Найти тему

the Indo European Hell Hounds timecode ⬇ ⬇ 📄

https://www.youtube.com/watch?v=iHF52rbPeVY

Кербер — собака-демон из греческой мифологии, охраняющая вход в Аид, устрашающий

Kerberos is the demon dog of Greek mythology who guards the doorway to Hades, a frightening,

хищный зверь, которого часто называют трехголовым, и которого, по мнению многих людей, можно

ravenous beast, who is often known as having three heads, and who many people think could

с полным основанием назвать Собакой-собакой, или даже, если вы Флаффи, фанат Гарри Поттера.

be legitimately named Spot the Dog, or indeed, I f you’re a Harry Potter fan, Fluffy.

Но, увы, правда в том, что это не точное изображение протоиндоевропейской

But alas, the truth is that this is not an accurate portrayal of the Proto Indo-European

Гончей Ада.

Hound of Hell.

Итак, давайте отправимся в путешествие, чтобы узнать, как на самом деле выглядела эта собака, выяснить ее

So let us go on a journey to find out what this dog really looked like, to find out its

истинное предназначение и выяснить ее настоящее имя.

true purpose, and to work out its real name.

И спойлер, это не Пушистый или Спот.

And spoiler alert, it isn’t Fluffy or Spot.

Привет, я Джон Уайт, специалист по индоевропейской мифологии, и к концу этого видео вы будете

Hi, I’m Jon White, a specialist in Indo-European Mythology, and by the end of this video you’ll

знать имя протоиндоевропейской адской гончей и сможете его произнести, а

know the name of the Proto Indo-European Hell Hound, and be able to pronounce it too, and

если будете придерживаться вокруг вы также узнаете, кем на

if you stick around you’ll also find out who Fenrir, the most monstrous of wolves from

самом деле был Фенрир, самый чудовищный из волков из мифологии викингов, тот, который съел их главного бога Одина во время Рагнарёка.

Viking mythology, the one that ate their chief god Odin at Ragnarök, really was.

Итак, берите себе чашку чая и добро пожаловать в Креганфорд.

So, grab yourself a cup of tea, and welcome to Crecganford.

Трехголовая собака, известная большинству из вас как Керберос или Цербеус, в зависимости от того, произносите ли вы

The three headed dog most of you know as Kerberos or Cerbeus, depending if you pronounce that

классический латинский твердый Си, не имеет ничего общего с гончими, упомянутыми в первоначальных протоиндоевропейских

classical Latin hard C, is nothing like the hounds mentioned in the original Proto Indo-European

мифах.

myths.

И мы знаем, как есть много другой индоевропейской мифологии, которая рассказывает нам об этих гончих.

And we know as there is a lot of other Indo-European mythology that tells us about these hounds.

И из этих мифов, пожалуй, наиболее часто рассматриваемый фрагмент - это миф о

And of these myths, perhaps the most often looked at piece is the myth around Yama’s

собаках Ямы из Индии, они описаны на санскрите с использованием прилагательного шабала, используемого для описания

dogs from India, they’re described in Sanskrit using adjective śabála used to described

двух собак Ямы, да, двух собак, а не одна с несколькими головами.

the two dogs of Yama, yes two dogs, not one with multiple heads.

А слово śabála, как известно, означает пятнистый или разноцветный, и поэтому некоторые люди

And the word śabála is know to mean spotted or vari-coloured, and hence why some people

думают, что собаку зовут Пятно.

think the dog’s name could be Spot.

Но если у нас есть две собаки, их обеих нельзя назвать Пятнами.

But if we have two dogs they both can’t be called Spot.

Теперь у этого санскритского прилагательного есть много других сопоставимых слов, и все они могут быть сведены

Now this Sanskrit adjective has many other comparable words, and they all can be reduced

к слову śárbara в ПИЕ.

down to a PIE word of śárbara.

И хотя затем можно связать śárbara с kérbero, что означает «пятнистый»,

And whilst it is possible to then connect śárbara to kérbero meaning “spotted”,

в этом есть свои трудности, и это намного сложнее, чем я, не

doing this does have its difficulties, and is far more complicated than I, who am not

являющийся экспертом в этимологии, могу понять, и в основном это кажется неправильным. .

an expert on etymology, can understand, and basically it doesn’t feel right.

Итак, с этой точки зрения мы остаемся непонятыми имена этих двух пятнистых

And so from this point of view we’re left not understanding the names of these two spotted

собак в индийском мифе, но мы точно знаем, благодаря этим этимологическим затруднениям, что

dogs in the Indic myth, but we know for certain, due to these etymological difficulties, that

ни одна из двух собак не называлась Кербер.

neither of the two dogs was called Kerberos.

И говоря о вещах, которые не являются ни тем, ни другим, большинство из вас не подписаны и не лайкают это

And speaking of things that are neither, most of you are neither subscribed or liking this

видео, поэтому, пожалуйста, сделайте это. Это бесплатно, помогает этому каналу стать более популярным и помогает

video, so please do that, It’s free, helps this channel become more popular, and helps

вам узнавать о выходе новых видео.

you get to know when new videos are released.

Что касается Кербероса, нам повезло, что у нас есть другие индоевропейские адские гончие, которые хорошо

As for Kerberos, we are fortunate to have other Indo-European hell hounds that are well

засвидетельствованы во многих мифологиях, от Индии до Исландии, а также в греческих, кельтских,

attested to in many mythologies, from India to Iceland, as well as from Greek, Celtic,

латинских, армянских и иранских источниках.

Latin, Armenian, and Iranian sources.

Итак, если просмотр гончих ада Ямы и Аида не помог нам, давайте

And so if looking at Yama’s and Hade’s Hounds of Hell hasn’t helped us then let’s

посмотрим на других.

look at others.

В настоящее время одной из лучших статей об адских гончих из протоиндоевропейского мифа, и этой

Now one of the best papers of Hell Hounds of Proto Indo-European myth, and this Dogs

мифологии псов смерти, является «Die Hund» Шлерата, которая также доказывает, что адская гончая

of Death mythology is Schlerath’s “Die Hund”, which also proves that the Hell Hound

индоевропейского происхождения не называлась Керберос.

of Indo-European origin wasn’t called Kerberos.

И что обсуждается в этой статье и о чем я говорил в своем видео «Собаки смерти»,

And what this paper discusses, and which I talked about in my “Dogs of Death” video,

так это то, что протоиндоевропейцы не верили в одну адскую гончую, они верили в

is that the Proto Indo-Europeans didn’t believe in one hell hound, they believed in

двух адских гончих, как это засвидетельствовано в большинстве другие тексты, кроме греческого.

two hell hounds, as attested to in most of the other texts other than the Greek.

И у этих двух собак были разные цели.

And these two dogs had different purposes.

Один затащил тебя в преисподнюю, в смерть.

One dragged you down into the underworld, into death.

Другой имел возможность восстановить жизнь.

The other had the opportunity to restore life.

И один из самых ярких примеров, который мы должны показать, находится в армянских сказках, в которых

And one of the clearest examples we have to show this is within the Armenian tales, which

есть собака по имени «Спитак», белая собака, способная восстанавливать жизнь, зализывая

has a dog called “Spitak”, a white dog, which is able to restore life by licking the

раны мертвых, и другая собака по имени «Сиау» — это черная собака, которая может лишить

wounds of the dead, and the other dog, called “Siaw”, is a black dog, which can take

человека жизни.

the life of a person.

И, учитывая этих двух собак, одну черную, другую белую, мы могли бы рассмотреть

And considering these two dogs, one black the other white, then we could review the

санскритское слово śárbara и предложить, чтобы его лучше рассматривать как śabálau, вариант

Sanskrit word śárbara and suggest that it be better considered as śabálau, a version

слова, означающий поединок или два, а не разноцветный или пятнистый.

of the word meaning duel or two, rather than vari-coloured or spotty.

Таким образом, это лучший способ указать, что было две собаки разного окраса,

So this is a better way to indicated that there were two dogs, of different colours,

а не одна пятнистая или разноцветная собака.

rather than one spotted or vari-coloured dog.

И хотя это проясняет значение санскрита, оно оставляет нас с вопросом

And whilst this clears up the meaning of the Sanskrit it does leaves us with a question

: не звали ли адскую гончую Керберос, или Пятнистая собака, или Пушистик, поскольку мы

which is if the hell hound wasn’t called Kerberos, or Spot the Dog, or Fluffy, as we

убрали наиболее распространенную возможность реконструкции ее имени, или точнее

have removed the most common reconstruction opportunity for its name, or more accurately

их имена, то как звали этих собак?

their names, then what were these dogs called?

Хотя возможно и то, что у этих собак не было имен?

Although it is also possible that these dogs didn’t have names?

Что ж, у нас есть несколько хороших германских свидетельств, которые могут помочь нам в наших поисках узнать

Well, we have some good Germanic evidence that may help us in our quest to find out

настоящее имя «Найди псов», и это из истории, в которой Один спускается в подземный мир,

Spot the Dogs real name, and that is from a story where Odin descends into the underworld,

которая находится в «Поэтической Эдде», в поэме «Драумар Бальдра». .

which is found in the Poetic Edda, in the poem Baldr’s Draumar.

А в строфах 2 и 3 говорится; Поднялся Один, древний гот, и он в седле возложился

And in stanzas 2 and 3 it says; Up rose Odin, the ancient Goth, and he on a saddle laid

на Слейпнира; оттуда он поскакал в Мистелл и встретил там щенка, пришедшего из

on Sleipnir; he rode from there down into Misthell, and he met a whelp which came from

ада.

hell.

Его передняя часть груди была окровавлена, и он долго лаял на отца магии; ехал Один ,

Its front of its chest was bloody and it barked for a long time at the father of magic; on

грохотала земная дорога, пока не приблизился он к высокому чертогу Хель.

rode Odin, the earth road roared, until he approached the high hall of Hel.

Теперь, хотя мы ясно видим здесь, что Один наткнулся на адскую гончую, ее имя не

Now whilst we clearly see here that Odin has come across a hell hound, its name is not

упоминается.

mentioned.

Однако большинство ученых согласятся, что эта гончая — Гармр, чудовищный и прожорливый

However, most scholars will agree that this hound is Garmr, the monstrous and ravenous

пес, привязанный к входу в Хель, и освобождение которого является сигналом того, что Рагнарёк, событие

dog bound at the entrance to Hel, and whose release is a signal that Ragnarǫk, the event

, знаменующее закат богов, началось.

that marks the twilight of the gods, has started.

О чем-то свидетельствует первая пара строк 43-й строфы Völuspá, в

Something evidenced in the first couple of lines of stanza 43 of the Völuspá, in the

Стихотворной Эдде, где говорится: «Гармр громко воет перед Гнипахеллиром, оковы порвутся, и волк вырвется

Poetic Edda, which says “Garmr howls loudly before Gnipahellir, the fetter will break

на свободу». Но мы также находим две подсказки о собаке. в этих

and the wolf will run free” But we also find out two clues about the dog in these

строках одна из них заключается в том, что он всегда воет, и это отмечается в других упоминаниях

lines, one is that he is always howling, and this is something noted in other mentions

о собаке в древнескандинавской поэзии.

of the hound in Old Norse poetry.

Но также у нас есть вторая подсказка, связанная с окровавленной грудью волка, которая

But also we have this second clue centred around the wolf’s blood stained chest, which

намекает на то, что он недавно ел, и что у него есть аппетит к крови, и что он

hints that he has eaten recently, and that he has an appetite for blood, and that he

несколько неаккуратно ест.

is a somewhat messy eater.

И из чего вы, вероятно, могли бы утверждать, что он, вероятно, ест довольно жадно, поскольку он

And from which you could probably argue that he probably eats rather ravenously as he is

голоден.

hungry.

Но мы также должны учитывать, что в древнескандинавском языке Гармр — это не имя, собака не называется

But we must also consider that in Old Norse, Garmr isn’t a name, the dog isn’t called

Гармр, слово Гармр просто означает «собака», просто собака.

Garmr, the word Garmr simply means “dog”, just dog.

Это не значит волк.

It doesn’t mean wolf.

Теперь некоторые ученые думают, что Гармр также является Фенриром, и для тех, кто не знает, кто

Now some scholars think that Garmr is also Fenrir, and for those who do not know who

такой Фенрир, он обычно считается Локи, сыном волка бога-обманщика.

Fenrir is, he is normally considered Loki the trickster god’s wolf child.

Волк, который убьет Одина, главного бога викингов, в Рагнарёк.

A wolf that will kill Odin, the chief god of the Vikings, at Ragnarǫk.

Но Гармр, по всей вероятности, не Фенрир, так как Фенрир никогда не описывается как собака, всегда

But Garmr in all probability is not Fenrir, as Fenrir is never described as a dog, always

волк.

a wolf.

Фенрир закован в болоте, а Гармр закован у входа в Хель.

Fenrir is chained up in a swamp, where as Garmr is chained up at the entrance to Hel.

А Фенрир — сестра Хель, тогда как Гармр — защитник Хель.

And Fenrir is the sister of Hel, where as Garmr is the protector of Hel.

И Гармру никогда не придавалось никакого другого значения, тогда как Фенрир известен как Волк славы

And Garmr is never given any other importance, where as Fenrir is known as the Wolf of Fame,

или Речное чудовище.

or the River Monster.

Но пока мы говорим об именах, позвольте мне показать, почему они могут быть важны, и мы можем

But whilst we’re talking of names, let me show why they can be important, and we can

сделать это, взглянув на имя Фенрира и его интересное происхождение.

do this by taking a look at Fenrir’s name, and its origin which is interesting.

Вы видите, что волчье потомство Локи часто называют Фенриром, его также называют

You see whist Loki's wolf offspring is often referred to as Fenrir, it is also referred

«Фенрис-Ульфр» или Волк Фенрира.

to as "Fenris-úlfr" or Fenrir’s Wolf.

И причина этого в том, что Локи был также известен как Фенрир, обитатель болот, а

And the reason for this is because Loki was also known as Fenrir, the fen-dweller and

Саксон называет его обитателем подземных пещер или обитателем восточного железного

Saxo refers to him as a subterranean cave dweller, or as an inmate of the eastern iron

леса, где вместе с древней ведьмой он породил потомство Фенрира в форма волков.

wood where, with an ancient hag, he begat Fenrir's brood in the shape of wolves.

В результате Локи и ведьма произвели на свет волчат и других чудовищ, и этот выводок животных

In effect Loki and the hag produced baby wolves, and other monsters, and this brood of animal’s

называется выводком Фенрира.

is called Fenrir’s brood.

Фактически дети Локи.

In effect Loki’s children.

Назван в честь другого имени Локи Фенрира.

Named after Loki’s other name Fenrir.

И это из-за поэтического упрощения или того, что мы могли бы назвать забыванием того, почему мы

And it is due to poetic simplification, or what we could call the forgetting of why we

используем слова в устном рассказе с течением времени, и поэтому вещи забываются, мы получаем фразу

use words in oral story telling over time and so things get forgotten, we get the phrase

«волк Фенрира», превращающуюся просто в «Фенрир», и, таким образом, знаменитый волк присваивает имя своего отца

"Fenrir's wolf" turning simply into "Fenrir", and so the famous wolf confers its father’s

.

name.

Итак, Фенрир на самом деле имя Локи, а не волка, и именно поэтому имена могут быть важны,

So, Fenrir is actually the name of Loki, not the wolf, and that is why names can be important,

они могут рассказать нам об истории мифов.

it can tell us about the history of the myths.

И именно поэтому я сейчас вернусь к теме и вернусь к собаке Гармру.

And that is why I will now will get back on topic and back to Garmr, the dog.

Теперь слово Garmr, или древнескандинавское «собака», происходит от протоиндоевропейской фразы

Now the word Garmr, or the Old Norse “dog”, is derived from the Proto Indo-European phrase

*gher-, что означает рев, вой или ярость.

*gher- which means to roar, howl, or rage.

Но мы также видим описание Гармра в Fjolsvinnsmal, где-то между строфами 13

But we also see a description of Garmr in Fjolsvinnsmal, somewhere between stanzas 13

и 24, в зависимости от перевода, который вы читаете.

and 24 depending on the translation you’re reading.

И это стихотворение, которое в основном представляет собой поиск прекрасной светлой девушки в запретном

And this poem, which is basically a quest for a beautiful fair maiden in a forbidden

царстве, но одетое как путешествие в Хель, в нем есть обсуждение о

realm but dressed up as a journey into Hel, this has within it a discussion about the

гончих Хель, которое дает нам больше информации, и оно продолжается.

Hel Hounds which tells us more information, and it goes.

Свипдаг сказал: «Скажи мне, Фьолсвид, потому что я прошу тебя и потому что хочу знать;

Svipdag said: ‘Tell me, Fjolsvið, as I am asking you, and because I want to know;

как называются эти собаки, которые жадно рыщут вокруг?

what are these dogs called who prowl ravenously around?’

Фьолсвид сказал: «Одного зовут Гифр, а другого Гери, если бы ты знал; они будут

Fjolsvið said: ‘One is called Gifr, and the other Geri, if you would know; they will

караулить и охранять вечность, пока боги не будут разлучены».

keep watch and guard for an eternity until the gods are torn apart.’

Свипдаг сказал: «Скажи мне, Фьолсвид, потому что я спрашиваю тебя и потому что хочу знать;

Svipdag said: ‘Tell me, Fjolsvið, because I’m asking you, and because I want to know;

Есть ли человек, который мог бы войти сюда, пока эти закоренелые собаки спят?

is there any man who could come in here while those hardened dogs are sleeping?’

Фьолсвид сказал: «Для них были строго установлены очень разные режимы сна,

Fjolsvið said: ‘Very different sleeping patterns were strictly established for them,

когда им была назначена караульная служба; один спит ночью, а другой днем,

once guard-duty was assigned to them; one sleeps by night, and the other by day, and

так что ничего из того, что идет туда, не попадает внутрь».

so nothing that goes there gets in.’

Свипдаг сказал: «Скажи мне, Фьолсвид, потому что я спрашиваю тебя и потому что хочу знать; Есть ли какая-

Svipdag said: ‘Tell me, Fjolsvið, because I’m asking you, and because I want to know;

нибудь еда, которую люди могли бы дать им, чтобы они могли бежать прямо во время

is there any food which men might give them so they could run right in while they’re

еды?

eating?’

Фьолсвид сказал: «Если

Fjolsvið said: ‘The raw flesh of two wings from (the mythical bird) Vidofnir, if you

хочешь знать, сырая плоть двух крыльев (мифической птицы) Видофнира; это единственная еда, которую мужчины могут дать им, чтобы они могли бежать прямо

want to know; that’s the only food which men might give them so they could run right

во время еды».

in while they’re eating.’

И подсказки, которые дают эти строфы, двояки.

And the clues these stanzas provide are two fold.

Во-первых, гончих можно победить, предложив им определенную пищу, а во-вторых, что они

One that the hounds can be overcome by offering them specific food, and two, that they are

бессонные псы, всегда следящие за путем в ад и из него.

sleepless dogs, always watching the path in and out of Hell.

И это важное соображение, поскольку оно тесно связано с греческой,

And that is an important consideration as this has close correspondence with Greek,

римской и индоиранской мифологией адских гончих, а это означает, что мы можем быть уверены, что это часть

Roman, and Indo-Iranian Hell Hound mythology, meaning we can be sure it is a part of the

оригинального мифа.

original myth.

И примером этого является то, что можно обойти собак Ямы, предложив жертву Агнихотры

And an example of this is where one can pass Yama’s dogs by offering the Agnihotra sacrifice

или отдав им почки жертвенной жертвы.

or by giving them kidneys of the sacrificial victim.

Или вы можете пройти Керберос с подачкой, пропитанной медом.

Or you can pass Kerberos with a honey-soaked sop.

Это привело к тому, что в Греции появилась практика погребения мертвых с медовым пирогом, и это отмечено в

Which led to the practice in Greece of burying the dead with a honey cake, and is noted in

нескольких местах, включая схолию Аристофана в Лисистрате 601.

a few places including a scholium to Aristophanes in Lysistrata 601.

И чтобы показать дальнейшее сходство, в Энеиде Вергилия 6.417-23 мы видим отрывок

And to show further similarity, in Vergil’s Aeneid 6.417-23 we see a passage stressing

, у собаки те же качества, что и у драумара Бальдра.

the same qualities for the dog as that from Baldr’s draumar.

И это читается как.

And this reads as.

Огромный Цербер наполняет эти царства воем Своих тройных глоток; огромный, он

Huge Cerberus fills these realms with the howling Of his triple throats; enormous, he

приседает перед пещерой.

crouches before the cave.

Провидец, увидев его шею, ощетинившуюся змеями, Бросил ему усыпляющую подачку,

The seer, observing his neck bristle with serpents, Tossed him a sleep-inducing sop

содержащую мед И волшебные плоды.

containing honey And enchanting fruits.

Растянув три голодные глотки, он схватил то, что было предложено, расслабил свое огромное

Extending his three ravenous throats, he Seized that which was offered, relaxed his immense

тело и растянулся на земле.

body, And sprawled upon the ground.

Огромный, он протянулся через всю пещеру.

Enormous, he stretched through the whole cave.

Итак, мы снова видим эту общую, в сущности, почти постоянную тему воя и того, что их

And so we again see this common, in fact, near constant theme of howling, and how their

аппетит является их слабостью.

appetite is their weakness.

Но нас интересовало настоящее имя Пса по кличке Спот, и Фьолсвиннсмал действительно назвал

But we were wondering the real name of the Dog called Spot, and Fjolsvinnsmál did tell

нам два имени.

us two names.

Имя Gifr, означающее «жадный», тесно связано со староанглийским

The name Gifr meaning “the greedy one” and which is closely related to the Old English

gīfer, означающим «пожиратель».

gīfer, meaning “devourer”.

У другой собаки, Гери, это имя имеет аналогичное значение, но оно может означать «волк» или «собака»

The other dog, Geri, that name has a similar meaning, but it can mean “wolf” or “dog”

как существительное, а как прилагательное означает «жадный» или «голодный».

as a noun, but as an adjective it means “greedy” or “hungry”.

Гери снова появляется в «Gylfaginning» Прозаической Эдды и в «

Geri appears again in the Prose Edda’s the Gylfaginning, and the Poetic Edda’s, the

Grímnismál» Поэтической Эдды вместе с другим животным по имени Фреки.

Grímnismál, alongside another animal called Freki.

А здесь назван как один из волков Одина.

And here is named as one of the wolves of Odin.

А в Helgakviða Hundingsbana 1, строфе 13 «Поэтической Эдды» говорится

And within the Poetic Edda’s Helgakviða Hundingsbana 1, stanza 13 it actually states

о том, чего голодны эти собаки, говорится, что они «жадны до трупов павших

what these dogs are hungry for, it says they’re “greedy for the corpses of those fallen

в бою».

in battle”.

Итак, сложив все это вместе, у нас остаются три имени: Гери, Гифр и Фреки,

And so, putting this all together, we are left with three names, Geri, Gifr, and Freki,

и все они имеют одинаковое значение «жадный».

and all of which share a similar meaning, “greedy”.

И все эти термины происходят от протоиндоевропейского *gh(e)-rēdh-, и

And all these terms can be found derived from the Proto Indo-European *gh(e)-rēdh-, and

отсюда мы можем определить корень слова *gher-, который сам указывает на

from this we can identify the root of the word which is *gher- which itself points to

тот же корень, стоящий за древнескандинавским имя Гармр.

the same root behind the Old Norse name Garmr.

Теперь *gher- на самом деле не имеет значения, это звукоподражание, это шум, звук

Now *gher- doesn’t really have a meaning, it is an onomatopoeia, it’s a noise, an

животного.

animal noise.

И это более подробно объясняется в работе Покорного о протоиндоевропейском языке, если вы

And this is explained more in Pokorny’s work on Proto Indo-European language if you’re

заинтересованы в более глубоком изучении звукоподражательных практик протоиндоевропейцев.

interested in delving further into onomatopoetic practices of the Proto Indo-Europeans.

Но для нас теперь, со всем этим, мы теперь можем прийти к какому-то выводу об

But for us, now, with all this, we may now be able to reach some sort of conclusion about

именах двух Гончих Ада.

the names of the two Hounds of Hell.

Тот факт, что они хищные, жадные, голодные гончие, означает, что они рычат.

The fact that they are ravenous, greedy, hungry hounds, means that they growl.

Но не только через горло, но и через желудок.

But not only through their throat, but through their stomach too.

В конце концов, корневое слово PIE, описывающее их, — *gher-.

The PIE root word describing them is *gher- after all.

Названия, должно быть, произошли от этого звука, этого рычания, издаваемого гончими, пожирающими

The names must have derived from this sound, this growl the hounds made as devourers of

трупы, и эта черта пожирания трупов сделала их частью похоронных ритуалов в

corpses, and this trait of devouring corpses would make them part of funeral rituals in

индоевропейских культурах, и я расскажу об этом подробнее в следующем видео.

Indo-European cultures, and I’ll discuss that more in a future video.

Важно понять тогда, что сущность Адской гончей заключается в том, что она

What it is important to understand then is that the essence of the Hell Hound is that

занимает промежуточное положение не только между миром смертных и адом, но и эти

of an intermediary position, not only between the mortal world and hell, but also these

собаки стоят между диким животным и человеком, они бывают хорошими и плохими, они дают надежда и

dogs stand between untamed animal and human, they are good and bad, they give hope and

страх, они предлагают жизнь и смерть.

fear, they offer life and death.

И рычание, *gher-well, которое можно рассматривать как нечто среднее между тишиной и речью.

And the growl, the *gher- well that can be seen as between silence and speech.

Звук эмоциональный и мощный.

A sound which is emotional and powerful.

Эти гончие рычат, но их нельзя понять, как смерть, они говорят, но не слушают,

These hounds growl but you cannot understand them, like death, they speak but do not listen,

действуют, но не размышляют.

they act, but do not reflect.

Ими движет голод и жадность.

They are driven by hunger and greed.

Адская гончая представляет собой момент смерти, момент, когда вы знаете, что ваша жизнь идет,

The Hell Hound represents the moment of death, the point where you know your life is going,

великий переход.

the great crossing over.

И поэтому, когда вы говорите *gher-, вы произносите имена этих адских гончих, так что будьте осторожны,

And so when you say *gher- you are saying the names of these hounds of hell, so be careful

не произносите это громко, на случай, если они придут за вами.

not to say it to loudly in case they come for you.

И с этим, пожалуйста, оставайтесь в безопасности.

And with that please stay safe and well.

И это был Крекганфорд.

And this was Crecganford.

1
00:00:00,299 --> 00:00:07,180
Кербер — собака-демон из греческой мифологии, охраняющая вход в Аид, устрашающий
Kerberos is the demon dog of Greek mythology who guards the doorway to Hades, a frightening,

2
00:00:07,180 --> 00:00:12,700
хищный зверь, которого часто называют трехголовым, и которого, по мнению многих людей, можно
ravenous beast, who is often known as having three heads, and who many people think could

3
00:00:12,700 --> 00:00:19,179
с полным основанием назвать Собакой-собакой, или даже, если вы Флаффи, фанат Гарри Поттера.
be legitimately named Spot the Dog, or indeed, I f you’re a Harry Potter fan, Fluffy.

4
00:00:19,179 --> 00:00:25,630
Но, увы, правда в том, что это не точное изображение протоиндоевропейской
But alas, the truth is that this is not an accurate portrayal of the Proto Indo-European

5
00:00:25,630 --> 00:00:26,630
Гончей Ада.
Hound of Hell.

6
00:00:26,630 --> 00:00:31,640
Итак, давайте отправимся в путешествие, чтобы узнать, как на самом деле выглядела эта собака, выяснить ее
So let us go on a journey to find out what this dog really looked like, to find out its

7
00:00:31,640 --> 00:00:35,019
истинное предназначение и выяснить ее настоящее имя.
true purpose, and to work out its real name.

8
00:00:35,019 --> 00:00:38,000
И спойлер, это не Пушистый или Спот.
And spoiler alert, it isn’t Fluffy or Spot.

9
00:00:38,000 --> 00:00:43,140
Привет, я Джон Уайт, специалист по индоевропейской мифологии, и к концу этого видео вы будете
Hi, I’m Jon White, a specialist in Indo-European Mythology, and by the end of this video you’ll

10
00:00:43,140 --> 00:00:47,960
знать имя протоиндоевропейской адской гончей и сможете его произнести, а
know the name of the Proto Indo-European Hell Hound, and be able to pronounce it too, and

11
00:00:47,960 --> 00:00:52,600
если будете придерживаться вокруг вы также узнаете, кем на
if you stick around you’ll also find out who Fenrir, the most monstrous of wolves from

12
00:00:52,600 --> 00:00:57,960
самом деле был Фенрир, самый чудовищный из волков из мифологии викингов, тот, который съел их главного бога Одина во время Рагнарёка.
Viking mythology, the one that ate their chief god Odin at Ragnarök, really was.

13
00:00:57,960 --> 00:01:07,020
Итак, берите себе чашку чая и добро пожаловать в Креганфорд.
So, grab yourself a cup of tea, and welcome to Crecganford.

14
00:01:07,020 --> 00:01:11,800
Трехголовая собака, известная большинству из вас как Керберос или Цербеус, в зависимости от того, произносите ли вы
The three headed dog most of you know as Kerberos or Cerbeus, depending if you pronounce that

15
00:01:11,800 --> 00:01:18,100
классический латинский твердый Си, не имеет ничего общего с гончими, упомянутыми в первоначальных протоиндоевропейских
classical Latin hard C, is nothing like the hounds mentioned in the original Proto Indo-European

16
00:01:18,100 --> 00:01:19,100
мифах.
myths.

17
00:01:19,100 --> 00:01:24,450
И мы знаем, как есть много другой индоевропейской мифологии, которая рассказывает нам об этих гончих.
And we know as there is a lot of other Indo-European mythology that tells us about these hounds.

18
00:01:24,450 --> 00:01:29,650
И из этих мифов, пожалуй, наиболее часто рассматриваемый фрагмент - это миф о
And of these myths, perhaps the most often looked at piece is the myth around Yama’s

19
00:01:29,650 --> 00:01:35,910
собаках Ямы из Индии, они описаны на санскрите с использованием прилагательного шабала, используемого для описания
dogs from India, they’re described in Sanskrit using adjective śabála used to described

20
00:01:35,910 --> 00:01:40,960
двух собак Ямы, да, двух собак, а не одна с несколькими головами.
the two dogs of Yama, yes two dogs, not one with multiple heads.

21
00:01:40,960 --> 00:01:47,070
А слово śabála, как известно, означает пятнистый или разноцветный, и поэтому некоторые люди
And the word śabála is know to mean spotted or vari-coloured, and hence why some people

22
00:01:47,070 --> 00:01:49,560
думают, что собаку зовут Пятно.
think the dog’s name could be Spot.

23
00:01:49,560 --> 00:01:53,690
Но если у нас есть две собаки, их обеих нельзя назвать Пятнами.
But if we have two dogs they both can’t be called Spot.

24
00:01:53,690 --> 00:01:58,960
Теперь у этого санскритского прилагательного есть много других сопоставимых слов, и все они могут быть сведены
Now this Sanskrit adjective has many other comparable words, and they all can be reduced

25
00:01:58,960 --> 00:02:02,040
к слову śárbara в ПИЕ.
down to a PIE word of śárbara.

26
00:02:02,040 --> 00:02:07,340
И хотя затем можно связать śárbara с kérbero, что означает «пятнистый»,
And whilst it is possible to then connect śárbara to kérbero meaning “spotted”,

27
00:02:07,340 --> 00:02:11,880
в этом есть свои трудности, и это намного сложнее, чем я, не
doing this does have its difficulties, and is far more complicated than I, who am not

28
00:02:11,880 --> 00:02:16,570
являющийся экспертом в этимологии, могу понять, и в основном это кажется неправильным. .
an expert on etymology, can understand, and basically it doesn’t feel right.

29
00:02:16,570 --> 00:02:21,290
Итак, с этой точки зрения мы остаемся непонятыми имена этих двух пятнистых
And so from this point of view we’re left not understanding the names of these two spotted

30
00:02:21,290 --> 00:02:26,800
собак в индийском мифе, но мы точно знаем, благодаря этим этимологическим затруднениям, что
dogs in the Indic myth, but we know for certain, due to these etymological difficulties, that

31
00:02:26,800 --> 00:02:31,370
ни одна из двух собак не называлась Кербер.
neither of the two dogs was called Kerberos.

32
00:02:31,370 --> 00:02:36,170
И говоря о вещах, которые не являются ни тем, ни другим, большинство из вас не подписаны и не лайкают это
And speaking of things that are neither, most of you are neither subscribed or liking this

33
00:02:36,170 --> 00:02:40,590
видео, поэтому, пожалуйста, сделайте это. Это бесплатно, помогает этому каналу стать более популярным и помогает
video, so please do that, It’s free, helps this channel become more popular, and helps

34
00:02:40,590 --> 00:02:43,950
вам узнавать о выходе новых видео.
you get to know when new videos are released.

35
00:02:43,950 --> 00:02:48,181
Что касается Кербероса, нам повезло, что у нас есть другие индоевропейские адские гончие, которые хорошо
As for Kerberos, we are fortunate to have other Indo-European hell hounds that are well

36
00:02:48,181 --> 00:02:52,750
засвидетельствованы во многих мифологиях, от Индии до Исландии, а также в греческих, кельтских,
attested to in many mythologies, from India to Iceland, as well as from Greek, Celtic,

37
00:02:52,750 --> 00:02:54,300
латинских, армянских и иранских источниках.
Latin, Armenian, and Iranian sources.

38
00:02:54,300 --> 00:03:01,010
Итак, если просмотр гончих ада Ямы и Аида не помог нам, давайте
And so if looking at Yama’s and Hade’s Hounds of Hell hasn’t helped us then let’s

39
00:03:01,010 --> 00:03:02,590
посмотрим на других.
look at others.

40
00:03:02,590 --> 00:03:07,920
В настоящее время одной из лучших статей об адских гончих из протоиндоевропейского мифа, и этой
Now one of the best papers of Hell Hounds of Proto Indo-European myth, and this Dogs

41
00:03:07,920 --> 00:03:14,050
мифологии псов смерти, является «Die Hund» Шлерата, которая также доказывает, что адская гончая
of Death mythology is Schlerath’s “Die Hund”, which also proves that the Hell Hound

42
00:03:14,050 --> 00:03:16,650
индоевропейского происхождения не называлась Керберос.
of Indo-European origin wasn’t called Kerberos.

43
00:03:16,650 --> 00:03:21,230
И что обсуждается в этой статье и о чем я говорил в своем видео «Собаки смерти»,
And what this paper discusses, and which I talked about in my “Dogs of Death” video,

44
00:03:21,230 --> 00:03:26,209
так это то, что протоиндоевропейцы не верили в одну адскую гончую, они верили в
is that the Proto Indo-Europeans didn’t believe in one hell hound, they believed in

45
00:03:26,209 --> 00:03:31,060
двух адских гончих, как это засвидетельствовано в большинстве другие тексты, кроме греческого.
two hell hounds, as attested to in most of the other texts other than the Greek.

46
00:03:31,060 --> 00:03:33,760
И у этих двух собак были разные цели.
And these two dogs had different purposes.

47
00:03:33,760 --> 00:03:37,540
Один затащил тебя в преисподнюю, в смерть.
One dragged you down into the underworld, into death.

48
00:03:37,540 --> 00:03:40,250
Другой имел возможность восстановить жизнь.
The other had the opportunity to restore life.

49
00:03:40,250 --> 00:03:44,590
И один из самых ярких примеров, который мы должны показать, находится в армянских сказках, в которых
And one of the clearest examples we have to show this is within the Armenian tales, which

50
00:03:44,590 --> 00:03:49,020
есть собака по имени «Спитак», белая собака, способная восстанавливать жизнь, зализывая
has a dog called “Spitak”, a white dog, which is able to restore life by licking the

51
00:03:49,020 --> 00:03:53,260
раны мертвых, и другая собака по имени «Сиау» — это черная собака, которая может лишить
wounds of the dead, and the other dog, called “Siaw”, is a black dog, which can take

52
00:03:53,260 --> 00:03:54,710
человека жизни.
the life of a person.

53
00:03:54,710 --> 00:03:59,370
И, учитывая этих двух собак, одну черную, другую белую, мы могли бы рассмотреть
And considering these two dogs, one black the other white, then we could review the

54
00:03:59,370 --> 00:04:07,020
санскритское слово śárbara и предложить, чтобы его лучше рассматривать как śabálau, вариант
Sanskrit word śárbara and suggest that it be better considered as śabálau, a version

55
00:04:07,020 --> 00:04:12,270
слова, означающий поединок или два, а не разноцветный или пятнистый.
of the word meaning duel or two, rather than vari-coloured or spotty.

56
00:04:12,270 --> 00:04:16,329
Таким образом, это лучший способ указать, что было две собаки разного окраса,
So this is a better way to indicated that there were two dogs, of different colours,

57
00:04:16,329 --> 00:04:19,639
а не одна пятнистая или разноцветная собака.
rather than one spotted or vari-coloured dog.

58
00:04:19,639 --> 00:04:25,099
И хотя это проясняет значение санскрита, оно оставляет нас с вопросом
And whilst this clears up the meaning of the Sanskrit it does leaves us with a question

59
00:04:25,099 --> 00:04:32,169
: не звали ли адскую гончую Керберос, или Пятнистая собака, или Пушистик, поскольку мы
which is if the hell hound wasn’t called Kerberos, or Spot the Dog, or Fluffy, as we

60
00:04:32,169 --> 00:04:36,629
убрали наиболее распространенную возможность реконструкции ее имени, или точнее
have removed the most common reconstruction opportunity for its name, or more accurately

61
00:04:36,629 --> 00:04:40,979
их имена, то как звали этих собак?
their names, then what were these dogs called?

62
00:04:40,979 --> 00:04:45,529
Хотя возможно и то, что у этих собак не было имен?
Although it is also possible that these dogs didn’t have names?

63
00:04:45,529 --> 00:04:51,960
Что ж, у нас есть несколько хороших германских свидетельств, которые могут помочь нам в наших поисках узнать
Well, we have some good Germanic evidence that may help us in our quest to find out

64
00:04:51,960 --> 00:04:57,759
настоящее имя «Найди псов», и это из истории, в которой Один спускается в подземный мир,
Spot the Dogs real name, and that is from a story where Odin descends into the underworld,

65
00:04:57,759 --> 00:05:01,000
которая находится в «Поэтической Эдде», в поэме «Драумар Бальдра». .
which is found in the Poetic Edda, in the poem Baldr’s Draumar.

66
00:05:01,000 --> 00:05:07,660
А в строфах 2 и 3 говорится; Поднялся Один, древний гот, и он в седле возложился
And in stanzas 2 and 3 it says; Up rose Odin, the ancient Goth, and he on a saddle laid

67
00:05:07,660 --> 00:05:13,759
на Слейпнира; оттуда он поскакал в Мистелл и встретил там щенка, пришедшего из
on Sleipnir; he rode from there down into Misthell, and he met a whelp which came from

68
00:05:13,759 --> 00:05:14,830
ада.
hell.

69
00:05:14,830 --> 00:05:20,490
Его передняя часть груди была окровавлена, и он долго лаял на отца магии; ехал Один ,
Its front of its chest was bloody and it barked for a long time at the father of magic; on

70
00:05:20,490 --> 00:05:25,949
грохотала земная дорога, пока не приблизился он к высокому чертогу Хель.
rode Odin, the earth road roared, until he approached the high hall of Hel.

71
00:05:25,949 --> 00:05:30,810
Теперь, хотя мы ясно видим здесь, что Один наткнулся на адскую гончую, ее имя не
Now whilst we clearly see here that Odin has come across a hell hound, its name is not

72
00:05:30,810 --> 00:05:31,810
упоминается.
mentioned.

73
00:05:31,810 --> 00:05:35,939
Однако большинство ученых согласятся, что эта гончая — Гармр, чудовищный и прожорливый
However, most scholars will agree that this hound is Garmr, the monstrous and ravenous

74
00:05:35,939 --> 00:05:41,330
пес, привязанный к входу в Хель, и освобождение которого является сигналом того, что Рагнарёк, событие
dog bound at the entrance to Hel, and whose release is a signal that Ragnarǫk, the event

75
00:05:41,330 --> 00:05:45,093
, знаменующее закат богов, началось.
that marks the twilight of the gods, has started.

76
00:05:45,093 --> 00:05:49,050
О чем-то свидетельствует первая пара строк 43-й строфы Völuspá, в
Something evidenced in the first couple of lines of stanza 43 of the Völuspá, in the

77
00:05:49,050 --> 00:05:55,089
Стихотворной Эдде, где говорится: «Гармр громко воет перед Гнипахеллиром, оковы порвутся, и волк вырвется
Poetic Edda, which says “Garmr howls loudly before Gnipahellir, the fetter will break

78
00:05:55,089 --> 00:05:59,660
на свободу». Но мы также находим две подсказки о собаке. в этих
and the wolf will run free” But we also find out two clues about the dog in these

79
00:05:59,660 --> 00:06:04,439
строках одна из них заключается в том, что он всегда воет, и это отмечается в других упоминаниях
lines, one is that he is always howling, and this is something noted in other mentions

80
00:06:04,439 --> 00:06:05,971
о собаке в древнескандинавской поэзии.
of the hound in Old Norse poetry.

81
00:06:05,971 --> 00:06:13,530
Но также у нас есть вторая подсказка, связанная с окровавленной грудью волка, которая
But also we have this second clue centred around the wolf’s blood stained chest, which

82
00:06:13,530 --> 00:06:19,219
намекает на то, что он недавно ел, и что у него есть аппетит к крови, и что он
hints that he has eaten recently, and that he has an appetite for blood, and that he

83
00:06:19,219 --> 00:06:21,969
несколько неаккуратно ест.
is a somewhat messy eater.

84
00:06:21,969 --> 00:06:27,430
И из чего вы, вероятно, могли бы утверждать, что он, вероятно, ест довольно жадно, поскольку он
And from which you could probably argue that he probably eats rather ravenously as he is

85
00:06:27,430 --> 00:06:28,430
голоден.
hungry.

86
00:06:28,430 --> 00:06:32,990
Но мы также должны учитывать, что в древнескандинавском языке Гармр — это не имя, собака не называется
But we must also consider that in Old Norse, Garmr isn’t a name, the dog isn’t called

87
00:06:32,990 --> 00:06:36,770
Гармр, слово Гармр просто означает «собака», просто собака.
Garmr, the word Garmr simply means “dog”, just dog.

88
00:06:36,770 --> 00:06:39,099
Это не значит волк.
It doesn’t mean wolf.

89
00:06:39,099 --> 00:06:44,090
Теперь некоторые ученые думают, что Гармр также является Фенриром, и для тех, кто не знает, кто
Now some scholars think that Garmr is also Fenrir, and for those who do not know who

90
00:06:44,090 --> 00:06:48,500
такой Фенрир, он обычно считается Локи, сыном волка бога-обманщика.
Fenrir is, he is normally considered Loki the trickster god’s wolf child.

91
00:06:48,500 --> 00:06:53,069
Волк, который убьет Одина, главного бога викингов, в Рагнарёк.
A wolf that will kill Odin, the chief god of the Vikings, at Ragnarǫk.

92
00:06:53,069 --> 00:06:58,210
Но Гармр, по всей вероятности, не Фенрир, так как Фенрир никогда не описывается как собака, всегда
But Garmr in all probability is not Fenrir, as Fenrir is never described as a dog, always

93
00:06:58,210 --> 00:06:59,210
волк.
a wolf.

94
00:06:59,210 --> 00:07:03,280
Фенрир закован в болоте, а Гармр закован у входа в Хель.
Fenrir is chained up in a swamp, where as Garmr is chained up at the entrance to Hel.

95
00:07:03,280 --> 00:07:07,330
А Фенрир — сестра Хель, тогда как Гармр — защитник Хель.
And Fenrir is the sister of Hel, where as Garmr is the protector of Hel.

96
00:07:07,330 --> 00:07:12,379
И Гармру никогда не придавалось никакого другого значения, тогда как Фенрир известен как Волк славы
And Garmr is never given any other importance, where as Fenrir is known as the Wolf of Fame,

97
00:07:12,379 --> 00:07:13,949
или Речное чудовище.
or the River Monster.

98
00:07:13,949 --> 00:07:20,960
Но пока мы говорим об именах, позвольте мне показать, почему они могут быть важны, и мы можем
But whilst we’re talking of names, let me show why they can be important, and we can

99
00:07:20,960 --> 00:07:24,960
сделать это, взглянув на имя Фенрира и его интересное происхождение.
do this by taking a look at Fenrir’s name, and its origin which is interesting.

100
00:07:24,960 --> 00:07:32,159
Вы видите, что волчье потомство Локи часто называют Фенриром, его также называют
You see whist Loki's wolf offspring is often referred to as Fenrir, it is also referred

101
00:07:32,159 --> 00:07:33,309
«Фенрис-Ульфр» или Волк Фенрира.
to as "Fenris-úlfr" or Fenrir’s Wolf.

102
00:07:33,309 --> 00:07:42,879
И причина этого в том, что Локи был также известен как Фенрир, обитатель болот, а
And the reason for this is because Loki was also known as Fenrir, the fen-dweller and

103
00:07:42,879 --> 00:07:47,370
Саксон называет его обитателем подземных пещер или обитателем восточного железного
Saxo refers to him as a subterranean cave dweller, or as an inmate of the eastern iron

104
00:07:47,370 --> 00:07:54,009
леса, где вместе с древней ведьмой он породил потомство Фенрира в форма волков.
wood where, with an ancient hag, he begat Fenrir's brood in the shape of wolves.

105
00:07:54,009 --> 00:07:59,849
В результате Локи и ведьма произвели на свет волчат и других чудовищ, и этот выводок животных
In effect Loki and the hag produced baby wolves, and other monsters, and this brood of animal’s

106
00:07:59,849 --> 00:08:02,240
называется выводком Фенрира.
is called Fenrir’s brood.

107
00:08:02,240 --> 00:08:04,679
Фактически дети Локи.
In effect Loki’s children.

108
00:08:04,679 --> 00:08:07,699
Назван в честь другого имени Локи Фенрира.
Named after Loki’s other name Fenrir.

109
00:08:07,699 --> 00:08:14,139
И это из-за поэтического упрощения или того, что мы могли бы назвать забыванием того, почему мы
And it is due to poetic simplification, or what we could call the forgetting of why we

110
00:08:14,139 --> 00:08:19,249
используем слова в устном рассказе с течением времени, и поэтому вещи забываются, мы получаем фразу
use words in oral story telling over time and so things get forgotten, we get the phrase

111
00:08:19,249 --> 00:08:24,120
«волк Фенрира», превращающуюся просто в «Фенрир», и, таким образом, знаменитый волк присваивает имя своего отца
"Fenrir's wolf" turning simply into "Fenrir", and so the famous wolf confers its father’s

112
00:08:24,120 --> 00:08:25,120
.
name.

113
00:08:25,120 --> 00:08:29,599
Итак, Фенрир на самом деле имя Локи, а не волка, и именно поэтому имена могут быть важны,
So, Fenrir is actually the name of Loki, not the wolf, and that is why names can be important,

114
00:08:29,599 --> 00:08:33,139
они могут рассказать нам об истории мифов.
it can tell us about the history of the myths.

115
00:08:33,139 --> 00:08:37,640
И именно поэтому я сейчас вернусь к теме и вернусь к собаке Гармру.
And that is why I will now will get back on topic and back to Garmr, the dog.

116
00:08:37,640 --> 00:08:44,720
Теперь слово Garmr, или древнескандинавское «собака», происходит от протоиндоевропейской фразы
Now the word Garmr, or the Old Norse “dog”, is derived from the Proto Indo-European phrase

117
00:08:44,720 --> 00:08:48,240
*gher-, что означает рев, вой или ярость.
*gher- which means to roar, howl, or rage.

118
00:08:48,240 --> 00:08:53,060
Но мы также видим описание Гармра в Fjolsvinnsmal, где-то между строфами 13
But we also see a description of Garmr in Fjolsvinnsmal, somewhere between stanzas 13

119
00:08:53,060 --> 00:08:55,750
и 24, в зависимости от перевода, который вы читаете.
and 24 depending on the translation you’re reading.

120
00:08:55,750 --> 00:09:01,490
И это стихотворение, которое в основном представляет собой поиск прекрасной светлой девушки в запретном
And this poem, which is basically a quest for a beautiful fair maiden in a forbidden

121
00:09:01,490 --> 00:09:06,209
царстве, но одетое как путешествие в Хель, в нем есть обсуждение о
realm but dressed up as a journey into Hel, this has within it a discussion about the

122
00:09:06,209 --> 00:09:09,270
гончих Хель, которое дает нам больше информации, и оно продолжается.
Hel Hounds which tells us more information, and it goes.

123
00:09:09,270 --> 00:09:15,040
Свипдаг сказал: «Скажи мне, Фьолсвид, потому что я прошу тебя и потому что хочу знать;
Svipdag said: ‘Tell me, Fjolsvið, as I am asking you, and because I want to know;

124
00:09:15,040 --> 00:09:18,959
как называются эти собаки, которые жадно рыщут вокруг?
what are these dogs called who prowl ravenously around?’

125
00:09:18,959 --> 00:09:25,680
Фьолсвид сказал: «Одного зовут Гифр, а другого Гери, если бы ты знал; они будут
Fjolsvið said: ‘One is called Gifr, and the other Geri, if you would know; they will

126
00:09:25,680 --> 00:09:30,440
караулить и охранять вечность, пока боги не будут разлучены».
keep watch and guard for an eternity until the gods are torn apart.’

127
00:09:30,440 --> 00:09:36,279
Свипдаг сказал: «Скажи мне, Фьолсвид, потому что я спрашиваю тебя и потому что хочу знать;
Svipdag said: ‘Tell me, Fjolsvið, because I’m asking you, and because I want to know;

128
00:09:36,279 --> 00:09:41,589
Есть ли человек, который мог бы войти сюда, пока эти закоренелые собаки спят?
is there any man who could come in here while those hardened dogs are sleeping?’

129
00:09:41,589 --> 00:09:47,589
Фьолсвид сказал: «Для них были строго установлены очень разные режимы сна,
Fjolsvið said: ‘Very different sleeping patterns were strictly established for them,

130
00:09:47,589 --> 00:09:53,060
когда им была назначена караульная служба; один спит ночью, а другой днем,
once guard-duty was assigned to them; one sleeps by night, and the other by day, and

131
00:09:53,060 --> 00:09:54,899
так что ничего из того, что идет туда, не попадает внутрь».
so nothing that goes there gets in.’

132
00:09:54,899 --> 00:10:03,139
Свипдаг сказал: «Скажи мне, Фьолсвид, потому что я спрашиваю тебя и потому что хочу знать; Есть ли какая-
Svipdag said: ‘Tell me, Fjolsvið, because I’m asking you, and because I want to know;

133
00:10:03,139 --> 00:10:08,260
нибудь еда, которую люди могли бы дать им, чтобы они могли бежать прямо во время
is there any food which men might give them so they could run right in while they’re

134
00:10:08,260 --> 00:10:09,260
еды?
eating?’

135
00:10:09,260 --> 00:10:13,920
Фьолсвид сказал: «Если
Fjolsvið said: ‘The raw flesh of two wings from (the mythical bird) Vidofnir, if you

136
00:10:13,920 --> 00:10:18,540
хочешь знать, сырая плоть двух крыльев (мифической птицы) Видофнира; это единственная еда, которую мужчины могут дать им, чтобы они могли бежать прямо
want to know; that’s the only food which men might give them so they could run right

137
00:10:18,540 --> 00:10:20,410
во время еды».
in while they’re eating.’

138
00:10:20,410 --> 00:10:23,410
И подсказки, которые дают эти строфы, двояки.
And the clues these stanzas provide are two fold.

139
00:10:23,410 --> 00:10:28,540
Во-первых, гончих можно победить, предложив им определенную пищу, а во-вторых, что они
One that the hounds can be overcome by offering them specific food, and two, that they are

140
00:10:28,540 --> 00:10:32,110
бессонные псы, всегда следящие за путем в ад и из него.
sleepless dogs, always watching the path in and out of Hell.

141
00:10:32,110 --> 00:10:36,000
И это важное соображение, поскольку оно тесно связано с греческой,
And that is an important consideration as this has close correspondence with Greek,

142
00:10:36,000 --> 00:10:40,769
римской и индоиранской мифологией адских гончих, а это означает, что мы можем быть уверены, что это часть
Roman, and Indo-Iranian Hell Hound mythology, meaning we can be sure it is a part of the

143
00:10:40,769 --> 00:10:41,980
оригинального мифа.
original myth.

144
00:10:41,980 --> 00:10:48,910
И примером этого является то, что можно обойти собак Ямы, предложив жертву Агнихотры
And an example of this is where one can pass Yama’s dogs by offering the Agnihotra sacrifice

145
00:10:48,910 --> 00:10:52,670
или отдав им почки жертвенной жертвы.
or by giving them kidneys of the sacrificial victim.

146
00:10:52,670 --> 00:10:55,779
Или вы можете пройти Керберос с подачкой, пропитанной медом.
Or you can pass Kerberos with a honey-soaked sop.

147
00:10:55,779 --> 00:11:00,810
Это привело к тому, что в Греции появилась практика погребения мертвых с медовым пирогом, и это отмечено в
Which led to the practice in Greece of burying the dead with a honey cake, and is noted in

148
00:11:00,810 --> 00:11:04,660
нескольких местах, включая схолию Аристофана в Лисистрате 601.
a few places including a scholium to Aristophanes in Lysistrata 601.

149
00:11:04,660 --> 00:11:09,480
И чтобы показать дальнейшее сходство, в Энеиде Вергилия 6.417-23 мы видим отрывок
And to show further similarity, in Vergil’s Aeneid 6.417-23 we see a passage stressing

150
00:11:09,480 --> 00:11:14,420
, у собаки те же качества, что и у драумара Бальдра.
the same qualities for the dog as that from Baldr’s draumar.

151
00:11:14,420 --> 00:11:15,560
И это читается как.
And this reads as.

152
00:11:15,560 --> 00:11:21,200
Огромный Цербер наполняет эти царства воем Своих тройных глоток; огромный, он
Huge Cerberus fills these realms with the howling Of his triple throats; enormous, he

153
00:11:21,200 --> 00:11:22,800
приседает перед пещерой.
crouches before the cave.

154
00:11:22,800 --> 00:11:28,300
Провидец, увидев его шею, ощетинившуюся змеями, Бросил ему усыпляющую подачку,
The seer, observing his neck bristle with serpents, Tossed him a sleep-inducing sop

155
00:11:28,300 --> 00:11:31,850
содержащую мед И волшебные плоды.
containing honey And enchanting fruits.

156
00:11:31,850 --> 00:11:37,850
Растянув три голодные глотки, он схватил то, что было предложено, расслабил свое огромное
Extending his three ravenous throats, he Seized that which was offered, relaxed his immense

157
00:11:37,850 --> 00:11:41,040
тело и растянулся на земле.
body, And sprawled upon the ground.

158
00:11:41,040 --> 00:11:43,690
Огромный, он протянулся через всю пещеру.
Enormous, he stretched through the whole cave.

159
00:11:43,690 --> 00:11:48,699
Итак, мы снова видим эту общую, в сущности, почти постоянную тему воя и того, что их
And so we again see this common, in fact, near constant theme of howling, and how their

160
00:11:48,699 --> 00:11:49,699
аппетит является их слабостью.
appetite is their weakness.

161
00:11:49,699 --> 00:11:55,209
Но нас интересовало настоящее имя Пса по кличке Спот, и Фьолсвиннсмал действительно назвал
But we were wondering the real name of the Dog called Spot, and Fjolsvinnsmál did tell

162
00:11:55,209 --> 00:11:56,220
нам два имени.
us two names.

163
00:11:56,220 --> 00:12:00,790
Имя Gifr, означающее «жадный», тесно связано со староанглийским
The name Gifr meaning “the greedy one” and which is closely related to the Old English

164
00:12:00,790 --> 00:12:01,790
gīfer, означающим «пожиратель».
gīfer, meaning “devourer”.

165
00:12:01,790 --> 00:12:08,230
У другой собаки, Гери, это имя имеет аналогичное значение, но оно может означать «волк» или «собака»
The other dog, Geri, that name has a similar meaning, but it can mean “wolf” or “dog”

166
00:12:08,230 --> 00:12:12,779
как существительное, а как прилагательное означает «жадный» или «голодный».
as a noun, but as an adjective it means “greedy” or “hungry”.

167
00:12:12,779 --> 00:12:17,120
Гери снова появляется в «Gylfaginning» Прозаической Эдды и в «
Geri appears again in the Prose Edda’s the Gylfaginning, and the Poetic Edda’s, the

168
00:12:17,120 --> 00:12:20,389
Grímnismál» Поэтической Эдды вместе с другим животным по имени Фреки.
Grímnismál, alongside another animal called Freki.

169
00:12:20,389 --> 00:12:23,290
А здесь назван как один из волков Одина.
And here is named as one of the wolves of Odin.

170
00:12:23,290 --> 00:12:28,759
А в Helgakviða Hundingsbana 1, строфе 13 «Поэтической Эдды» говорится
And within the Poetic Edda’s Helgakviða Hundingsbana 1, stanza 13 it actually states

171
00:12:28,759 --> 00:12:32,439
о том, чего голодны эти собаки, говорится, что они «жадны до трупов павших
what these dogs are hungry for, it says they’re “greedy for the corpses of those fallen

172
00:12:32,439 --> 00:12:33,439
в бою».
in battle”.

173
00:12:33,439 --> 00:12:40,000
Итак, сложив все это вместе, у нас остаются три имени: Гери, Гифр и Фреки,
And so, putting this all together, we are left with three names, Geri, Gifr, and Freki,

174
00:12:40,000 --> 00:12:42,370
и все они имеют одинаковое значение «жадный».
and all of which share a similar meaning, “greedy”.

175
00:12:42,370 --> 00:12:47,569
И все эти термины происходят от протоиндоевропейского *gh(e)-rēdh-, и
And all these terms can be found derived from the Proto Indo-European *gh(e)-rēdh-, and

176
00:12:47,569 --> 00:12:51,459
отсюда мы можем определить корень слова *gher-, который сам указывает на
from this we can identify the root of the word which is *gher- which itself points to

177
00:12:51,459 --> 00:12:54,660
тот же корень, стоящий за древнескандинавским имя Гармр.
the same root behind the Old Norse name Garmr.

178
00:12:54,660 --> 00:12:59,769
Теперь *gher- на самом деле не имеет значения, это звукоподражание, это шум, звук
Now *gher- doesn’t really have a meaning, it is an onomatopoeia, it’s a noise, an

179
00:12:59,769 --> 00:13:00,870
животного.
animal noise.

180
00:13:00,870 --> 00:13:06,670
И это более подробно объясняется в работе Покорного о протоиндоевропейском языке, если вы
And this is explained more in Pokorny’s work on Proto Indo-European language if you’re

181
00:13:06,670 --> 00:13:11,069
заинтересованы в более глубоком изучении звукоподражательных практик протоиндоевропейцев.
interested in delving further into onomatopoetic practices of the Proto Indo-Europeans.

182
00:13:11,069 --> 00:13:17,440
Но для нас теперь, со всем этим, мы теперь можем прийти к какому-то выводу об
But for us, now, with all this, we may now be able to reach some sort of conclusion about

183
00:13:17,440 --> 00:13:19,029
именах двух Гончих Ада.
the names of the two Hounds of Hell.

184
00:13:19,029 --> 00:13:24,100
Тот факт, что они хищные, жадные, голодные гончие, означает, что они рычат.
The fact that they are ravenous, greedy, hungry hounds, means that they growl.

185
00:13:24,100 --> 00:13:28,580
Но не только через горло, но и через желудок.
But not only through their throat, but through their stomach too.

186
00:13:28,580 --> 00:13:33,259
В конце концов, корневое слово PIE, описывающее их, — *gher-.
The PIE root word describing them is *gher- after all.

187
00:13:33,259 --> 00:13:38,790
Названия, должно быть, произошли от этого звука, этого рычания, издаваемого гончими, пожирающими
The names must have derived from this sound, this growl the hounds made as devourers of

188
00:13:38,790 --> 00:13:44,339
трупы, и эта черта пожирания трупов сделала их частью похоронных ритуалов в
corpses, and this trait of devouring corpses would make them part of funeral rituals in

189
00:13:44,339 --> 00:13:49,709
индоевропейских культурах, и я расскажу об этом подробнее в следующем видео.
Indo-European cultures, and I’ll discuss that more in a future video.

190
00:13:49,709 --> 00:13:56,629
Важно понять тогда, что сущность Адской гончей заключается в том, что она
What it is important to understand then is that the essence of the Hell Hound is that

191
00:13:56,629 --> 00:14:03,470
занимает промежуточное положение не только между миром смертных и адом, но и эти
of an intermediary position, not only between the mortal world and hell, but also these

192
00:14:03,470 --> 00:14:08,959
собаки стоят между диким животным и человеком, они бывают хорошими и плохими, они дают надежда и
dogs stand between untamed animal and human, they are good and bad, they give hope and

193
00:14:08,959 --> 00:14:13,330
страх, они предлагают жизнь и смерть.
fear, they offer life and death.

194
00:14:13,330 --> 00:14:18,550
И рычание, *gher-well, которое можно рассматривать как нечто среднее между тишиной и речью.
And the growl, the *gher- well that can be seen as between silence and speech.

195
00:14:18,550 --> 00:14:22,100
Звук эмоциональный и мощный.
A sound which is emotional and powerful.

196
00:14:22,100 --> 00:14:29,629
Эти гончие рычат, но их нельзя понять, как смерть, они говорят, но не слушают,
These hounds growl but you cannot understand them, like death, they speak but do not listen,

197
00:14:29,629 --> 00:14:31,569
действуют, но не размышляют.
they act, but do not reflect.

198
00:14:31,569 --> 00:14:35,250
Ими движет голод и жадность.
They are driven by hunger and greed.

199
00:14:35,250 --> 00:14:41,639
Адская гончая представляет собой момент смерти, момент, когда вы знаете, что ваша жизнь идет,
The Hell Hound represents the moment of death, the point where you know your life is going,

200
00:14:41,639 --> 00:14:44,220
великий переход.
the great crossing over.

201
00:14:44,220 --> 00:14:50,020
И поэтому, когда вы говорите *gher-, вы произносите имена этих адских гончих, так что будьте осторожны,
And so when you say *gher- you are saying the names of these hounds of hell, so be careful

202
00:14:50,020 --> 00:14:55,189
не произносите это громко, на случай, если они придут за вами.
not to say it to loudly in case they come for you.

203
00:14:55,189 --> 00:14:58,330
И с этим, пожалуйста, оставайтесь в безопасности.
And with that please stay safe and well.

204
00:14:58,330 --> 00:15:00,239
И это был Крекганфорд.
And this was Crecganford.