Дорожные плиты из бетона – это прочные и надежные конструкции, применяемые в строительстве тротуаров, проезжих частей и даже аэродромов. В отличие от асфальта, бетон способен выдержать гораздо большие нагрузки, он лучше переносит суровые климатические условия и требует ремонта намного реже.
В этой статье мы обозначим все плюсы и минусы бетонных дорожных плит.
Преимущества и недостатки дорожных плит из бетона
На протяжении нескольких столетий бетон активно используется в большей части строительных работ. До сих пор не изобретено материала, который по совокупности характеристик был бы лучше. И, несмотря на то, что в дорожных работах чаще применяется асфальт, бетон тоже имеет целый ряд достоинств.
Преимущества бетонных плит
Долговечность
Бетон – это очень прочный материал, который практически не меняет свою структуру под воздействием различных нагрузок. Поэтому по такому покрытию может передвигаться и легковой транспорт, и тяжелая гусеничная техника, и даже самолеты.
Для сравнения, асфальт более склонен к деформативности, ползучести и колееобразованию. Например, при слишком низких температурах полотно может покрыться трещинами. В жаркую летнюю погоду асфальт способен плавиться и продавливаться под весом автомобилей.
Срок службы асфальтированной дороги не превышает 20-25 лет. Бетон же сохраняет свои характеристики куда дольше. В наши дни можно встретить дороги из бетонных плит, построенные еще в 70-80-е годы прошлого века. Они до сих пор находятся в нормальном состоянии и активно используются.
Простая технология укладки
Бетонные плиты укладываются на уплотненный грунт с песчаной подушкой. Для создания такого покрытия не требуется сложная техника – достаточно обычного автокрана и грейдера. Сразу после укладки дорога готова к эксплуатации.
А вот с асфальтом, например, все гораздо сложнее. Во-первых, здесь требуется устройство многоуровневой основы, состоящей из песка, щебня, геосетки и нескольких слоев асфальтобетона. Во-вторых, нужно много техники, в числе которой экскаваторы, бульдозеры, грунторезы, асфальтоукладчики, катки или виброплиты.
Возможность устройства покрытий в любых условиях
Свежий асфальт, начинает твердеть сразу после приготовления смеси. На укладку остается совсем немного времени. Поэтому для строительства асфальтированных дорог необходимо, чтобы поблизости был асфальтобетонный завод, с которого будет поступать сырье. Нужно также правильно рассчитать график поставок – чтобы каждая партия укладывалась сразу после подвоза на объект. Кроме того, в зимний период такие работы вообще не производят.
Что же касается бетона, то он тоже имеет свойство быстро схватываться. Однако плиты производятся на заводах и поступают на объект уже в готовом виде. Их остается лишь уложить. Делать это можно в любую погоду. При этом вовсе не обязательно, чтобы предприятие, производящее плиты, находилось рядом со строящейся дорогой. Поэтому покрытия из бетонных плит можно встретить даже в самых отдаленных уголках нашей страны.
Относительно низкая стоимость
В среднем, цена дорожной плиты начинается от 10 000 рублей за штуку. Это примерно 4,5 квадратных метра покрытия. Аналогичный объем асфальта можно купить и дешевле. Но не стоит забывать о том, что для укладки асфальтобетонной дороги применяется более сложная технология и требуется больше техники. Поэтому в конечном итоге бетонные плиты обходятся дешевле.
Возможность повторного использования
Из бетонных плит часто возводят временные дороги и проезды. В дальнейшем такие покрытия можно достаточно легко демонтировать, а сами плиты будут пригодны для использования в других целях.
Асфальт, кстати, тоже применяется повторно. Например, во время ремонта дорог снимается верхний слой полотна, называемый срезкой асфальта. Такой материал может использоваться для заделывания мелких выбоин, а также для устройства различных площадок и парковок на садовых участках. Тем не менее, по прочности б/у асфальт никак не сравнится с бетонными плитами.
Недостатки бетонных плит
Невозможность создания монолитного покрытия
Как бы плотно не были уложены бетонные плиты, между ними все равно будут оставаться полости. Такие «швы» повышают шумность дороги, когда по ним проезжает транспорт. Кроме того, в щелях между плитами прорастает трава, от чего портится внешний вид покрытия.
Этого можно избежать, если покрыть стыки бетонной смесью. Правда, стоит уточнить, что со временем эти стыки растрескаются из-за «гуляния» плит. С другой стороны, если речь идет о временных дорогах или промышленных площадках, то там наличие щелей вообще не является проблемой.
Более сложный ремонт
Чтобы отремонтировать поврежденный участок асфальта, достаточно снять верхний слой покрытия по периметру выбоины, а затем уложить туда новый асфальт. С бетоном гораздо труднее: если он дал трещины, то в большинстве случаев приходится менять плиту целиком. А это дороже, чем ямочный ремонт. Но заметим, что бетонные покрытия служат гораздо дольше – до 50 лет и более.
Производство дорожных плит из бетона
В домашних условиях дорожные плиты не изготавливаются. Они производятся на заводах методом опалубочного формования.
Весь процесс выглядит так:
- Сначала в разборной опалубке формируется железобетонный каркас. На этом же этапе закладываются монтажные петли, которые в дальнейшем помогут уложить плиты.
- Следующим этапом в опалубку заливается бетон. Важно, чтобы смесь хорошо утрамбовалась, поэтому после заливки обязательно идет процесс уплотнения на вибростолах.
- Каждая плита подвергается 8-часовой пропарке в специальной камере. Температура пропарки достигает 70-80°C.
- При необходимости на свежезалитые бетонные плиты наносится рифление. Это нужно, чтобы придать дополнительное сцепление с колесами транспорта.
- Далее происходит распалубка. Из каждой партии отбираются образцы, которые в дальнейшем пойдут на лабораторные испытания.
- После испытаний каждой партии присваивается экспертное заключение с указанием характеристик бетона.
Итак, бетон для дорожных плит должен быть способен выдержать серьезные нагрузки от тяжелого транспорта. Бетонные плиты изготавливаются на заводах, где используются качественные материалы. Все компоненты смеси проходят лабораторные испытания, поэтому на выходе получается бетон, полностью соответствующий требованиям ГОСТ.
Полную версию данной статьи вы найдете на этой странице.
Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.
#бетон #бетонирование #дороги #дорога из бетона #бетонная дорога #бетонирование дорог #дорожная плита #бетонные дороги #полезные советы #дорожная плита из бетона