Найти в Дзене
Музей Оранэлы

Названия за окном электрички: Рыбацкое – Волховстрой

Оглавление

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по направлению на Волховстрой. Не самое, конечно, туристическое направление. Но это смотря с какой стороны посмотреть. Истории здесь много. Итак, садимся у окна, смотрим на названия, читаем, думаем.

Рыбацкое

Строительство железнодорожного разъезда в Рыбацком началось в мае 1901 года, одновременно с прокладыванием ветки Петербург – Вологда – Вятка. Первыми сооружениями были деревянная платформа, залы ожидания для пассажиров первого, второго и третьего классов, кирпичная водонапорная башня, а также сарай, ледник, помойная яма и отхожее место.

Фото: Владимир Парамонов
Фото: Владимир Парамонов

Рыбацкое — один из исторических районов Петербурга. Располагается он между рекой Невой, рекой Славянкой и рекой Мурзинкой. И хотя первые, безымянные поселения на этом месте появились ещё в пятнадцатом веке, сама Рыбацкая слобода возникла на берегу Невы в 1715 году по приказу Петра Первого. Здесь поселили около двухсот семей профессиональных рыбаков для снабжения рыбой царского стола.

К концу 19 века Рыбацкая слобода превратилась в одно из крупнейших сёл на Шлиссельбургском тракте. Здесь действовало семь кирпичных заводов и насчитывалось более шестисот домов, в которых проживало около трёх тысяч человек.

В 1935 году в Рыбацком появился трамвай, а в 1963-м посёлок включили в черту города.

Ижоры

Грузовая железнодорожная станция «Ижоры» расположена в посёлке Усть-Ижора Колпинского района . До 2013 года на станции находился вокзал, но после того, как здание пострадало от пожара, его снесли.

Как явствует из названия, посёлок Усть-Ижора расположен при впадении реки Ижоры в Неву. Река Ижора получила своё название по имени финно-угорского народа ижор, издавна жившего на её берегах. Ижоры — один из коренных малочисленных народов России. Сегодня их численность едва превышает двести человек. Большинство из них проживает в Ломоносовском и Кингисеппском районах Ленинградской области.

Памятник Александру Невскому на месте "Невской битвы" рядом с одноименным Собором (фото VVV-spb)
Памятник Александру Невскому на месте "Невской битвы" рядом с одноименным Собором (фото VVV-spb)

Устье реки Ижоры, через которую проезжает наш поезд, историческое место. Именно здесь 15 июля 1240 года новгородский князь Александр Ярославич разбил шведское войско, за что и получил прозвище Невский. 19-летний Александр лично участвовал в битве и даже оставил след своего копья на лице шведского короля во время поединка с ним.

С 2009 года здесь действует музей «Александр Невский и Ижорская Земля», главным экспонатом которого является диорама Невской битвы в реальную величину. Также в посёлке проводятся ежегодные реконструкции Невской битвы.

Понтонная

Железнодорожная станция Понтонная находится в посёлке Понтонный Колпинского района Санкт-Петербурга. Одной из главных достопримечательностей посёлка является так называемая церковь «Ковчег». Её причудливое здание можно увидеть прямо из окон электрички, справа по ходу поезда. Располагается она на углу Станционной улицы и Фанерного переулка.

Церковь «Ковчег» (Фото Дмитрий Ратников)
Церковь «Ковчег» (Фото Дмитрий Ратников)

От станции до неё не более 300 метров. Церковь «Ковчег» считается самой необычной церковью России. Кому-то она напоминает семейство грибов, кому-то – перевёрнутые верх днищами лодки… Спроектировали здание в начале 80-х годов прошлого века архитекторы Игорь Павлович Шмелёв и Бенцион Борисович Фабрицкий. В нём должен был располагаться Музей Усть-Ижорского фанерного комбината, но в связи с Перестройкой строительство было заброшено, а в середине 90-х здание передали местной протестантской общине, которая и завершила строительство.

Днём рождения посёлка Понтонный считается 1 января 1906 года, когда была запущена Северная железная дорога и открыт железнодорожный перегон на его территории. В 2006 году рядом со станцией Понтонная установили Памятный знак к 100-летию посёлка Понтонный.

Сапёрная

Станция Сапёрная находится в посёлке Сапёрный Колпинского района. Подобно Понтонному, название Сапёрный также связано с расположением здесь воинских частей. В данном случае, Императорского Лейб-гвардии Сапёрного батальона, который квартировал здесь во второй половине 19 века. Изначально лагерь этого батальона находился под Петергофом, но в 1868 году по указанию императора Александра Третьего, который был почётным командиром сапёрного батальона, он переместился к селу Усть-Ижора Шлиссельбургского уезда, где впоследствии и возник посёлок Сапёрный.

Руины завода «Ленспиртстрой» (Фото urban3p.ru)
Руины завода «Ленспиртстрой» (Фото urban3p.ru)

Весной 1941 года в посёлке Сапёрный начал работать завод Ленспиртстрой, но прославился завод вовсе не своей продукцией. Вскоре началась Великая Отечественная война, которая помешала его основной деятельности. Уже в августе завод оказался в прифронтовой полосе. На его территории расположился штаб 55-й армии, которая защищала юго-восточные подступы к Ленинграду. За время военных действий все здания завода были сильно разрушены и с тех пор не восстанавливались.

После войны бывший Ленспиртстрой превратился в идеальную съёмочную площадку для фильмов о Великой Отечественной войне. Пожалуй, самой известной из всех снятых здесь картин стала лента Фёдора Бондарчука «Сталинград», которая была признана лучшим фильмом 2013 года.

Усть-Тосненская

Как и большинство станций этой железнодорожной ветки, платформа Усть-Тосненская построена в начале 20 века. Точнее, в 1911 году. Изначально она называлась «Платформа 29-й километр». В Усть-Тосненскую её переименовали в октябре 2015 года.

Фото Г. Александрова
Фото Г. Александрова

Сам посёлок Усть-Тосна находится чуть дальше, в месте впадения в Неву реки Тосна, через которую мы скоро будем переезжать по железнодорожному мосту. Река Тосно — самый длинный приток Невы. Её длина — 121 километр. В некотором смысле Тосна это и есть Нева. Дело в том, что 5000 лет назад воды Ладоги прорвались через устье реки Мга к реке Тосна и образовался гигантский проток, связавший две реки. А Тосна стала притоком Невы, которую и породила. Об этих речных драмах мы как-то уже рассказывали...

В устье реки Тосны, которое находится слева по ходу поезда, во время Великой Отечественной войны располагался легендарный Ивановский пятачок. Этот участок фронта длиной 600 и шириной 400 метров советские войска удерживали с 19 августа 1942 года по 21 января 1944-го, то есть до момента, когда блокада Ленинграда была прорвана. Сейчас на этом месте установлен мемориальный комплекс «Невский порог», который входит в Зелёный пояс славы.

Ивановская

Железнодорожная платформа Ивановская расположена в городе Отрадное Кировского района Ленинградской области. Городом Отрадное стал только в 1970 году в результате административного слияния двух посёлков — Отрадное и Ивановское.

Село Ивановское, именем которого названа станция, известно ещё с 14 века. Мало того, нам даже известно имя его первого жителя. В новгородских летописях упоминается некто Суббота Похабный, который попал в плен к шведам, но затем освободился и поселился в районе Ивановских порогов.

Вид из Отрадного на Ивановские пороги (фото Ssr)
Вид из Отрадного на Ивановские пороги (фото Ssr)

В середине 19 века Ивановским владел знаменитый российский предприниматель и один из богатейших людей своего времени, Савва Яковлев, урождённый Собакин. Говорят, что неблагозвучную простонародную фамилию Собакин он сменил на фамилию Яковлев по личному распоряжению Екатерины Второй, которой оказывал некие финансовые услуги. Савва Яковлев-Собакин построил в Ивановском медепрокатный завод, из-за чего село некоторое время носило неофициальное название Медное.

Пелла

Железнодорожная станция Пелла также находится на территории города Отрадное. Это странное, нездешнее имя дала поселению Екатерина Вторая, которая в конце 18 века решила построить здесь свой загородный дворец.

Пелла — так называлась древняя столица Македонии, родины великого полководца Александра Македонского. А так как в высших слоях общества того времени царил культ греко-римской цивилизации, императрице показалось вполне уместным назвать так свою загородную резиденцию.

Фото ssr
Фото ssr

Дворцово-парковый ансамбль Пелла должен был стать самым большим в России. Согласно проекту архитектора Старова, длина дворцового фасада вдоль Невы составляла двести метров, а вдоль Шлиссельбургского тракта — целых пятьсот. К Неве от дворца должна была спускаться широкая парадная лестница, ступени которой омывались бы водами реки.

Дворец был заложен в 1785 году. Через пять лет было построено девять жилых зданий, соединённых галереями. Некоторые историки считают, что именно в Пелле произошло тайное венчание Екатерины со своим фаворитом, Григорием Потёмкиным.

В 1789 году началась русско-турецкая война, и строительство дворца было приостановлено. А после смерти Екатерины Второй большинство построек разобрали. По приказу Павла Первого, кирпич и прочие строительные материалы использовали для постройки Михайловского замка.

До наших дней из всего дворцового комплекса Екатерины дошли только здание почтового двора и конюшни, которые находятся на закрытой территории судостроительного завода «Пелла». Для многих охотников, рыбаков и туристов само слово Пелла – нарицательное, так называются десятилетиями выпускаемые на местном заводе удобные и практичные лодки.

Горы

Железнодорожная станция Горы, основанная в 1918 году, находится в посёлке Новинка Кировского района Ленинградской области. Никаких гор здесь, конечно же нет, если только не считать небольшую Келколову гору, которая находится в трёх километрах к северу от станции.

Фото S Petr
Фото S Petr

Первые сведения о деревне Горы появляются лишь в начале 19 века. Тогда эти места принадлежали статскому советнику Александру Дубянскому и действительной статской советнице Голохвастовой. Отец Александра Дубянского, Михаил Дубянский принимал активное участие в дворцовом перевороте 1762 года, который возвёл на престол Екатерину Вторую. За это он и получил от императрицы землю в этих местах и шестьсот душ крепостных. Ну а вторая владелица этих мест, Надежда Голохвастова, приходилась Михаилу Дубянскому племянницей.

Пл. 45-й километр

Рядом с платформой 45-й километр расположен дачный посёлок, через который протекает река Мга, один из левых притоков Невы. Длина Мги — 93 километра. В среднем течении Мги по ней проходит граница между Кировским и Тосненским районами Ленинградской области. Название Мга происходит от финского слова Муга, означающего топкую, болотистую местность. В начале 18 века по Мге сплавляли лес для строительства Петербурга.

Мга (Фото S Petr)
Мга (Фото S Petr)

Во время Великой Отечественной войны в районе станций Горы, Мга и платформы 45-й километр находилось пресловутое «Бутылочное горло», или «Флашенхальц». Так немцы называли занятый ими узкий участок между Ленинградским и Волховским фронтами в районе Шлиссельбурга. Только в январе 1943 года в ходе операции «Искра» немецкое «бутылочное горло» было расколото, и по отвоёванному коридору в Ленинград пошли первые поезда.

Мга

Местные жители уверены, что название посёлка Мга произошло от инициалов Марии Григорьевны Апраксиной, которой, якобы, принадлежало загородное имение, расположенное в этих местах в 19 веке. Впрочем, это, скорее всего, лишь легенда.

Истории известна Мария Петровна Апраксина, в которую был влюблён Лермонтов. Была еще Мария Александровна Апраксина, жена сенатора; а вот Марии Григорьевны в семейных списках Апраксиных не значится. Так что приходится признать, что посёлок Мга, образованный в начале 20 века при строительстве железной дороги Санкт-Петербург – Вологда, назван так по имени протекающей неподалёку реки Мга. Правда, есть и ещё одна, юмористическая расшифровка слова Мга — Маленький Городок Алкоголиков.

Фото С.А. Гаврилов
Фото С.А. Гаврилов

Настоящей владелицей этих земель в 19 веке была княгиня Татьяна Васильевна Юсупова из знаменитого рода Юсуповых, которые вели свою родословную от потомка золотоордынских ханов Мурзы Юсуфа. Интересно, что фамильный герб рода Юсуповых стал основой современного герба Мгинского городского поселения: золотой лев со стрелой в зубах, стоящий на задних лапах, и золотое колесо с крыльями.

С августа 1941 года по январь 1944 года Мга была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками. С освобождением Мги произошло полное снятие блокады Ленинграда. Тем частям Ленинградского и Волховского фронтов, которые отличились в боях при освобождении Мги было присвоено наименование Мгинских. На здании вокзала станции Мга находится мемориальная доска, на которой перечислены все эти пятнадцать частей.

Платформа Апраксин

После основания Петербурга Пётр Первый начал раздавать земли в его окрестностях своим ближайшим сподвижникам. Местность в районе реки Мги досталась Фёдору Матвеевичу Апраксину, именем которого и названа платформа Апраксин.

Будущий генерал-адмирал, первый президент Адмиралтейств-коллегии, сенатор и граф Фёдор Апраксин был с Петром с самого начала его сознательной деятельности. Вместе они участвовали в игрушечных битвах потешных полков, вместе ходили в Азовский и Персидский походы. Апраксин был одним из создателей Российского военно-морского флота, командовал им в Северной войне. Его именем назван знаменитый Апраксин двор в Санкт-Петербурге.

Федор Матвеевич Апраксин
Федор Матвеевич Апраксин

Станция Апраксин появилась в 1905 году. Позднее вокруг неё образовался посёлок.

5 июня 2013 года рядом со станцией открылся храм в честь святого благоверного князя Александра Невского. Он построен на деньги болельщиков футбольной команды «Зенит».

Платформа Русановская

Во время Великой Отечественной войны в районе платформ Апраксин, Русановская и 63-ий километр с 1941-го по 1944-й год велись ожесточённые бои. Именно здесь находились подступы к знаменитым Синявинским высотам, занятым немцами. Синявинские высоты, расположенные рядом с деревней Синявино, были одним из основных опорных пунктов фашистской армии на подступах к Ленинграду.

Мемориал на Синявинских высотах (Фото One half 3544)
Мемориал на Синявинских высотах (Фото One half 3544)

Немного не доезжая до Русановской, сразу за мостом через речку Чёрную, справа по ходу движения поезда вы можете увидеть остатки немецкого блиндажа, чуть дальше, но уже слева — указатель на деревни Тортолово и Гайтолово, рощу Клещ, высоту Огурец и другие места, где велись бои, а сегодня действуют отряды поисковиков.

Одно из воинских захоронений находится прямо у железнодорожной платформы, справа по ходу движения. Чуть дальше, примерно в двухстах метрах к югу — дивизионное кладбище 11-й стрелковой дивизии и памятник с указателем рубежа обороны советских войск в 1941-м году.

Назия

Тому, кто едет здесь первый раз, нужно понимать, что железнодорожная станция Назия и посёлок Назия — это не одно и то же. Посёлок Назия мы будем проезжать минут через десять-пятнадцать. В нём находится станция Жихарево. А на станции Назия раньше располагались так называемые Назиевские торфоразработки.

Церковь в Назии (Фото One half 3544)
Церковь в Назии (Фото One half 3544)

В декабре 1920 года была создана Государственная комиссия по разработке плана электрификации России под руководством учёного-энергетика Глеба Максимилиановича Кржижановского. В работе комиссии участвовало более двухсот учёных и инженеров. План предусматривал строительство двадцати тепловых и десяти гидроэлектростанций. В течение десяти ближайших лет «лампочки Ильича» должны были загореться в каждом советском доме. Согласно плану ГОЭЛРО, на реке Волхов была построена первая советская гидроэлектростанция. А в окрестностях Назии начали добывать торф для тепловой электростанции, расположенной в городе Кировске.

Поляны

Станция Поляны вошла в историю Великой Отечественной войны благодаря тому, что именно здесь начиналась известная каждому жителю блокадного Ленинграда «Дорога Победы».

В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда, овладели Шлиссельбургом и южным берегом Ладожского озера. Фашисты были отброшены на несколько километров к югу. Ленинград соединился с Большой Землёй узким коридором, по которому в срочном порядке проложили узкоколейную железную дорогу длиной 33 километра. Начиналась она на станции Поляны.

-14

Дорогу Победы строили при тридцатиградусном морозе, под непрерывными артиллерийскими обстрелами и бомбёжкой. Во время строительства было обнаружено 1730 мин, 7 неразорвавшихся бомб и 52 артиллерийских снаряда. Тем не менее, всего через двадцать суток по Дороге Победы прошёл первый железнодорожный состав с продовольствием для осаждённого города. Это случилось 5 февраля 1943 года.

На некоторых участках узкоколейка проходила всего в нескольких километрах от артиллерийских позиций фашистов, за что машинисты поездов прозвали её «коридором смерти

Жихарево

Станция Жихарево находится в центре посёлка Назия. Как мы уже предупреждали, его не нужно путать со станцией Назия, которую мы проехали несколько минут назад. Через посёлок протекают реки Лава и Ковра. По реке Лава в 17 веке проходила граница России и Швеции. В шести километрах севернее станции Жихарево находится памятник природы, известный как «каньон реки Лавы».

Посёлок Назия образован в 1927 году при существующей с 1910 года железнодорожной станции Жихарево. Согласно плану ГОЭЛРО, здесь разместился административный центр района Назиевских торфоразработок. В 1928 году население рабочего посёлка состояло всего из 140 человек. Сегодня в Назии насчитывается около пяти тысяч жителей.

Каньон реки Лава (Фото Андрей Ганьков)
Каньон реки Лава (Фото Андрей Ганьков)

В 30-е годы прошлого века в окрестностях Назии появилась Русская Америка. На местные торфоразработки, спасаясь от Великой депрессии прибыло из Америки несколько семей рабочих. В это трудно поверить, но было время, когда не русские в Америку эмигрировали, а наоборот. Урочища Большая Америка и Малая Америка, в которых жили переселенцы из-за океана, сохранились до сих пор. Они находятся сразу за станцией Жихарево, справа по ходу нашего поезда.

Торф в этих местах добывался в течение всего 20 века. К югу от Назии располагалось восемь рабочих посёлков, связь между которыми осуществлялась по узкоколейной железной дороге. В посёлках были двухэтажные дома, детские сады, школы, почты, сберкассы, магазины и даже общественные бани. Но когда в конце 80-х запасы торфа подошли к концу, жизнь в этих местах замерла, люди уехали, узкоколейки разобрали на металлолом, и сегодня по развалинам бывших рабочих посёлков бродят лишь лоси да медведи.

Войбокало

Учёные считают, что название Во́йбокало, как и другие названия окрестных деревень — Войпала, Пейчала, Сибола, — даны им приладожской лопью, финским племенем, жившим в этих краях ещё до появления славян.

Фото С.А. Гаврилов
Фото С.А. Гаврилов

А вот современные жители Войбокало уверены, что слово это исконно русское и имеет в своей основе искажённое словосочетание «вой бокалов». В подтверждение своей правоты они приводят следующую легенду: как-то раз, царь Пётр Первый, празднуя в этих местах очередную победу над шведами, устроил на одной из возвышенностей пир. Отсюда произошло название села Пиргора. Петровский пир производил такой шум, что его слышали даже жители дальней безымянной деревни, которые и назвали свою деревню Шум. А шум этот производил вой бокалов — серебряных и золотых кубков с вином, которыми чокались победители. Так и произошло название Войбокало.

Железнодорожная станция в деревне Войбокало появилась в 1904 году. Во время Великой Отечественной войны она служила важным транспортным звеном «Дороги жизни». Отсюда поезда шли в порт Кобона, который находился в юго-восточной части Ладожского озера, и откуда корабли с грузами отправлялись в осаждённый Ленинград.

Пл. 95-й км

В ноябре 1941-го года фашисты попытались расширить свой плацдарм на южном берегу Ладожского озера и продолжили наступление на восток. Конечной их целью было взятие Волховстроя. Немецкое наступление велось в направлении поселка Шум и станции Войбокало. В результате неожиданного броска фашисты вышли к платформе 95-й километр и взорвали железную дорогу. Затем они двинулись дальше и заняли станцию Новый Быт, к которой приближается наш состав.

Но дальше они не прошли. Против фашистов из-под Волхова была брошена 6-я бригада морской пехоты Балтийского флота. Моряки бегом преодолели рубеж в 20 километров и сходу атаковали противника. Выбили его из Нового быта и трое суток отбивали контратаки. На четвёртый день к морякам подошло подкрепление, и фашисты были отброшены от Войбокало ещё на 25 километров.

Чтобы не попасть в окружение, гитлеровцы обратились в паническое бегство, бросая оружие, технику и имущество. Во время этой операции фашисты потеряли убитыми более пяти тысяч солдат и офицеров. Волхов, а, значит, и Ленинград были спасены.

Волховстрой-1

Станция Волховстрой-1 является конечным пунктом нашего маршрута. Она находится в городе Волхов, который является районным центром Ленинградской области. Он расположен в 135 километрах к востоку от Санкт-Петербурга. Город разделён на две части рекой Волхов.

Фото Azylber
Фото Azylber

Станция Волховстрой-1 находится на левом берегу реки, а станция Волховстрой-2 — на правом. На станции Волховстрой-2 железнодорожная колея раздваивается: налево идут поезда в Петрозаводск и Мурманск, а направо — в Вологду. Кроме этого, в городе имеется ещё одна железнодорожная станция Мурманские ворота и платформа Новооктябрьский. Станция Волховстрой-1 открыта в 1904 году. Сначала она называлась Званка, по имени ближайшей деревни. Переименована в Волховстрой в 1934 году.

Рядом со зданием железнодорожного вокзала станции Волховстрой-1, прямо на перроне установлен паровоз, который 7 февраля 1943 года доставил по Дороге Победы в осаждённый Ленинград первый после прорыва блокады состав с продовольствием и боеприпасами.

Фото MrStepanovka
Фото MrStepanovka

Река Волхов, на берегах которой раскинулся город, вытекает из озера Ильмень и впадает в Ладожское озеро. Её длина 224 километра. Две части города соединяют три моста через реку Волхов: автомобильный, пешеходный и железнодорожный.

В районе города Волхова в старые времена находились пороги, которые вспенивали воду. Из-за этой особенности Волхов часто называли «седым». Во времена Древней Руси Волхов был одной из главных транспортных артерий, а пороги затрудняли судоходство. Издавна в этих местах селились люди, которые промышляли тем, что проводили суда через пороги. Если же лодки с товарами разбивались о камни, незадачливых лоцманов пороли тут же, на ближайшей горке. До сих пор в южной части города сохранились посёлки Пороги и Шкурина горка, напоминающие об этом.

Волховские пороги скрылись под водой после создания водохранилища для первой в России гидроэлектростанции, Волховской ГЭС, которая строилась с 1921 по 1926 год. Да и сам город Волхов возник, как рабочий посёлок строителей этой ГЭС. Руководил строительством инженер Генрих Осипович Графтио, тот самый, который ещё в 1907 году организовал трамвайное движение в Петербурге.

До следующих путешествий!

Вы можете воспользоваться бесплатным аудиогидом izi.TRAVEL, чтобы совершить это путешествие вживую.

Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.

Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru

Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook

Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL