Найти тему
Любимые художники

Любимые художники - Максим Воробьёв: у истоков русского романтического пейзажа

Продолжаю изучать историю русского пейзажа. В прошлый раз я рассказывал о Фёдоре Алексееве, мастере городского пейзажа. А сегодня речь пойдёт о его ученике.

Максим Воробьев (1787 - 1856)

"Сфинксы на набережной перед Академией художеств в Петербурге", 1835
"Сфинксы на набережной перед Академией художеств в Петербурге", 1835

Судьба его чем-то похожа и на некотором этапе заметно переплетена с судьбой учителя. Максим Никифорович Воробьёв - сын военного, служившего вахтёром Академии художеств. Максим был принят на обучение в школу при Академии, где среди его учителей был и Фёдор Алексеев. Мальчик продемонстрировал успехи в рисовании, и ему было назначено обучение на пейзажном направлении. Его сильными сторонами считалось знание перспективы и умение "оживлять" пейзаж фигурками людей. Он стал помощником Алексеева в его экспедициях по России и, вероятно, участвовал в создании работ учителя (те самые фигурки людей)

"Вид Москвы", 1810
"Вид Москвы", 1810
"Вид Соборной площади в Московском Кремле", 1817
"Вид Соборной площади в Московском Кремле", 1817

Работы этого периода довольно похожи на Алексеева. Но дальше география путешествий Воробьёва расширяется: он посещает Германию, Францию, Палестину, Константинополь. Тут надо отметить, что это были не частные путешествия, а госзаказ - в Палестине ему, например, было предписано точно, с соблюдением пропорций и измерений, зарисовать христианские святыни. Попутно он пишет и пейзажи, и вот тут, на мой взгляд, и появляется то, чего ещё не было у его учителя.

"Вид Иерусалима", 1821
"Вид Иерусалима", 1821
"Босфор", 1829
"Босфор", 1829

Смотрите, эти работы уже не похожи на архитектурные чертежи.

"Лунная ночь в Петербурге", 1839
"Лунная ночь в Петербурге", 1839
"Восход. В пригородах Петербурга", 1839
"Восход. В пригородах Петербурга", 1839

Тут уже не просто "фиксация" натуры, но попытка передать эмоцию и настроение в пейзаже. Именно поэтому я и говорю в заголовке о пейзаже "романтическом". Ну и апофеозом романтизма в творчестве Воробьёва стал, пожалуй, вот этот дуб:

"Дуб, раздробленный молнией. Аллегория на смерть жены художника", 1842
"Дуб, раздробленный молнией. Аллегория на смерть жены художника", 1842

На этом всё.

Если вам понравилось, не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые статьи о художниках и живописи - Дзен теперь показывает посты только подписчикам.

Ещё интересное на канале:

Любимые художники - Фёдор Алексеев: у истоков русского городского пейзажа
Любимые художники1 апреля 2022
Любимые художники - Сильвестр Щедрин: досаврасовский пейзаж
Любимые художники29 марта 2022

#искусство #живопись #изобразительное искусство

#воробьев #пейзаж #русское искусство