Найти в Дзене

ДЕФОЛТ, ДЕВАЛЬВАЦИЯ, ДЕНОМИНАЦИЯ. Страшные последствия марта 2022

Про дефолт. Сейчас очень многие говорят, что нашей стране грозит дефолт, как минимум технический, а следом и девальвация, и, возможно, деноминация. Собственно, чтобы вас эти слова не пугали, давайте я расскажу что все это значит, и как это все переводится на простой, нормальный, человеческий язык. Дефолт - это по сути, невозможность государства выплачивать свои долги. Он у нас был в 98 году, когда в нашей стране не было денег, мы не смогли выплатить свои долги. Это случилось не одномоментно, а перед этим, с 90го года, в течение нескольких лет мы набирали долги. БОЛЬШИЕ.
Каким образом: Государство выпускало государство облигации, с высокой процентной ставкой, там по-моему доходило то ли до 120% годовых, то ли 150%. И по сути, поскольку денег в стране не было и производства не было, импорт и экспорт не был налажен, не имея возможности эти долги погасить, они выпускали новые облигации, под еще более высокую процентную ставку, с отстрочкой, условно, платежа. Что получалось? Получалось, чт

Про дефолт.

Сейчас очень многие говорят, что нашей стране грозит дефолт, как минимум технический, а следом и девальвация, и, возможно, деноминация.

Собственно, чтобы вас эти слова не пугали, давайте я расскажу что все это значит, и как это все переводится на простой, нормальный, человеческий язык.

Дефолт - это по сути, невозможность государства выплачивать свои долги.

Он у нас был в 98 году, когда в нашей стране не было денег, мы не смогли выплатить свои долги. Это случилось не одномоментно, а перед этим, с 90го года, в течение нескольких лет мы набирали долги. БОЛЬШИЕ.
Каким образом: Государство выпускало государство облигации, с высокой процентной ставкой, там по-моему доходило то ли до 120% годовых, то ли 150%. И по сути, поскольку денег в стране не было и производства не было, импорт и экспорт не был налажен, не имея возможности эти долги погасить, они выпускали новые облигации, под еще более высокую процентную ставку, с отстрочкой, условно, платежа.

Что получалось?

Получалось, что наше государство, условно, перекредитуется. То есть берет деньги в кредит для того, чтобы погасить другой кредит, то есть новыми кредитами они гасят старые. Именно поэтому и произошел дефолт - наше государство не смогло ничего выплатить.

Что сейчас происходит в нашей стране?

Сейчас в нашей стране есть фонд национального благосостояния, золотовалютные резервы, которые пусть и частично, заморожены в других странах, но они есть.

Это на самом деле беспрецедентная история, что какая-либо страна замораживает деньги или золото другой страны. То есть раньше США, Европа, Британия, выступала гарантом того, что никогда такого не произойдет. Но происходит то, что происходит.

Но внутри страны есть еще крупные компании, которые тоже получают выручку в валюте и меняют ее на рубли, есть налоговая база, люди продолжают платить налоги. Мы, наверняка, столкнемся с отсутствием высокой ликвидности, то есть высокого количества денег внутри экономики, внутри страны, но на сколько глубоко сейчас даже центробанк до конца не знает, насколько глубоко могут коснуться эти последствия, насколько у нас не хватает реальных рублей, или запасов для того, чтобы обеспечить ликвидность и оборот денег внутри страны. Последний рубеж, скажем так, будет - это печатание рублей, которыми можно будет наполнить экономику.

Здесь, касаемо дефолта получается такая ситуация.

Дефолт он бывает 2ух видов. Один - фактический, когда у страны, или компании, человека, банкротство по сути, нет денег платить за свои обязательства, и бывает технический дефолт - это когда деньги есть, а платеж не может быть проведен.

Почему он не может быть проведен?

Ну например, потому что у нас нет возможности отправлять валюту, у нас на уровне государства запрет стоит. Было распоряжение о том, чтобы предложить иностранным компаниям получить свои долги и купоны, то есть платежи по кредиту, в рублях. Но на самом деле, они могут на это не пойти, и это будет нормальная история, и тогда нас действительно  ждет технический дефолт, то есть чисто технически мы окажемся теми, кто не выполнил свои обязательства и вовремя не заплатил.

Что происходит в результате дефолта?

Если вы помните 98ой год, если вы его застали, то люди однажды проснулись и узнали что они нищие, потому что курс валюты взлетел просто до невозможности - раз, банки перестали выдавать деньги - два, и,  собственно, был дефицит продуктов и так далее, и так далее. Но это был дефолт, я напоминаю, потому что в стране не было денег. А у нас сейчас внутри страны деньги есть, и посмотрите, у нас уже произошла девальвация.

Что такое девальвация?

Это обесценивание национальной валюты, то есть рубля по отношению к другим валютам, не только к доллару, ко всем. Соответственно у нас уже эти последствия есть в виде того, что национальная валюта обесценилась.

Какие еще последствия?

Уходят инвесторы, компании, бизнес, потому что спрос падает, рентабельность падает, производство становится невыгодным, инвестировать не во что и тд..

Что мы видим сейчас?

Мы именно это и видим. На лондонской бирже наши бумаги сливали так, что в ноль сливали, за копейки продавали. Инвесторы уже ушли, по большому счету. Те инвесторы, которые застряли на московской или Санкт-петербургской бирже, нерезиденты, у них стоит запрет на продажу бумаг, они ничего не могут сейчас сделать. Московская биржа вообще не работала месяц.

Соответственно, о чем это говорит? О том, что инвесторы и бизнес уходят из страны, либо приостанавливают свою работу, ссылаясь на проблемы с логистикой.

Но среди моих клиентов есть человек, который работает в Хаяте, высокопоставленное лицо, и у них был брифинг с Брюсселем, на котором они искали возможность, как можно сохранить бизнес, при том давлении, которое оказывается в Европе, на то, чтобы бизнес свернули.

То есть неприкосновенность бизнеса в Европе точно такой же миф, как неприкосновенность бизнеса когда-то был у нас, что там нет никакого давления, что там очень либеральные власти, которые спокойно на это реагируют. Нет, бизнес уходит не по своей воле, сейчас, в большинстве своем, и, естественно, что люди, бизнесмены, стараются минимизировать эти потери, максимизировать во все возможные каналы связи. Вот Хаят, его не выгнали, ему не разрешили вкладываться, но не выгнали из страны, то есть не надавили, чтобы он ушел из страны.

Поэтому, по большому счету, мы уже имеем те последствия, в текущий момент, которые происходят при дефолте страны. Нас вычеркнули из международных рейтингов, из разных организаций, в том числе, спортивных, музыкальных, то есть, мы уже получили все последствия, фактически, которые могли бы получить при дефолте страны.

Если будет объявлен технический дефолт, либо начнется национализация российского имущества в других странах, либо у нас национализация их имущества, то естественно это тоже будет усугублять этот конфликт между странами и, конечно же, каждая страна будет искать все возможные источники, для того, чтобы максимально подпортить другой стране вложения, максимально доставить потери.

И, что получается, что по факту, мы уже живем в режиме, что видим последствия дефолта, по факту девальвация рубля уже произошла.

Теперь слово деноминация.

Это когда урезают нули. Будут ли урезать нули сейчас? Я думаю, что нет. Чтобы прошла деноминация, нужно чтобы валюта обесценилась, ну очень сильно, чтобы условно 100 руб превратились в рубль по покупательской способности.

Пока этого не произошло, и я надеюсь, что не произойдет, нужно что-то из ряда вон выходящее, чтобы так сильно все обесценить.

У нас свои газ, нефть, пшеница, леса, читая вода Байкала.

Свои курорты, свои горы, свое практически все, бытового уровня.

То есть, мы не умрем с голода или от холода, в случае тотального игнора всем миром нашей страны.

И пока у нас есть достаточно большая поддержка от китайской и азиатской стороны, от стран БРИКС.

На сколько это все зашито, все возможные последствия внутри бюджета, на сколько зашиты все возможные варианты развития событий нашими, теми, кто планировал и понимал, какие будут последствия у всех этих решений, которые были приняты в конце февраля, здесь очень трудно сказать.

Набиуллина сказала, что они были вообще не в курсе, поэтому каким-то там образом 300 млрд золотовалютных запасов оказались вообще не у нас, и это сейчас проблема для ликвидности, именно поэтому подняли резко ставку центробанка, именно поэтому привлекают вклады людей, чтобы не пропала ликвидность, пока они думают, что делать, ищут какие-то обходные маневры, возможности, чтобы минимизировать потери при таких вот раскладах.

Потому что, фактически, мы первые в мире, беспрецедентные чемпионы по тому, насколько много было введено против нас санкций и ограничений, и такие последствия не у одной страны не был.

Конечно, этот арест золотовалютных резервов, это такой звонок по всему миру, колокол прямо такой, арест имущества наших граждан за рубежом, нашего бизнеса, это прямо набат, о том, что нет «тихой гавани».

При этом у нас объявляют амнистию капиталов, никто не спросит откуда у вас деньги, где вы их получили, главное привезите их в страну, и пустите внутрь нашей экономики. И, возможно, эта мера получит такую действительно большую поддержку и даст возможность компенсировать те потери, которые сейчас произошли на фоне ареста наших золотовалютных резервов.

Резюмирую.

Я бы не боялась дефолта.

Не совсем все так, как нагнетают наши СМИ, но надо понимать, что просто даже при раскладе, реальном техническом дефолте нашей страны, внутри страны это не будет так же тяжело или сложно, как в 98ом году, потому что совершенно разные условия. И, возможно, что многие страны пойдут или инвесторы пойдут на то, чтобы получить выплаты в рублях.

Чего мы можем еще ожидать?

Мы можем еще ожидать падения валюты. Она уже падала практически в 2 раза, поэтому говорить о том, что она упадет еще в 2 раза, скорее всего уже нет. Возможно, будет высокая волатильность и на этом все остановится.

И, соответственно, при позитивных развитиях событий, при стабилизации, при том, что конфликт будет решаться мирными способами, все это пойдет обратно. Мы получим снижение по санкциям, может быть не все у нас снимут, но многие.

Скорее всего бизнесу дадут возможность вернуться, другой вопрос будет ли им куда возвращаться к этому моменту, вот, и скорее всего мы увидим стабилизацию нашей валюты, на уровнях нормальных для нашей страны.

То есть наш бюджет закладывался из средневзвешенного курса 72, поэтому условно курс 80-90 даст возможность нашему бюджету получить доп доход и при этом не так сильно вызвать волнение среди населения. Вполне может быть такой сценарий. Это позитивный вариант развития событий. Негативный - мы еще можем увидеть падение национальной валюты еще процентов на 30 примерно. Но врядли мы повторим 98 год.

Так что, как-то так.