Посмотрев на гатчинские гейзеры мы вышли в район бывшего Военного поля в городе Гатчина. В начале XX века здесь находился первый в России военный аэродром. В этом микрорайоне улицы названы именами лётчиков и памятники посвящены авиации. Расскажу, что увидели.
Боевой истребитель МиГ-21, установлен рядом с бывшей взлётной полосой аэродрома в честь первого полёта в Гатчине 11 (24) октября 1909 г.
Улица Авиатриссы Зверевой названа в честь первой дипломированной русской лётчицы. Авиатриссы – так называли женщин-пилотов в царской России, их было немало.
Лидия Зверева закончила частную Авиационную школу «Гамаюн», открытую в октябре 1910 года на Гатчинском аэродроме.
На улице находится несколько скульптур, выполненных из местного камня – известняка, связанных единой темой. Памятники не совсем понятные и требующие реставрации.
Композиция «Дедал и Икар. Обретение неба» изображает героев древнегреческого мифа, мастерящих крылья для полёта.
«Указ императора»
С 1909 года с Гатчинского военного поля поднимались в небо первые русские летчики. Позже высочайшим указом была утверждена Гатчинская военно-авиационная школа.
За годы своего существования она выпустила около тысячи авиационных специалистов.
В небе на Гатчиной летали П. Нестеров, Е. Крутень, В. Чкалов, Л. Зверева, герои СССР М. Слепнев и М. Бабушкин.
«Парашют»
Произведение посвящено событию июня 1912 года, когда состоялись испытания ранцевого парашюта Глеба Котельникова в гатчинском лагере Воздухоплавательной школы возле деревни Сализи (деревня позже переименована в Котельниково).
«Ангел-хранитель»
Пройдет гроза над Русскою землею,
Народу русскому Господь грехи простит
И крест святой Божественной красою
На храмах Божиих вновь ярко заблестит.
Серафим Вырицкий,
около 1939 года, "Земное и небесное"
«Авиатрисса Зверева»
Летом 1911 года Л.В. Зверева первой из женщин получила диплом пилота. Позже первой из лётчиц она совершила перелёт с пассажиром.
Основала с супругом Владимиром Слюсаренко в Прибалтике первую лётную школу. При рижской школе была открыта авиаконструкторская мастерская, которая позже превратилась в небольшой завод по производству аэропланов. Это было первое в России авиационное предприятие, которое возглавляли лётчики-практики.
Лидия Зверева успешно сочетала преподавание с участием в усовершенствовании самолётов и показательными полётами.
Скончалась от тифа в возрасте 25 лет.
«Петля Нестерова»
Выдающийся русский летчик П.Н. Нестеров, родоначальник многих фигур высшего пилотажа, в том числе "мертвой петли". Учился летному ремеслу будущий основоположник высшего пилотажа Петр Нестеров в Офицерской воздухоплавательной школе, находившейся рядом с гатчинским аэродромом.
По пути на станцию Гатчина-Балтийская пересекли ж/д ветку и вышли к Авиационному ремонтному заводу. Его история началась в августе 1941 года, когда в Ленинграде была создана подвижная авиационная ремонтная база ВВС Ленинградского фронта. После снятия блокады в 1944 году ремонтная база была переведена в Гатчину.
Перед заводской проходной памятник Михаилу Ефимову.
Первый русский дипломированный авиатор Михаил Ефимов навсегда вошел в историю авиации России: он установил мировой рекорд продолжительности полёта с пассажиром, получал первые призы за скорость, наименьший разбег при взлёте, общий налёт без поломок, стал первым русским авиатором, летавшим над морем.
Тренировался первый дипломированный авиатор России Михаил Ефимов Гатчинской военно-авиационной школе.
При заводе есть музей, посвящённый истории авиационного двигателестроения, расположенный в бывших заводских корпусах в историческом здании придворно-конюшенной части.
Напротив музея установлен памятник-макет самолету «Фарман».
В 1910 году в России в Гатчине был образован первый военный аэродром. В сентябре 2010 года, когда в городе отмечали 100-летие этого исторического события, на площади у Авиамоторного завода был установлен памятник-макет самолета «Фарман».
Самолет «Фарман» был спроектирован и потом создан французским авиаконструктором Анри Фарманом. И был самым массовым самолетом производимым с 1910 по 1916 года.
Вот такое неожиданно тематическое окончание похода к гатчинским гейзерам у нас получилось.
Спасибо, что дочитали до конца.