Разворот на восток, в Азию, технологическая независимость и импортозамещение. Такую повестку предлагает наше правительство в качестве альтернативы постоянной бомбардировке санкционными обещаниями. Дошло до того, что о необходимости отказаться от российского газа заявил министр обороны Германии.
И все-таки, в Евросоюзе нет единства по поводу отказа от нашего газа. Собственно, не все даже готовы упираться в части рублевых расчетов. Попробуем собрать основные моменты в одной статье.
Безусловно, в рассматриваемом вопросе для нас важнее перспективы сбыта нашего газа, но важно понимать, как дела "у них, там".
С Европой все, в целом, понятно: вот Франция, например, готова отказаться от нашего газа. При этом более 70% электричества они получают от АЭС, поэтому для функционирования производства и домохозяйств наш газ им действительно не нужен.
Германия также производит порядка 15% электричества из газа, при этом 26% генерации - угольная, около трети - возобновляемые источники (источник). Здесь же стоит отметить, что ВИЭ не только дорогие источники энергии, но и сильно зависят от погоды, не всегда можно точно спрогнозировать объем их генерации, что в перспективе может еще больше повысить роль ископаемого топлива. АЭС в Германии признаны опасными и их строительство всерьез не рассматривается.
Но в Германии также есть мощная химическая отрасль, в том числе концерн BASF, который уже отмечал, что прекращение импорта газа из России приведет к остановке производства.
В целом, наш экспорт дает примерно половину объема немецкого импорта.
Почему же угроза об отключении газа с нашей стороны также крайне призрачна?
Все дело в балансе цен. Неочевидный факт не всегда находится в фокусе внимания, но прекращение экспорта газа в Европу невозможно без серьезного ущерба для нас из-за того, что в данный момент газ в ЕС продается по рекордным ценам: средняя экспортная цена для дальнего зарубежья в 4 квартале 2021 составила 549 долларов. Ценообразование в "Силе Сибири" совершенно другое, называются цифры около 240 долларов, даже с учетом роста рыночных цен в мире.
Перегнать нынешнюю добычу в СПГ также крайне сложно: как Европа не сможет по щелчку пальцев построить терминалы по приему СПГ, так и мы не сможем в одночасье подготовить мощности для его сжижения и и флот для перевозки.
Вот и получается, что угрозы - угрозами, а газ идет по трубе и идет.