Проповедь иеромонаха Павла (Щербачёва) в Неделю преподобного Иоанна Лествичника
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня мы слышали за службой Евангельское чтение об исцелении Христом бесноватого отрока. В этом рассказе, который предлагает нам святой апостол и евангелист Марк, мы можем найти очень многое. Когда, казалось бы, далекое, отстоящее от нас событие древних времен соединяется с нашей современной жизнью теми непреходящими струнками, связями, которые дает нам Божественная благодать, которыми вооружает нас Святое Евангелие.
Евангелие, пусть даже в своих самых коротких повествованиях, эпизодах, рассказах, как многогранный драгоценный камень, имеет множество оттенков, граней, углов, под которыми отражается лучи благодати Божией. Давайте попробуем разобрать и то чтение, которое преподает нам Святая Церковь сегодня.
«Учитель, я привeл к Тебе сына моего, одержимого духом немым. Где бы ни схватывал его этот дух (а другой евангелист говорит: «В новолуния схватывал его дух»), повергает его на землю, многократно бросал его в огонь и воду, но если что можешь, – говорит отец этого отрока, – сжалься над ним и помоги нам».
Казалось бы, простое повествование, но кто разговаривает со Спасителем? Тварь, пылинка, какое-то несчастное насекомое, как говорил Ефрем Сирин, великой подвижник: «Малое зловоние разговаривает с Всемогущим Богом, Творцом, Хозяином всей Вселенной».
«Если что можешь», – говорит он. Из этого мы можем заключить, что этот человек не имел глубокой веры, такой, как сотник. «Сжалься и помоги нам».
Господь, будучи самой Милостью и самой Любовью, не осуждает его маловерие, а, как бы утешая, говорит: «Если сколько-нибудь будешь веровать, все возможно верующему» (Мк. 9: 23). И заклинает духа: «Дух немой и глухой, изыди из этого отрока», а потом, когда этот дух нечистый вышел и ребенок был исцелен, сказал: «О роде неверный, – а в другом Евангелии говорит евангелист: «…и развращенный», – доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» (Мк. 9: 19).
Что же мы видим? Извечная проблема, которую мы учили в школе, проблема отцов и детей. Почему так получается, что дети, которые растут в Церкви у верующих родителей, которых крестили, миропомазали, наставляли в вере, перестают ходить в храм, не слышат, что говорят им их родители? Они как бы глухие, не могут сказать ничего того, что отражает самую важную ценность в человеке – его творческое начало, его связь с Богом. Они как бы немы, перемалывают суету и пустоту в своих устах и сообщения по гаджетам, а жизнь проходит и уходит безвозвратно. «О роде неверный и развращенный», – почему же здесь встаeт этот вопрос? Ведь верность и вера представляют собой нечто иное, отличающееся от разума. Если мы сохраняем кому-то верность, мы должны не нарушать каких-то законов, каких-то границ, которыми определены наши отношения. И такой закон существует. Его изрeк не кто иной, как Сам Господь в Святом Евангелии: «Аще кто Меня любит, заповеди Мои сохранит» (Ин. 14: 23).
В чем же важность исполнения этих заповедей? Один из мудрейших древних египетских подвижников, философ, богослов, великий постник Марк Подвижник сказал о Крещении: «Христианство совершенно, и преподаeт совершенство, но не делает совершенными не творящих заповедей». А если мы выполняем заповеди, мы становимся как бы сотворцами Богу, Его соработниками, Его сподвижниками в деле спасения своего и окружающих нас людей.
Но давайте вспомним, что же такое творение? Как Бог сотворил человека, и как мы можем быть сотворцами в этом деле? В книге Бытия мы читаем: «И взял Бог прах от земли и вылепил Бог человека» (Быт. 2: 7), а в другом месте той же книги Ветхого Завета мы читаем: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт 1: 27).
Дело в том, что в греческом переводе Библии для обозначения этих двух действий «сотворил» используются два разных слова: «этлосен», что значит вылепил как бы из глины, и «эписен», что значит сотворил нечто великое, сотворил нечто духовное. И если мы читаем Псалтирь, к сожалению, даже на славянском языке, мы не можем различить эти слова, слыша, например, фразу: «Руце Твои сотвористе мя и создасте мя» (Пс. 118: 73), потому что мы должны были бы ее перевести так: «Руки Твои сотворили меня и вылепили меня».
Святой Василий Великий говорит о том, что если Бог сотворил внутреннего человека по образу и подобию, то лепка имеет дело с глиной, то есть с плотью, с материей. Если Бог творит, а христиане Его сотворцы, то мы можем также вложить в своих детей либо прах и глину, из которых мы будем лепить их: думать, в какой музыкальной школе ребeнок будет обучаться, как будет заниматься спортом, в какое учебное заведение пойдeт, какой доход даст ему эта профессия. И мы можем быть сотворцами и в глаголе «сотворил по подобию» – «эписен». А что этот ребeнок сделает для того, чтобы наследовать Царствие Небесное? Как этот ребeнок, дочь или сын, будет жить, чтобы иметь тесное общение с Богом? Как сделать так, чтобы он любил Бога и доказал это тем, что творит заповеди?
Я обратил внимание, что в храме накануне, на всенощном бдении, было очень мало детей. Если мы сейчас посмотрим, наверное, больше половины – женщины, немного детей. В жизнь современного ребeнка, так же, как и в жизнь того несчастного отрока, вторгается диавол. Если Бог творит, то диавол разоряет. Разоряет даже глину и прах, превращает их в гной и навоз, пытается низвести человека к тому пределу злобы, неверности, неверия и развращенности, куда ниспал этот противник Бога. К сожалению, такие примеры мы можем видеть.
Совсем недавно одна женщина, которая приехала из Голландии, спросила меня: «Батюшка, вы знаете, какая самая популярная передача в Голландии?» Я говорю: «Интересно». Мне же интересно – монахи очень любопытные – знать, какая самая популярная передача в Голландии. И она говорит: «В студию приходят мужчина и женщина, женщина и женщина, женщина и мужчина, садятся друг напротив друга за стол и делают друг другу обезболивающий укол. После этого они вырезают друг у друга кусок плоти из тела, начинают его есть, готовить и обсуждают вкус этого мяса человеческого».
Представляете, насколько может ниспасть человек. Насколько диавол может над ним надругаться. Наверно, это состояние мало чем отличается от состояния отрока, о котором мы читали в сегодняшнем Евангелии. Это уже, что называется, сатанинская система координат, в которой существуют эти люди. Но как же нам утвердиться в вере? Порой всматриваясь в обстоятельства нашей жизни, ибо святые отцы говорят, что обстоятельства нашей жизни суть проводники воли Божией. Даже человек простой, неискушенный в богословии может утвердиться в вере.
Совсем недавно мы небольшой группой совершили паломничество в Псково-Печерский монастырь и услышали рассказ священников, которые служат там уже, быть может, больше 30 лет.
Приехал паломник, электрик на судне. Там предъявляются очень высокие требования: нельзя сделать так, чтобы расхождение по фазе превосходило какой-то минимальный уровень, потому что это грозит либо отключением электричества, либо пожаром. На судне нельзя допустить, чтобы хоть малейшая опасность короткого замыкания существовала. И вот этот электрик судна приехал и многократно со слезами повторял: «Господи, как я утвердился здесь в вере! Господи, как я утвердился здесь в вере! Вы даже не представляете, как я утвердился здесь в вере!», а священники и духовники не понимают, что здесь произошло и говорят: «Что-то произошло особенное с вами? Как вы утвердились в вере в Псково-Печерском монастыре?» Кто знает историю монастыря, помнит, что монастырь существовал еще до присоединения города Печоры к Союзу Советских Социалистических Республик, и проводку в этом монастыре начали монтировать еще в буржуазной Эстонии, как ее называли во времена нашей юности. Потом был наместником будущий патриарх Пимен, потом отец Алипий, владыка Павел, и при каждом из них эта проводка модернизировалась. Этот электрик говорит: «Вы знаете, друзья, здесь есть два варианта, вернее, один: половина монастыря должна сгореть, потому что там по всем законам физики должно произойти короткое замыкание, а во второй половине монастыря не должно быть электричества вообще. Но монастырь не горит, а электричество работает во всем монастыре. Как я утвердился в вере, если бы вы знали. Как я утвердился в вере!»
Конечно, случай наполовину анекдотичный, но заставляет нас задуматься серьезно над тем, что обстоятельства нашей жизни могут представлять для человека, который укреплен в вере, неперестающее чудо.
Исаак Сирин, глубокий богослов, который опытом прошел это богословие, не как некоторые, которые заканчивают какой-нибудь Оксфорд или колледж Святого Креста в Соединенных Штатах и тут же садятся и начинают строчить богословские труды. А он жил в пустыне, претерпел страшные нападения от демонов, и он написал: «Душа, однажды и навсегда предавшая себя Богу верою и стяжавшая многими опытами познание содействия Божия, уже не заботится о себе. Связанная удивлением и молчанием, она не может возвратиться к средствам, которые представляет разум, и действовать ими, чтобы из-за их противоположного направления вере не лишиться Промышления Божия».
Кажется странным, правда? «И действовать ими», то есть руководствоваться разумом, «чтобы из-за противоположного направления вере не лишиться Промышления Божия».
Будем вооружаться такой сильной верой, которую через общение с Богом (а мы входим в теснейшее общение с ним в Таинстве Причащения) приобрел отец этого несчастного отрока.
Воскликнем: «Господи, помоги нашему неверию! Настави нас в вере, в разуме, отжени от нас лукавых духов злобы поднебесной и сподоби войти в Царствие Небесное!»
Аминь.
Подать записку о здравии и об упокоении
ВКонтакте / YouTube / Телеграм
© Московский Сретенский монастырь, 2022 г.