Перед тем как стать известной актрисой, она была кавээнщицей, королевой красоты, солисткой музыкальной группы, мимом и специалистом по сторетеллингу.
О том, как ей пришла идея стать актрисой, о роли мечты и о секретах семейной жизни «ТН» рассказала актриса театра и кино Анастасия Федоркова.
— Анастасия, вы росли в творческой семье, как такая атмосфера повлияла на ваш характер, увлечения, мировоззрение?
— Да, действительно, с самого детства меня окружали творческие люди. Прежде всего это мои родители. Когда они познакомились, мама только получила должность художественного руководителя Дома культуры «Гидрострой» в Краснодаре, а папа как раз устроился там же аккомпаниатором художественной самодеятельности. Позже, уже в селе Песчанокопское, маму пригласили на должность директора библиотеки, а папа стал руководителем ВИА во Дворце культуры и преподавателем в музыкальной школе. А когда мы с сестрой немного подросли, и семья переехала в Морозовск, родители построили большой дом, который всегда был полон гостей, прежде всего музыкантов. Конечно, я росла в атмосфере открытости, веселых застолий с песнями и танцами. Часто принимала участие в школьных конкурсах, КВН, а в старших классах уже пела в группе и выступала на сцене. Моя сестра окончила художественную школу, а я —музыкальную по классу фортепиано. Так что юные годы у меня были очень яркими и запоминающимися. И хотя стать актрисой никогда не было моей заветной мечтой, видимо, все к этому шло.
— Почему захотели получить профессию именно режиссера массовых мероприятий? Была мечта сделать какое-то масштабное значимое мероприятие?
— Это забавная история. Когда пришло время определяться с будущей профессией, ничего, кроме специальностей, связанных с культурой, мне не приходило в голову. Я в шутку призналась маме, что не важно, на кого я буду учиться, главное — где! Например, в Москве или в Санкт-Петербурге, это если из серии несбыточной мечты. Был вариант учиться в Краснодаре, потому что именно там познакомились мои родители, или в крайнем случае в Ростове, что было реальнее всего, потому что там находилось культпросветучилище. В общем, из всех доступных на тот момент профессий самым оптимальным мне представлялась специальность «режиссер массовых мероприятий». И когда позвонила моя крестная из города Югорск и сказала, что к ним в город приехала приемная комиссия из Санкт-Петербурга для набора абитуриентов и что среди профессий есть какая-то режиссура, я, конечно, тут же собралась ехать поступать. А мои героические родители поддержали эту идею. Это было чистой воды авантюра, я и в театре до этого ни разу не была. Так что, когда я каким-то чудом поступила на кафедру актерского мастерства и режиссуры факультета искусств к такому признанному мастеру театра, как Зиновий Яковлевич Корогодский, я и понятия не имела, куда меня заведет судьба. Но это уже другая история.
— Получать образование вы отправились в Петербург. Как встретила вас северная столица? Какие воспоминания остались от студенческой жизни?
— Санкт-Петербург меня покорил с первого взгляда! После маленького городка увидеть всю эту красоту и размах было для меня, как попасть на другую планету. Но после вступительных экзаменов мне предстояло еще пройти творческий конкурс. Я заранее подготовила басню, стихи, прозу, но предстать перед приемной комиссией было по-настоящему страшно. Мои будущие однокурсники мне казались уже состоявшимися актерами, так уверенно они себя вели. Уже смутно помню, как я прочла всю программу, очень волновалась. После показа Корогодский спросил, почему я решила поступать на режиссуру, а не на актерское мастерство, я ответила, что на актера учиться намного сложнее, чем на режиссера, чем вызвала бурный смех всей приемной комиссии. Студенческая жизнь была очень насыщенной и по-настоящему трудной. У нас никогда не было выходных, дни сливались в одну большую репетицию. Не все выдерживали такой режим. На первый курс поступили тридцать шесть ребят, а выпустились только десять.
— Получилось ли реализовать свой режиссерский потенциал? Или любовь к актерскому мастерству взяла вверх?
— Режиссура — очень серьезная профессия, которая требует не только особых умений, но и особого взгляда на мир. Актер больше исполнитель, и чем он быстрее готов выполнять совершенно разные режиссерские задачи, тем он лучше. Но внутри своей роли актер тоже, безусловно, режиссер.
— До своей первой роли в кино в 2005 году вы получили большой театральный опыт, где сыграли немало характерных персонажей. Почему решили попробовать себя в кинематографе? И какое впечатление произвела на вас работа на съемочной площадке?
— Сниматься в кино мечтает каждый актер вне зависимости от возраста и опыта. И я не исключение. При этом способ существования в театре и в кино совершенно разный, это, по сути, другая профессия. Но нас совершенно не учили этому навыку, все приходилось осваивать уже в процессе самостоятельно. Первые пробы были часто провальные, именно потому, что я существовала по-театральному в кадре. «Александровский сад», мой первый серьезный проект, стал для меня настоящим подарком. Я попала в команду профессиональных и порядочных людей, которые поддерживали меня. С художниками по гриму, например, мы до сих пор на связи. Восхищаюсь тем, как они создавали образ юной Светланы Сталиной, которую я сыграла. Учитывая, что на тот момент я была блондинкой с очень длинными волосами, а в кадре я появлялась с рыжей копной волос до плеч. И это все без стрижки!
— Какая из ваших «киношных» ролей на данный момент вам ближе остальных?
— В каждой сыгранной роли есть частичка меня, при этом это совершенно самостоятельные героини, которые ко мне реальной имеют мало отношения.
— В вашем творческом портфолио есть персонажи разных профессий. Чему пришлось научиться ради исполнения таких ролей? И вообще, вы готовы на эксперименты в кино?
— Ради интересной и по-настоящему глубокой роли можно пойти на многое. Главное, чтобы это было оправдано и действительно необходимо. Но по первому зову режиссера обнажаться в кадре, нецензурно выражаться или играть примитивного персонажа мне не близко. Так что, если роль или сам сценарий не соответствует моим внутренним принципам, я отказываюсь от ролей.
— Каким должно быть предложение от режиссера, чтобы вы не смогли отказаться? И есть ли мечта, до сих пор нереализованная вами в кино?
— Да, есть мечта сыграть мощный женский образ, в котором я смогла бы раскрыться в полной мере. Нет привязки к какому-то конкретному персонажу, интересно погрузиться вглубь женской души и сделать видимым то, что даже она сама о себе не подозревает. Меня вдохновляют и Маргарита Булгакова, и Настасья Филипповна Достоевского, и Жанна д’Арк Ануя, и многие другие. Это может быть современная история, где женщина в разных обстоятельствах себя проявляет, как вышеописанные героини. Главное — найти близкого по духу режиссера и мощный сценарий, тогда работа превращается в истинную радость и сотворчество!
— Актерская профессия предполагает избыток эмоций и чувств, которые со временем выматывают и требуют заземления. Как приводите себя в ресурсное состояние? Отдыхаете от съемок и работы?
— Если накапливается физическая и эмоциональная усталость, то лучшее восстановление для меня — это сон. Можно побаловать себя ароматическими ваннами, массажем, хорошо помогают восстановить силы дыхательные практики.
— Вы человек, который не стоит на месте в плане собственного развития, постоянно совершенствуясь на различных курсах и тренингах. Чем полезны такие занятия и были ли у вас на них инсайты и перемены в жизни благодаря им?
— Я очень благодарна судьбе, что в какой-то момент я прошла тренинги личностного роста. Это очень мощный опыт, тренирующий осознанное проживание жизни. Собственно, после моего первого тренинга я открыла для себя этот удивительный мир саморазвития. Это и Тантра, и женские тренинги, и трансформационные игры, и всегда этот опыт сопровождается глубокими откровениями и инсайтами. Собственно, в этом и смысл их прохождения: посмотреть на себя, свои проявления, свои жизненные стратегии и осознать свои сильные и слабые стороны. Жизнь действительно начинает меняться к лучшему, согласно твоим ценностям. Это и духовный рост в том числе. Кстати, после прохождения одного из женских тренингов, у меня открылся поток преподавательской деятельности, я ощутила в себе силу и желание отдавать в мир свой опыт и умения. Ранее это было невозможно.
— Со своим мужем Григорием Литвиновым вы вместе уже много лет. Сейчас, в эпоху скоропортящихся браков, поделитесь секретом семейного счастья? Как вам удается терпеть друг друга и любить несмотря ни на что?
— Все секреты давно открыты. Написано огромное количество психологических книг на тему отношений. Но мало кто действительно готов следовать советам, описанным в них. Вы, конечно, знаете про этапы отношений, через которые проходят все пары без исключения. Сначала это романтический период, который мы называем конфетно-букетным, потом время перенасыщения и отвращения, затем терпения или даже некоторого служения, уважения и дружбы. И только 7-й этап отношений называется Любовью. В разных источниках терминология может меняться, но суть остается прежней. Как правило, пары расстаются на 3-й стадии и создают новые отношения, не осознавая, что и с этим партнером придется пройти этот же путь. В нашей семье, как и в любой другой, не всегда штиль, но это нормально! И тут самое время вспомнить про осознанность и внутренний свет каждого из нас. Тренинги личностного роста нам в помощь.
— На своих страничках в соцсетях вы часто публикуете высказывания известных людей. Какое из них наиболее емко отображает ваше восприятие жизни?
— «Дорога всегда лучше привала» — сказал Сервантес. И эта его мысль мне особенно близка.
Досье
Родилась: 21 октября 1980 года в Морозовске
Образование: окончила Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, факультет искусств
Семья: замужем за музыкантом Григорием Литвиновым
Карьера: известна по ролям в кино «Дом с сюрпризом», «Неадекватные люди», «Балабол», «Андреевский флаг», «Домашний арест», «Братья» и др.