Распад СССР был неизбежен, и первыми, кто почувствовал приближение гибели империи, стали советские кинематографисты. Задолго до так называемой "перестройки" на экранах появились картины, затрагивающие глубинные общественные проблемы. Одному из таких фильмов пришлось нелегко, но он все-таки нашел своего зрителя.
Нажмите на кнопку, чтобы читать под музыку из фильма!
В 1977 году Александр Миндадзе написал сценарий новой картины специально по заказу студии Ленфильм. Текст долго ходил по рукам, пробовались разные режиссеры, но никто так и не взялся за съемки. В итоге сценарий оказался на Мосфильме, где его отдали "любимому" постановщику Миндадзе - Вадиму Абдрашитову. К тому моменту творческий тандем уже порадовал публику остросоциальными драмами "Слово для защиты" и "Поворот", и в обеих блистал Олег Янковский.
На этот раз Абдрашитов отказался от услуг больших звезд и обратился к менее известным именам. На главную роль без проб взяли Владимира Гостюхина ("Старшина"): его фирменный образ а-ля "молодой Шукшин" должен был идеально подойти для фильма. Партнеров Гостюхина хотели найти "прямо на улице": съемочная группа искала непрофессиональных актеров буквально в городских парках и подворотнях, но там не за кого было ухватиться. Тогда пригласили молодежь: Игоря Нефедова из "Пяти вечеров" Никиты Михалкова и Дмитрия Харатьяна из "Розыгрыша" Владимира Меньшова. Также в картине очутилась и Ирина Муравьева ("Москва слезам не верит").
— Скажите, Стрижак, кому из вас первому пришла в голову идея относительно двух рублей?
— А мы не договаривались, что именно два. Это так само вырвалось.
Как-то вечером заводской рабочий Виктор Белов оказался избит в парке двумя подростками. Ребятки напали на мужчину в полной темноте и изрядно поколотили в надежде добыть денег на бутылку вина. Белов был не промах, и тут же пошел в милицию, после чего быстро опознал малолетних преступников. Суд не заставил себя долго ждать, и приговор был суров: одному пареньку (Беликову) дали два года исправительной колонии усиленного режима, а второй (Стрижак) отделался условным сроком при помощи своей мамаши, заплатившей за услуги адвоката.
Пострадавший Белов более-менее вылечился и вернулся на работу, не забывая на досуге принимать участие в радиоспортивных состязаниях. Правда, настроение у мужчины вконец испортилось. Он чувствует, что приговор суда дурно пахнет, и вся система кажется Белову несовершенной. Начинаются семейные проблемы, недопонимание с женой... Виктор не выдерживает и отправляется в колонию на свидание с Беликовым в надежде наставить паренька на путь истинный...
— Вы здесь не грубите, гражданин!
— Гражданин ты, а я - товарищ!
Фильм "Охота на лис" не так прост, как может показаться на первый взгляд. Некоторые зрители после просмотра задаются вопросом: "А о чем вообще это кино?", и не зря. Миндадзе и Абдрашитов соорудили картину с "двойным дном", где проблемы одной отдельно взятой личности проецируются на глобальные перемены в советском обществе. Да и сама эта личность (Виктор Белов) выглядит весьма противоречивой.
Главный герой пытается восстановить некую "справедливость", но его понимание порядка не находит отклика у окружающих. Может, потому, что мужчина чересчур категоричен? Ведь по его мнению все длинноволосые - "шпана", и вообще "надо их к стенке и из автомата". При этом Белов действует, не задумываясь о последствиях собственных поступков, заранее поделив мир на "черное" и "белое". В семье у него тоже не все гладко: он не хочет проводить время с сыном, предпочитая отсиживаться в гараже, и постоянно ссорится с супругой. О любви тут речь уже не идет: Белов скрывает от жены тот факт, что навещает Беликова в колонии, врет и выкручивается, заявляя, что он примерный муж и работник.
— А помнишь, я тоже на улице плакала, ты за мной ходил...
— Когда это?
— Не помнишь? Я тогда еще невестой была.
— Невестой была, точно. Плакала. Боялась, что я тебя испортил и не женюсь.
— Да нет, не поэтому. Ты все забыл!
Но отсутствие внутренней гармонии и справедливости Белова меркнет на фоне пропасти, зияющей между его поколением и новой советской молодежью. Такие, как Беликов и Стрижак, совершенно не понимают всех этих пролетариев с их коммунистическими идеалами. В сцене разговора в ресторане Беликов произносит фразу "Дураков-то нет", отмечая, что благодаря Стрижаку сможет устроиться на "хлебную" работу в такси. Какие уж тут моральные ценностии перевоспитание!
Лет через 15 люди, подобные Стрижаку, займутся приватизацией фабрик и заводов, а Беликовы будут у них телохранителями. Или вообще пойдут в киллеры. И самое страшное, что все эти Беликовы получаются из детей таких Беловых, у которых не было времени и желания растить сыновей. Не зря у героев созвучные фамилии, намек очевиден.
"Ты сделал антинародный фильм", - заявил Абдрашитову после съемок один из сотрудников Госкино. В итоге режиссера на три дня отстранили от работы и без его участия вырезали из картины пять сцен. Вернувшийся постановщик убедил чиновников оставить четыре, но ключевой финальный эпизод все-таки убрали. Там, после ужина в ресторане, отчаявшийся и увидевший всю тщетность своих убеждений Белов набрасывался на Беликова с кулаками. История закольцовывалась. Грустно, но правдиво. Да, концовку изменили, но "Охота на лис" все равно осталась одним из важнейших фильмов советского кино.
Оценка CinemaTravel: 7/10
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГРУППЫ CINEMATRAVEL В TELEGRAM, ВКОНТАКТЕ И ОДНОКЛАССНИКАХ, ТАМ БУДЕТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО!
Ставьте лайк, подписывайтесь и не пропустите другие тексты:
Также приглашаю ВСЕХ ЛЮБИТЕЛЕЙ ПИВА на мой авторский канал 🍺ВкусноеПиво🍻, где вы найдете много интересного
#фильмы #кино #ссср #актеры #советское кино