Его творчество не было попсой. Он снимал для думающих и понимающих людей, но даже они порой не могли сразу постичь глубокий смысл его творений. Режиссёр не для всех, но наше всё. Андрею Тарковскому исполнилось бы сегодня 90 лет, и "Жизнь" решила рассказать о главных творения автора.
"Иваново детство" (1962)
Картина была снята в 1962 году по мотивам повести Владимира Богомолова «Иван». И нет, история рассказывает не о беззаботном детстве обычного мальчика, а о том, как ребёнок потерял на войне родителей и стал разведчиком в тылу врага. Он мечтал отомстить фашистам за смерть близких и только во снах возвращался в беззаботное довоенное время. Такое себе детство...
По словам Тарковского, он хотел передать всю противоестественность войны и выбрал для этого самую животрепещущую тему - детство, так как оно «больше всего контрастирует с войной».
О войне Тарковский знал не понаслышке. Когда началась война, Андрею Арсеньевичу было десять лет.
- Это было тяжёлое время, - вспоминал Тарковский. - Мне всегда не хватало отца. Когда отец ушёл из нашей семьи, мне было три года. Жизнь была необычно трудной во всех смыслах. И всё-таки я много получил в жизни. Всем лучшим, что я имею в жизни, тем, что я стал режиссёром, - всем этим я обязан матери.
Мария Ивановна действительно очень много дала сыну. С её подачи он рисовал и занимался музыкой, а вот в школе не слишком блистал.
Фильм "Иваново детство" принёс Тарковскому всемирную славу и был удостоен «Золотого льва» на 23-м Международном кинофестивале в Венеции. Главную роль в картине сыграл 16-летний Николай Бурляев...
"Андрей Рублёв" (1966)
Философская кинодрама посвящена выдающемуся иконописцу Андрею Рублёву и охватывает четверть века. Сама лента включает в себя восемь новелл...
Чтобы добиться необходимого правдоподобия, Тарковский потребовал от актёра, исполнявшего главную роль в фильме, замолчать аж на четыре месяца. Ведь Андрей Рублёв взял обет молчания, чтобы искупить страшный грех - убийство человека. Выполнить такую просьбу Анатолию Солоницыну было очень непросто, но он ее выполнил. И зрители поверили... Ведь голос Солоницына во время съёмок эпизода снятия обета молчания был осипшим.
А вот критики налетели на фильм... Мол, слишком мрачно и излишне натурально. Кто-то заявил, что картина отличается «антиисторичностью», антипатриотичностью, а кто-то пожурил режиссёра за «жестокое обращение с животными». В общем, несколько лет картина пролежала «на полке». Широкая премьера восстановленного фильма состоялась только в 1987 году. Позже картина была признана одной из главных работ Тарковского.
- Я поражался неиссякаемому запасу физических и душевных сил у него, на площадке он был всегда собран, энергичен, ничего не упускал из виду. В нём был столь мощный заряд внутренней энергии, такая самозабвенная одержимость творчеством, что это не могло не заражать, не увлекать за собою работавших вместе с ним, под его началом людей, - так отозвался о режиссёре редактор фильма Лазарь Лазарев.
"Солярис" (1972 год)
Фантастическая картина 1972 года по одноименному роману Станислава Лема об этических проблемах человечества, рассматриваемых через призму контактов с внеземным разумом, стала настоящей сенсацией в мире кино. Более того, по результатам опросов картина вошла в число величайших научно-фантастических фильмов в истории мирового кинематографа. Но это все восторги! Теперь ближе к сути.
Действие фильма разворачивается в будущем, в котором человечество освоило межзвёздные полёты. Ученые, изучающие далёкую планету Солярис, зашли в тупик в своей работе, и специалисты на Земле уже не хотели тратиться на её исследование. Кроме того, на Солярисе происходили странные вещи, которые давали повод предполагать, что странная планета, покрытая океаном, обладает разумом.
Психолог Крис Кельвин вылетел на полузаброшенную станцию "Солярис", чтобы разобраться в ситуации на месте и столкнулся с "гостем". Океан материализовал образ жены Криса, Хари, за 10 лет до этого наложившей на себя руки после семейной ссоры... Ученые же Снаут, Сарториус и Гибарян уже измучены такими визитёрами - материальными воплощениями их самых страшных и постыдных воспоминаний.
Главные роли к картине исполнили Донатас Банионис и Наталья Бондарчук. Тарковский до последнего не говорил актёрам, чем закончится история, чтобы они сохранили в глазах некоторую растерянность и страх перед будущем, и ему удалось добиться нужного эффекта.
- Главный смысл фильма я вижу в его нравственной проблематике. Проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным. Сделав шаг на новую ступень познания, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступень. Я хотел доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает всё наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например, таких, как проникновение в космос, изучение объективного мира и так далее, - так рассказывал о смысле своей картины Тарковский.
"Зеркало" (1974 год)
Андрей Тарковский не снимал много и часто, но каждая его работа становилось событием. То же самое произошло и с лентой "Зеркало". Это автобиографическая кинодрама, главным героем которой стал умирающий поэт Алексей. В картине он показан ребёнком, подростком, а вот в зрелости слышен лишь его голос, в кадре же он и вовсе отсутствует. Однако все события представлены с его точки зрения.
Удивительно, но повествование лишено условного сюжета и разворачивается исключительно вокруг воспоминаний и снов героя, которые переплетаются с архивными кадрами событий. Нелинейное повествование сопровождается закадровым чтением стихотворений отца Андрея Тарковского - Арсения Тарковского. Мать же режиссёра, Мария Вишнякова, исполняет роль постаревшей Марии - матери главного героя. Актриса Маргарита Терехова играет мать героя в молодости.
Идея фильма возникла после съёмок картины «Андрей Рублёв». Андрей Тарковский прогуливался с драматургом Александром Мишариным вдоль Измайловских прудов, и они беседовали. В какой-то момент речь зашла о современной истории, в которой нашли бы своё отражение реалии советской действительности. И эта история во многом совпадала с реальной жизнью самого Тарковского, у которого были непростые отношения с родителями. Сюжет ленты рождался из воспоминаний Тарковского, из рассказанных кем-то историй, из обсуждений литературных произведений. При этом Тарковский утверждал, что фильм не о нем.
- В "Зеркале" мне хотелось рассказать не о себе, а о своих чувствах, связанных с близкими людьми, о моих взаимоотношениях с ними, о вечной жалости к ним и невосполнимом чувстве долга, - рассказал режиссёр.
К слову, изначально картина называлась "Белый, белый день", но на съемках одного из последних эпизодов Тарковский предложил новое название - "Зеркало".
"Сталкер" (1979)
"Сталкер" - одна из самых известных, наверное, работ в творчестве режиссёра. Фильм-притча был снят на киностудии "Мосфильм" по сценарию братьев Стругацких, написанному по мотивам их же повести «Пикник на обочине». Примечательно, что съемки ленты длились три года и на пути у создателей картины было много проблем.
Действие фильма разворачивается в вымышленном времени и пространстве, а у героев нет имён - только прозвища. В центре истории недавно вышедший из тюрьмы человек, которого все называют Сталкер. К слову, роль главного героя исполнил Александр Кайдановский.
Сталкер живёт бедно с женой и больной дочерью, а на жизнь зарабатывает тем, что организовывает нелегальные экспедиции в некую Зону. По словам Сталкера, Зона - это место, где приблизительно за 20 лет до начала действия картины было зарегистрировано падение метеорита.
Новой повестью братьев Стругацких Тарковский заинтересовался во время работы над фильмом "Зеркало". Свои мысли он записал в дневнике, а спустя год обратился к Стругацким с просьбой экранизировать их произведение. Сценарий фильма переделывали бесконечное число раз, однако писатели с пониманием отнеслись к Тарковскому.
- Нам посчастливилось работать с гением, - сказали мы тогда друг другу, - поделился впечатлениями Борис Стругацкий. - Это значит, что нам следует приложить все свои силы и способности к тому, чтобы создать сценарий, который бы по возможности исчерпывающе удовлетворил нашего гения.
Фильм стал последней работой режиссёра, снятой в СССР. Премьера картины состоялась 19 мая 1980 года, а через шесть лет Тарковского не стало. 13 декабря 1985 года врачи диагностировали у него рак лёгких. После этого он прожил чуть больше года - сердце гения остановилось 29 декабря 1986 года в Париже. Он так и не вернулся домой...
Автор: Оксана Шмидт (umkau@mail.ru)