода исходам. Благодаря нашему Лунтику мы познакомились с огромным количеством людей, многие из них стали нашими друзьями.