На севере Забайкальского края, в Каларском округе проживает один из самых древних народов России — эвенки. И сегодня им удается сохранять свою аутентичную культуру.
Особый язык
В 2022 году премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение о проведении в России Международного десятилетия языков коренных народов. Эвенкийский принадлежит к тунгусо-маньчжурской семье и представляет собой переходный вариант между тюркскими и монгольскими языками.
В языке выделяется несколько десятков диалектов. Среди них — северное, южное и восточное наречия. При этом его письменность появилась в 1931 году и изначально основывалась на латинской графике. Лишь с 1937 года основой для нее стал русский алфавит.
Эвенки могут гордиться устоявшейся формой «лесной письменности». Например, положенная поверх следа палочка означает, что дальше идти нельзя. А чуть скошенная ветка, смотрящая концом вверх, говорит, что рядом идет охота.
Почему до ХХ века об эвенках почти не знали?
В стихотворении Александра Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» есть такие слова:
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
Эти строки были написаны в 1836 году, и в них впервые в русской литературе упоминаются эвенки. Правда, называет их Александр Сергеевич, как и большинство населения страны — тунгусами. Это имя устойчиво сохранялось в исторических источниках русских авторов XVII и даже начала XX века.
Дело в том, что слово «тунгус» произошло от якутского тоҥ уус. Впоследствии русские просто переняли его у северных соседей, сохранив в исторических и государственных документах.
Самоназвание забайкальских эвенков «орочоны», что можно перевести, как «человек, владеющий оленем». Но сами они звали себя «эвэнкил» — «народ, живущий в горных лесах». В 30-е годы этот этноним и закрепился в русскоязычных источниках.
Забайкальский край: родина эвенкийского народа
Исторически эвенки проживали на огромной территории, которая охватывает больше половины страны: от Тюменской области на западе, до Охотского моря и Сахалина на востоке, а также на севере Монголии и Китая.
В китайских источниках VII века упоминаются оленеводы «увань». Они описываются, как жители горной тайги Забайкалья. Вероятно, это предки современного эвенкийского этноса.
О том, что эвенки являются одним из древнейший народов свидетельствует и топонимика. Например, в Каларском округе Забайкальского края практически каждое озеро, река, горный кряж и даже современный населенный пункт имеют эвенкийские корни и звучание: Кодар, Удокан, Калар, Куанда, Чара, Леприндо и другие.
До 2006 года в нашей стране существовал Эвенкийский автономный округ, но даже на его территории коренной народ не был большинством. Эвенки живут по все стране, а их численность едва превышает 38 тысяч человек в России, и около 77 тысяч в мире.
"Исчезающий" образ жизни
Эвенки — охотники. Поэтому за многие столетия кочевой образ жизни стал для них нормой. Они перемещались по тайге вслед за добычей, которая давала мясо, одежду и кров (шкуры), и даже способ заработка (пушнина).
Охота требовала преодоления серьезных расстояний. Поэтому лучшим другом эвенка стал олень. Он помогал в перевозке грузов и перемещении. Одновременно оленеводство было частью духовной культуры эвенков. Как раз за богатство ее традиций эвенки и получили неофициальное имя аристократов тундры.
Про постоянно кочующий народ говорили: эвенки везде и нигде. Для них не составляло труда приспособиться к новому быту или укладу на той территории, куда они пришли. Представители древнего этноса легко адаптировались к новым условиям жизни и климату.
ХХ век стал переломным. Приход советской власти едва не уничтожил культуру и традиции эвенков: людей насильно пытались привязать к оседлой жизни. Но в результате это привело к потере многовекового опыта таежных промыслов и деградации культуры.
Современный мир и древнейший народ
Сегодня в Каларском округе проживают всего около 450 эвенков. Оскудели и стада домашних оленей. Но их язык и культура продолжают существовать. И нам важно поддержать ее.
«Удоканская медь» первой вышла на представителей народа эвенков и попросили их обозначить круг проблем, требующих решения. А в сентябре 2018 года вместе с Правительством Забайкальского края и региональной «Ассоциациацией коренных малочисленных народов Севера» мы подписали соглашение о взаимодействии и сотрудничестве.
У эвенков богатая и любопытная мифология, культура духов и развитый шаманизм. Но это уже совсем другая история, к которой мы обязательно вернемся на нашем канале.