Найти тему

Лекция «Предвестник романтизма». Английский художник Томас Гейнсборо

Первая лекция цикла «Души неистовый порыв…» рассматривает жизнь и творчество предвестника и вдохновителя этой эпохи – английского художника Томаса Гейнсборо. Он жил и творил задолго до эпохи романтизма, выработанный им живописный язык тесно связывает автора с эпохой рококо. Но эмоционально, страстной любовью к природе, пристальным вниманием к переживаниям и чувствам своих героев, мастер предвосхитил эпоху романтизма.

 Томас Гейнсборо. Дама в голубом (портрет герцогини де Бофор). 1780г.
Томас Гейнсборо. Дама в голубом (портрет герцогини де Бофор). 1780г.

Художественный стиль Гейнсборо представляет собой квинтэссенцию одновременно роскоши, легкости, исторической точности, природной живости и даже музыкальности.

Ярким достижением молодого Гейнсборо стали детские портреты, может быть, лучшие среди детских портретов XVIII века. Особенно убедителен портрет дочерей художника, бегущих за бабочкой, где Гейнсборо мастерски показал индивидуальность каждой девочки, раскрыл внутреннее существо каждой из них. Другой портрет, так любимый зрителями, – «Голубой мальчик» – портрет обыкновенного подростка, выполненный в стиле Ван Дейка и демонстрирующий силу характера, убедительность, свойственные представителю высшей аристократии.

Томас Гейнсборо. Голубой мальчик. 1770.
Томас Гейнсборо. Голубой мальчик. 1770.

Любовь к пейзажному жанру, непопулярному в XVIII веке, когда большинство заказов сводились к семейным и индивидуальным портретам, привела художника к созданию нового типа портрета, вписанного в пейзаж. Сумев соединить заказной портрет с пейзажным фоном, Гейнсборо внес большой вклад в развитие пейзажного жанра, его работы можно назвать вехой на пути к романтическому и реалистическому пейзажу.

Томас Гейнсборо «Утренняя прогулка» 1785 год
Томас Гейнсборо «Утренняя прогулка» 1785 год

Ранние пейзажи Гейнсборо выдержаны в светлых серебристых тонах, позже они становятся теплее, менее прозрачными, с красноватыми или оранжевыми оттенками на первом плане и в траве, розовыми в облаках. В этих работах усиливается обобщённость трактовки почвы, песчаных берегов, срубленных деревьев. В поздних пейзажах манера мастера становится более свободной, порой почти эскизной. Образы природы приобретают внутреннюю взволнованность, они сотканы из мазков разной плотности и формы: сине-голубоватых, зеленоватых, серебристых тонов, то сгущенных, то оставляющих видным грунт. Живописная техника Гейнсборо виртуозно передаёт сырой воздух, в котором растворяются густые кроны деревьев, очертания холмов и строений.

Томас Гейнсборо. Прибрежный пейзаж с пастухом и его стадом. 1784
Томас Гейнсборо. Прибрежный пейзаж с пастухом и его стадом. 1784

Интересен и метод работы Гейнсборо над портретами. Обычно он начинал сразу писать их красками на холсте, не делая предварительных эскизов. Часто он использовал кисти с длинными рукоятками – это позволяло ему, находясь на одинаковом расстоянии от модели и от холста, сохранить и перенести на полотно целостное восприятие образа, что формирует у зрителя ощущение непринужденности героев его картин. Этот эффект усиливается за счет смелого распределения световых пятен: игра света на картинах Гейнсборо создает ощущение мимолетного, ускользающего на наших глазах мгновения. Такой прием через два столетия будут активно использовать и развивать в своих работах художники-импрессионисты.

Томас Гейнсборо. Дочери художника, бегущие за бабочкой. 1756
Томас Гейнсборо. Дочери художника, бегущие за бабочкой. 1756

Лектор – заведующая научно-просветительским отделом музея Гордеева Лариса Владимировна.

9 апреля, в субботу, в 15.00 в Ростовском областном музее изобразительных искусств (пр. Чехова, 60) открывается новый цикл лекций «Души неистовый порыв…», посвященный эпохе романтизма в живописи.

г. Ростов-на-Дону, пр.Чехова, 60. Тел. 201-39-82, 266-45-14

Сайт музея romii.ru

#история искусств #музей #искусство #пейзаж #культура #art #живопись #творчество #художник #лекции