Найти тему

О взаимном недопонимании

Это мелочь, конечно, но недавно я услышал, что определённые лица используют в своей пропагандистской деятельности, направленной на юное поколение, ряд тезисов, среди которых наиболее интересным мне показался тезис: "Мы хорошо не жили и вам начинать не стоит". Ну, то есть мысль, что ваши родители (старшее поколение) целенаправленно не дает вам жить лучше.

Как-то так оно и выглядит
Как-то так оно и выглядит

Вообще, в моем сознании этот тезис тесно связан с другими тезисами, повествующими о извечной борьбе отцов и детей. Мы ведь все помним Базарова, так ведь? В целом, дети в определённый период остро нуждаются в признании себя, как личности. Это, понятное дело, не мгновенный процесс. Он протекает условно с момента полового созревания - того времени, когда у древних племён было принято проводить ритуал введения в племя и признания ребёнка взрослым (ну что тут сказать - житие у нас тяжкое было. И да, я вижу иронию) и до момента, когда бывший ребёнок начинает полностью брать на себя ответственность за свои действия.

Воссоздание древнего обряда инициации
Воссоздание древнего обряда инициации

Помните тезисы: "Раньше было лучше", "А я до школы добирался на санях/конских упряжках/драконах через Антарктику", "В девяностые был бардак и коррупция, а сейчас живете, как сыр в масле катаетесь"? Это всё, по сути, одно и то же. Все эти тезисы даже выросли из одних и тех же анекдотов и шуточек и представляют собой столкновение опыта старшего поколения и желания детей стать самостоятельной личностью. Дети априори протестуют против родителей. Это нормально, это прогресс, без этого жизнь не движется вперёд.

А шутка на самом деле смешная
А шутка на самом деле смешная

Однако, означает ли подростковый бунт против родителей то, что родители не правы? То, что они косны, консервативны и застряли в прошлом. Нет, конечно. В большинстве своём родители тех детей, на которых сейчас действует вышеуказанный тезис, это люди в возрасте от тридцати до сорока. Они уже пережили свою революцию идей, вычленили из них полезное и активно эти инновации применяют, являясь той самой пресловутой экономически активной прослойкой населения.

Давайте посмотрим на этот процесс с несколько другой стороны - а именно со стороны прогресса. Прогресс - это одновременный рост благополучия (то есть доступных благ) и возможностей (то есть потенциально доступных благ). Представим себе эти показатели в виде условных значений - к примеру 3 и 5. Если через несколько лет они станут 5 и 7, то это прогресс. Если 2 и 3 - регресс. А если скажем 5 и 5, или 5 и 4, то это частичный прогресс.

Когда значения благополучия и возможностей выросли
Когда значения благополучия и возможностей выросли

Для любого человека эти показатели на старте его жизни, при рождении, равны 0 - поскольку он не может сравнивать настоящее с прошлым, в котором его ещё не существовало, да и вообще пока с трудом понимает происходящее. Где-то к моменту полового созревания он начинает понимать концепции благополучия и возможностей и назначает им условные значения - пусть будет 1. А дальше смотрит, что происходит и делает выводы.

К примеру, у меня этот момент произошел году так в 1998-2000-ом, когда мне было 12-14 лет. Именно тогда для меня начинается точка отсчета. Когда я стал взрослым - условно в 2011-ом году, после возвращения из армии - я мог оценить, что значения моего благополучия и возможностей выросли с 1:1 до условных 4:5. Сейчас, в 2022-ом году, я оцениваю эти значения в условные 3:6. С точки зрения всей моей жизни - прогресс налицо. С точки зрения последних лет - прогресс частичный.

И всё это сильно пригодилось, к слову
И всё это сильно пригодилось, к слову

Но мой ребёнок оценивает всё иначе. То, что для меня в исторической перспективе является ростом, для него и его 14-ти лет - скорее падение. Он не помнит девяностых, он оценивает ситуацию лишь с точки зрения своей жизни. Он видит, что несколько лет назад, до пандемии ,нам было легче жить. А теперь и денег меньше и цены выше, а технологий доступных больше - как следствие и хотелок у него больше. Хотелок, которые старшее поколение не может удовлетворить.

И вот тут родители совершают ошибку. Вместо того, чтобы подробно объяснить ребёнку происходящее, принять его опасения и страхи, попытаться их утешить, родители недоумённо смотрят на него - дескать как же? Было же хуже, а стало лучше, о чем ты тут вообще мне говоришь, чадо? Куда яйца впоперек курицы полезли?

Это если вы не в курсе, когда правильно употреблять эту фразу
Это если вы не в курсе, когда правильно употреблять эту фразу

Ваш ребёнок вообще-то, мягко скажем, далеко не тупой. Он все прекрасно понимает и ваши объяснения тоже прекрасно поймёт. А если нет - ну так это уже ваша вина. Вы его плохо воспитали и образовали, а потому тем более надо ему всё объяснять и учить. Только не надо при этом оперировать вашим жизненным опытом - он субъективен. Признайте наличие проблемы, расскажите историю, попытайтесь обсудить, что будет дальше. Так вы признаете за ребёнком право на собственное мнение, начнёте прививать ему самостоятельность и ответственность, умение думать.

Родители вообще редко хотят плохого для своих детей. Наоборот, любой родитель старается сделать так, чтобы будущее поколение жило не хуже, чем предыдущее - постоянно повышая его благополучие и возможности. Не всегда получается, но это уже другой вопрос. Ребёнок же не видит этого процесса, поскольку его система оценки концепций благополучия и возможностей основана на его жизненном опыте, а не на вашем.

Отсюда и получается, что ребёнок слышит незаслуженные упреки в том, что он не ценит того, что имеет. Того, чего родители добивались таким усердным трудом. А как он может ценить это, если не видел и не жил в те времена, когда этого не было? Для него это данность, старт, нулевая точка. И с тех пор всё стало хуже, а вы еще и давите. Вот и получается, что он начинает думать: "Родители жили плохо, а теперь хотят, чтобы и я так же жил".

Не давите на детей, они вас слушать перестают
Не давите на детей, они вас слушать перестают

Как я уже сказал, бороться с этим довольно легко. Просто говорите с ребёнком не с позиции того, что вы - умудрённый опытом муж, а он - неразумное юное чадо. Тем более, что на самом деле вы не настолько умны,, а он - не настолько глуп, как вы считаете. Представьте, что он не ваш ребёнок, а ваш сверстник, ваш друг. И попытайтесь его убедить. Аргументируйте, рассуждайте и не забывайте принимать его страхи и опасения, а не отметать за бесполезностью. Он ведь ваш друг, не так ли? Не смейтесь над ним. Смейтесь вместе с ним.

И тогда между вами быстрее установится взаимопонимание. И проблемы начнут решаться сами собой.