После Октябрьской революции автомобильная промышленность Советского Союза оказалась в затруднительном положении: средств мало, а потребности огромные, поэтому развивалась она порой не очень правильно.
Была поставлена задача создания автомобилей высокой проходимости. Однако готовых конструктивных решений не было. Зачастую решения приходилось придумывать на ходу.
Одним из направлений выбрали создание армейских полугусеничных автомобилей высокой проходимости. Однако это направление развития советских вездеходов, видимо, оказалось ошибочным и превратилось в препятствие для формирования эффективного автопарка Красной армии, и в военные годы армия оказалась без нужных внедорожных тягачей и автомобилей.
Работами по конструированию полугусеничной техники постепенно стал заниматься Научный автотракторный институт (НАТИ).
НАТИ-2 считается первым советским полугусеничным автомобилем -- основоположником всего последовавшего за ним семейства. Его построили на базе Ford-AA советской сборки с передними двускатными колесами. В движителе резинокордные гусеницы приводились передними и задними ведущими фрикционными колесами с цепным приводом от заднего моста.
Позднее на горьковских автомобилях ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ появились модернизированные движители «Кегресс» и лыжи на передних колесах. Они оказалась тяжелыми и громоздкими.
На базе автомобиля ГАЗ-АА в 1932 г были построены опытные полугусеничные автомобили НАТИ-2 с резинометаллическими гусеницами. Автомобили показали высокую по тому времени проходимость в барханах пустыни Каракумы.
Усовершенствовав конструкцию автомобиля ГАЗ-АА, приступили к выпуску автомобиля НАТИ-3, а затем в 1938 г. – к выпуску полугусеничного автомобиля ГАЗ-60.
Полугусеничный автомобиль НАТИ-3
Полугусеничный автомобиль НАТИ-3 опытный полугусеничный автомобиль с резинометаллическими гусеницами с приводом от стандартного моста. Испытывался в различных условиях в 1934—1936 гг.
В последующем полугусеничные автомобили разрабатывали и строили на базе ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ. Часто им присваивали индекс В (вездеход),
В 1934 г. после многочисленных испытаний гражданских вездеходов НАТИ-3 появился опытный военный автомобиль НАТИ-В-3 с двигателем мощностью 50 л.с. с движителями с резинокордными гусеничными лентами и четырьмя двускатными фрикционными колесами. Приводились они от заднего моста цепными передачами. На передние колеса монтировали одно- или двускатные колеса или лыжи.
Полугусеничный автомобиль ГАЗ-60
Грузоподъемность 1,3 т, двигатель четырехцилиндровый рабочим объемом 3280 куб. см, мощностью 36,8 кВт (50 л. с.) при 2800 об/мин, максимальная скорость 35 км/ч, расход топлива 57 л на 100 км.
Каждая гусеница у него качалась относительно картера заднего моста, а крутящий момент от полуосей к гусеницам передавался цепной передачей.
Можно сказать, что вся история полугусеничных автомобилей заключалась в сплошных испытаниях и закончилась по сути дела отказом от такой конструкции. Конструкция оказалась тяжелой, громоздкой, не очень надежной, требовала много внимания и опыта в эксплуатации. Например, при движении по фронтовым дорогам иногда требовалось достаточно навыков, чтобы просто повернуть в сторону, т.к. гусеницы толкают автомобиль вперед, а повернутые передние колеса не обеспечивают управление автомобиля.
Но пользу стране полугусеничные автомобили принесли огромную. Они использовались в самых тяжелых условиях, которые были не по силам обычным автомобилям. Они использовались как артиллерийские тягачи, для буксировки и доставки тяжелой техники и людей.
Борис Пустовалов
Теги
Автомобиль ГАЗ-60
#Автомобиль НАТИ-2
#Автомобиль НАТИ-3