Продолжаю изучать историю русского пейзажа. В прошлый раз я рассказывал о Фёдоре Алексееве, мастере городского пейзажа. А сегодня речь пойдёт о его ученике.
Максим Воробьев (1787 - 1856)
Судьба его чем-то похожа и на некотором этапе заметно переплетена с судьбой учителя. Максим Никифорович Воробьёв - сын военного, служившего вахтёром Академии художеств. Максим был принят на обучение в школу при Академии, где среди его учителей был и Фёдор Алексеев. Мальчик продемонстрировал успехи в рисовании, и ему было назначено обучение на пейзажном направлении. Его сильными сторонами считалось знание перспективы и умение "оживлять" пейзаж фигурками людей. Он стал помощником Алексеева в его экспедициях по России и, вероятно, участвовал в создании работ учителя (те самые фигурки людей)
Работы этого периода довольно похожи на Алексеева. Но дальше география путешествий Воробьёва расширяется: он посещает Германию, Францию, Палестину, Константинополь. Тут надо отметить, что это были не частные путешествия, а госзаказ - в Палестине ему, например, было предписано точно, с соблюдением пропорций и измерений, зарисовать христианские святыни. Попутно он пишет и пейзажи, и вот тут, на мой взгляд, и появляется то, чего ещё не было у его учителя.
Смотрите, эти работы уже не похожи на архитектурные чертежи.
Тут уже не просто "фиксация" натуры, но попытка передать эмоцию и настроение в пейзаже. Именно поэтому я и говорю в заголовке о пейзаже "романтическом". Ну и апофеозом романтизма в творчестве Воробьёва стал, пожалуй, вот этот дуб:
На этом всё.
Если вам понравилось, не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые статьи о художниках и живописи - Дзен теперь показывает посты только подписчикам.
Ещё интересное на канале:
#искусство #живопись #изобразительное искусство
#воробьев #пейзаж #русское искусство