Первые поп-звёзды появились ещё три столетия назад — в эпоху барокко, потому что именно на XVIII век пришёлся расцвет певцов-кастратов.
Специально для них писали музыку Гендель, Вивальди и даже Россини. Когда в оперных театрах звучали голоса кастратов, слушатели нередко теряли сознание от восторга. Их выступления привлекали всеобщее внимание, как сегодня — концерты самых популярных рэп- и поп-исполнителей. Кастратам платили баснословные — даже по сегодняшним меркам — гонорары. Но какой ценой достигался успех?
В конце статьи вас ждёт запись голоса последнего кастрата
Ещё в детстве потенциальных звёзд подвергали болезненной операции. Благодаря этому их голоса сохраняли детский тембр, но с годами приобретали силу и выносливость, как у остальных мужчин. При упорной учёбе и выдающихся природных данных кастраты достигали феноменальных результатов: звук их голоса отличался редкой красотой, блеском и пластичностью, а беспредельное дыхание позволяло держать одну ноту целую минуту.
Изначально кастраты выступали только в церкви — в католических храмах женщинам было запрещено петь, а для богослужений требовались светлые, ангельские тембры. В первой половине XVII века кастраты завоевали оперную сцену. Судьбе одного из них — Карло Броски по прозвищу Фаринелли — посвящён знаменитый фильм Жерара Корбьо.
Современные контратенора, исполняющие барочную музыку, не имеют почти ничего общего с кастратами. Хотя они поют примерно в том же диапазоне, это совершенно другой тип голоса, а его носители не подвергались никаким операциям.
До нас дошло несколько записей Алессандро Морески — сопраниста Сикстинской капеллы, родившегося в 1858 году, которого принято считать последним кастратом. На пластинках 1902 года голос певца уже не в лучшем состоянии, акустическая запись не ловит половины частот, но общее представление о том, как звучали настоящие кастраты, получить можно.
В этом видео вы можете сравнить пение Алессандро Морески и Филиппа Жаруски (контратенора)