Найти тему
В переулках истории

Вытеснит ли Польша конкурентов с Балтики

В идеале поляки хотели бы максимально вытеснить Россию из Европы. Речь сегодня пойдет не о газовом вопросе, смысл которого для поляков заключается в том, чтобы стать на газовом рынке главным поставщиком американского СПГ. Ослабив тем самым Германию.

Мы поговорим о транзитном бизнесе, точнее о трех морских портах. О Калининграде, Клайпеде и Гданьске. В условиях шокирующих санкций у России возникают проблемы морских грузоперевозок. Посмотрим на карте размещение морских портов.

В Советском Союзе грузооборот на Балтийском море шел через 9 портов. Из них 4 в РСФСР: Калининград, Ленинград, Выборг и Высоцк. В прибалтийских советских республиках - 5, которые играли первую скрипку: литовские - Клайпеда и Бутинге, латвийские в Риге и Вентспилсе и таллиннский в Эстонии. Так что наследство от СССР прибалты получили отличное. Даже в конце 1980-х основные инвестиции в порты на Балтике получили именно Клайпеда и Рига, а порты Калининградской области финансировались по остаточному принципу.

После 1991 года Россия вынуждена была использовать порты в Клайпеде, Риге и другие как перевалочную базу для импорта и экспорта своей продукции. Таким же образом они служили для Беларуси. Более 30 млн евро в год платила наша страна за транзит российских грузов через них. Фактически инвестировала в экономику прибалтийских государств.

Потребовалось почти 30 лет для постепенного замещения услуг иностранных портов своими собственными.

Первый шаг Россия сделала, отказавшись от транзита грузов через порты Прибалтики. Это и уголь, и зерно, металл и древесина. Лишила тем самым их около трети ВВП.Заработал новый российский порт в Усть-Луге, наполняя российский бюджет. Порт в Калининграде же приходил в упадок.

К 2021 году из портов Латвии, Литвы и Эстонии успешнее всего работал и развивался литовская Клайпеда. Бывший немецкий город Мемель. За волю и стойкость литовских партизан в годы Великой Отечественной войны Сталин передал Клайпедский край Литве. Как и Вильнюс в 1939.

-2

Почти все порты прибалтийских стран за последние пять лет ежегодно теряли грузооборот до 15%. Сказались антироссийские санкции. Держалась лишь Клайпеда, куда иностранные компании переводили свои грузопотоки.

Но в 2020 году Беларусь из-за обострения отношений с Литвой по поводу президентских выборов решила перенаправить свои грузы в российские порты. Литва под давлением Польши и США отказалась от транзита удобрений “Беларуськалия”, потеряв огромные деньги.

Вдобавок, Литва, подстрекаемая в первую очередь Польшей, в 2021 году рассорилась с Китаем из-за Тайваня. В 2022 году из-за санкций Китая порт Клайпеда ждет падения и китайского транзита на 30-40%, и инвестиций.

Литва хвалилась своим терминалом по СПГ в Клайпеде. Но СПГ был компании Новатэк. Отказавшись от экспорта российских энергоносителей, Литва обрекла свой морской порт на тупиковое существование. По мнению экспертов, необходимость в Клайпеде может просто отпасть. Тогда импорт в Литву пойдет через Гданьск, там огромный поток грузов и, как следствие, низкие тарифы. Из Гданьска отправлять грузы в Литву автотранспортом не составит проблем.

Главный игрок на Балтике - это Польша. После Второй мировой войны она получила выход к Балтийскому морю, к тому же имеет большую речную сеть. Еще в 2019 году бывший заместитель председателя Польского нефтегазового концерна (PGNiG) Януш Ковальский заявлял: "У нас есть доступ к морю, в этом наша сила”.

Гданьск - крупнейший порт не только в Польше, но и на Балтике. Бывший немецкий Данциг. Польша его получила благодаря СССР после Второй мировой войны.

Из года в год в порту растет объем грузоперевозок на 9 -10 %. Польша успешно вытесняет своих конкурентов не только в Прибалтике. Соперничает и с Германией. В ближайшие годы конкуренция будет нарастать. Неслучайно Польша в марте 2022 года заявилась на Калининград. И это не простой бред.

Сейчас Калининград не может принимать большой объем грузов из-за отсталости портовых мощностей. Еще в 2009 году В.В. Путин поставил задачу: “российские грузы должны идти через российские порты”. Обсуждается с 2000-х годов вопрос о строительстве нового глубоководного порта мощностью около 50 млн тонн. А воз пока и ныне там.

В 2021 году выяснилось, что провалены работы по строительству порта в Пионерском для круизных лайнеров с целью развития туристического направления. Затянулись подготовительные работы по строительству глубоководного порта Янтарный, чтобы принимать крупногабаритные грузовые суда. Например, китайские контейнерные перевозки.

Новый паром «Маршал Рокоссовский» свяжет самый западный регион — Калининградскую область с остальной частью России,
Новый паром «Маршал Рокоссовский» свяжет самый западный регион — Калининградскую область с остальной частью России,

У Калининграда была и есть пока возможность стать торговым форпостом России на Балтике. Для этого нужна морская связь между Калининградом и портом Санкт-Петербурга по транспортировке контейнеров и других грузов, а не дорогостоящий транзит по ж/д через Литву.

Научимся ли мы когда-нибудь не кормить соседей, не запрыгивать в последний вагон уходящего поезда? Решать стратегические вопросы своевременно и даже наперед.