Практически каждый изучающий иностранный язык периодически испытывает чувство неудовлетворенности собой, и причины этого недовольства могут быть разные: ощущение нехватки словарного запаса, сложность в выборе подходящей грамматической конструкции, трудности с произношением, отсутствие беглости речи, а ещё нужные слова и фразы вылетают из головы в самый неподходящий момент и т.д. Знакомо что-то из перечисленного? Мне - да, как на своем личном опыте, так и на опыте моих студентов. В той или иной мере мы все через это проходим. Просто кто-то воспринимает такие "кризисы" более или менее спокойно, как точки рости, а кто-то начинает загоняться, осознавая собственную никчёмность и испытывая чувство вины за напрасно потраченное время и деньги. Прощай, мотивация! Привет, депрессия!
Как говорила одна моя коллега, учительница начальных классов со стальным внутренним стрежнем: «ТАК, СТОП!» И все сразу замирали и приходили в себя=) Здоровая самокритика и неудовлетворенность - это, конечно, хорошо, поскольку именно они являются импульсом и двигателем прогресса, НО, когда эти состояния становятся ПЕРМАНЕНТНЫМИ, добра не жди.
В такие моменты важно остановиться, сделать глубокий вдох, выдохнуть и сфокусироваться на том, чего вы ДОСТИГЛИ, чему НАУЧИЛИСЬ за время, которое посвятили изучению языка.
Проведите рефлексию самостоятельно или совместно с преподавателем. Хорошему преподавателю не нужно напоминать о важности этого этапа, он(а) о нём знает и уделяет ему особое внимание. Если же вы занимаетесь сами и рассчитываете только на свои собственные силы и возможности, то рекомендую вам составить список своих умений и навыков и вы удивитесь, КАК МНОГО вы уже ЗНАЕТЕ и УМЕЕТЕ. Похвалите себя - мы ведь так редко это делаем!
Ниже покажу 2 примера рефлексии, можете выбрать то, что подходит именно вам. Это работы моей студентки. Такую расширенную рефлексию мы проводим в конце каждого юнита. Она помогает наглядно представить и убедиться, чему вы научились, что усвоили на отлично, а где до сих пор есть пробелы, которые мы тут же начинаем заполнять, а слабые места - усиливать.
А вот более расширенный вариант самооценивания и рефлексии. Первая колонка - новые выученные слова, вторая - понравившиеся фразы и выражения, третья - это тот английский, который студентка слышала, читала и аккумулировала за пределами наших занятий.
Помимо рефлексии на своих уроках мы со студентами проводим самоконтроль или самопроверку. Она бывает промежуточная и итоговая в конце каждого юнита. На фото пример самоконтроля моей студентки. Она выполняет задания самостоятельно, проверяет по ключам, а позже мы дискутируем и анализируем проделанную работу.
Итак, рефлексия, самооценивание, самоконтроль, поддержка преподавателя сделают своё дело. Вы проделали огромную работу. Посмотрите, вы выучили 100 новых слов и выражений! Еще месяц назад вы не знали их. Вы рады? Довольны собой? Запомните это состояние. Улыбнитесь. Сфотографируйте и сохраните список вашего накопленного багажа. А теперь поставьте новые микроцели и постепенно начинайте движение к ним С КАЙФОМ, С РАДОСТЬЮ, С УДОВОЛЬСТВИЕМ.
Помните, что изучение языка или чего-то нового - это прежде всего ПРОЦЕСС, ПУТЬ. Так пусть это ПУТЕШЕСТВИЕ будет приятным и свободным от нездорового стресса. У вас все получится! Я вас верю. Поверьте и вы в себя!
#английский #учитель английского #english