Найти тему
Литература о жизни

"Матренин двор" Солженицына: а был ли праведник? Рабская писхология. Часть 3.

Оглавление

Сегодня заканчиваю рассматривать все случаи, в которых для меня наиболее ясно проявляется, что Матрена не тянет на роль праведницы.

Часть 1 - беспорядок в быту

Часть 2 - проблема с границами

Рабская психология

Это то самое, что надо из себя выдавливать по капле, по завету Чехова. Так вот, в Матрене эта рабская психология очень сильно проявлена. Когда жена председателя желает подбить старую крестьянку на бесплатный тяжелый труд, то она делает это по-хамски, как с рабыней:

Она входила в избу и, не здороваясь, строго смотрела на Матрёну. Матрёна мешалась. (...)
– Ну что ж, – тянула она. – Я больна, конечно. И к делу вашему теперь не присоединёна. – И тут же спешно исправлялась: – Кому часу приходить-то?

Героиня не имеет духа здесь проявить свою волю, так кто виноват? Она сама соглашается, ведь заставить силой ее не могут. Но она идет на бесплатную работу по своей воле, потому что привыкла быть рабыней. И она сама выбирает ею оставаться, потому что это как-то... привычнее. Это проблема очень многих людей - выбирать в своем поведении не разум, волю и ответственность, а автоматическую привычку. Солженицын здесь все изображает так, как будто Матрена - невинная жертва, а жена председателя - невоспитанная сволочь. Но на самом деле если бы Матрена сама вела себя иначе, то никто бы так по-хамски не поступал с ней. Обе стороны ответственны за то, что с ними происходит, и играют роли, которые они сами согласны играть, которые им привычнее.

В то время как праведность, в моем понимании, это высочайший уровень личной осознанности и способности к самопреодолению. Человек же, который просто не умеет за себя постоять, тот не только не праведник, но не освоил даже азов внутренней работы над собой, поэтому о праведности как высшей степени самоуправления там говорить еще слишком рано.

Неумение отстоять свое имущество: отданная при жизни часть своего дома

Горница - это была часть дома Матрены, стоявшая под общей крышей с ее избой. Горницу и избу разделяла лишь перегородка стены.

Горницу женщина берегла чистой и нетронутой для своей любимой воспитанницы Киры - дочери своего деверя Фаддея, а сама жила в просторной избе с печью.

Матрена завещала горницу Кире после смерти. Несмотря на это, отец Киры, Фаддей, начинает требовать, чтобы женщина отдала горницу уже при жизни. Потому что получить жилье стало срочно нужно Кире по определенным вполне объективным обстоятельствам. Но если бы у Матрены был характер, то никто бы не посмел так на нее давить.

"Но те, кто настаивал, знали, что её дом можно сломать и при жизни", -

Видимо, для рассказчика безропотное отдавание всего и вся - это один из признаков праведности. Но на самом деле героиня просто не умеет ценить должным образом ни свое добро, ни саму себя, ни свою собственную жизнь.

Потому что отдать горницу можно только сломав общую крышу дома и у героини это явно ассоциируется с концом ее жизни:

Не спала Матрёна две ночи. Нелегко ей было решиться. Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда. И горница эта всё равно была завещана Кире. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. Даже мне, постояльцу, было больно, что начнут отрывать доски и выворачивать брёвна дома. А для Матрёны было это – конец её жизни всей.

Нет, бывают случаи, когда человек жертвует жизнью ради действительно благородных целей - подвиг при защите Отечества, например. Тогда это праведно. Но Матреной собственная жизнь вообще не воспринимается как ценность (а это грех !) и потому кидается под ноги свиньям, образно говоря. А это уже преступление пред мирозданием. Ведь злые неблагодарные люди не заслуживают таких жертв. И это не делать благо - жертвовать для них последним, потому что это попустительство к тому, чтобы эти люди брали на себя тяжкий грех - обижать человека немощного и безответного.

Забирая горницу, ее свояченики ни капли не заботятся хотя бы заделать получившиеся дыры и щели в избу Матрены, которую и без того сильно продувает зимой. Тем самым эти люди показывают полное отсутствие признательности к женщине и абсолютное равнодушие к ней. И самое жуткое во всем этом - они как бы дают ей понять, что ее жизнь не ценна для них, ее личность как будто не существует. Как она дальше будет жить, им все равно:

В стенке они покинули щели, и всё показывало, что ломатели – не строители и не предполагают, чтобы Матрёне ещё долго пришлось здесь жить.

Перевоз горницы и гибель Матрены - кульминация рассказа

Итак, Матрена сама не ценит свою жизнь. Кстати, она и коня на скаку останавливала во многом по этой причине. И вот так же она кидается помогать мужикам тащить застрявшие на переезде сани. Хотя недавно еще жаловалась, что болеет. Было бы естественнее себя поберечь.

... и туда же, меж трактором и санями, понесло и Матрёну. Что она там подсобить могла мужикам? Вечно она в мужичьи дела мешалась. И конь когда-то её чуть в озеро не сшиб, под прорубь. И зачем на переезд проклятый пошла? – отдала горницу, и весь её долг, рассчиталась…

Вывод

Итак, по Солженицыну, Матрена есть праведник, в основном потому, что героиня не способна к нормальной жизненной борьбе за саму себя:

... грехов у неё было меньше, чем у её колченогой кошки. Та – мышей душила…

И даже та деталь, что Матрена не держала свиней, для рассказчика это признак ее духовности. Хотя на самом деле это просто признак бедности, ведь свинью надо много и хорошо кормить.

Резюмируем. Для рассказчика грех - это проявлять здоровую агрессию по отношению к тем, кто этого заслуживает. Грех - интересоваться вещами и деньгами, хотя бы минимально, и делать все от себя зависящее, чтобы наша жизнь протекала благоприятно: "вкусно" и красиво. Грех, получается, - проявлять интерес к собственному благоустройству. Все это греховное, пустое, бездушное какое-то. Это очень сильно явствует из рассказа.

Но ведь кто не способен проявить, там где надо, определенную выдержанную агрессию и отстоять свои границы, кто не проявляет умственных и волевых усилий для своего благосостояния и благополучия в этом мире, - тот совершает грех по отношению к себе, а значит, и к миру.

Ведь мы все в мире взаимосвязаны. Матрена - как клетка в теле, которая убивает сама себя и разрушается, расплывается, тем самым причиняя урон всему телу (духовному состоянию всех окружающих ее людей, ибо все они деградируют еще больше, видя безнаказанность).

По автору, праведность - это ходить в грязной и некрасивой одежде как Матрена, совершенно забить также на чистоту и обиход своего жилища, быть не способной думать о своем благосостоянии, и вообще не думать о себе никогда и не заботиться о себе самой ни в коем случае. Отдать последнее, даже если это доставит тебе самому большой урон и огорчение. Именно так отдает Матрена при жизни свою горницу, не решившись сказать нет наглым и неуместным просьбам своего жадного деверя Фаддея.

Но нет, это не праведность. Это, к сожалению, некая ущербность и неправильность воспитания, которая обязательно обрекает человека на самые горькие переживания в итоге. И эта безответность и беззащитность не делает окружающих людей и общество лучше, в отличие от настоящей праведности, а она их портит и развращает. Что, кстати, и показано на самом деле в рассказе.

Часть 1 - беспорядок в быту

Часть 2 - проблема с границами