Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

5 ошибок, из-за которых люди верят в религию и астрологию

Оглавление

Многие люди являются приверженцами религий и астрологических учений. С чем связана их вера? Оказывается, что важной причиной такой веры является феномен когнитивных искажений.

Когнитивные искажения - это систематические отклонения в поведении, восприятии и мышлении, для которых характерны сбои в обработке информации.

В этой статье я расскажу о пяти когнитивных искажениях, которые способствуют укреплению религиозных и эзотерических идей.

1. Эффект Джин Диксон

Джин Диксон была американским астрологом-экстрасенсом. Она предсказала избрание и смерть Джона Кеннеди. Затем предсказала президентство Ричарда Никсона. Также предсказала смерть Мартина Лютера Кинга и Мэрилин Монро.

Она лично консультировала президентов Никсона и Рональда Рейгана. За ней следили миллионы американцев. Свой дар Диксон объясняла вмешательством Бога, который нашептывал ей сведения о будущем. Убедительно, не правда ли?

Американский профессор математики Джон Аллен Паулос решил проанализировать предсказания Диксон и пришел к интересному заключению: многие предсказания Диксон оказались ошибочными. Она ошиблась, что в 1958 году будет третья мировая, приписала СССР первую высадку человека на Луну. Ошибок в ее предсказаниях оказалось больше, чем удачных предсказаний.

Исходя из этого Паулос сформировал "Эффект Джин Диксон", который заключается в том, что последователи имеют привычку верить в отдельно взятые успешные предсказания, игнорируя ошибочные.

Джин Диксон.
Джин Диксон.

2. Апофения

Возможно, самое популярное когнитивное искажение, которое часто происходит у верующих.. Апофения происходит в ситуации, когда человек видит важные связи в бессмысленных или случайных данных.

Люди могут увидеть ангелов над храмами, хотя это может быть просто дым или облака. Они видят лик Богородицы в луже или на корке подгоревшего хлеба.

Апофения - это нормальный процесс человеческого восприятия. Все зависит от того, как мы относимся к интерпретируемым фактам. Мы может увидеть в облаках образы животных. Но когда кто-то видит в луже образ Богородицы и начинает приносить ей цветы, потому что верит в реальность образа, то это патология.

-2

К видам апофении относятся парейдолия (иллюзия, при которой люди видят лица в неодушевленных предметах) и гиперсемиотизация (иллюзия, при которой люди видят несуществующие знаки).

3. Иллюзорная корреляция

Похожий на апофению феномен, но имеющий событийный характер. Иллюзорная корреляция - это искажение, при котором человек воспринимает взаимосвязи между событиями, людьми и поведением, даже если этой взаимосвязи нет.

Примерами иллюзорной корреляции являются поверья, суеверия. Черная кошка перешла дорогу и после случилось несчастье - причина в черной кошке. Уронил ложку и после пришел гость - причина в ложке. В религиях корреляция проявляется в более значимых для людей событиях. Если произошло что-то плохое, значит это наказание за грехи. Что-то хорошее - поощрение от Бога.

-3

4. Самоисполняющиеся пророчества

Некоторые пророчества исполняются не потому, что они являются предсказанием будущего. Иногда дело в программировании поведения. Предсказание может косвенно влиять на поведение человека, и в итоге оно свершается, потому что человек следовал этому предсказанию.

Эффект работает с предсказаниями астрологов и прочих прорицателей. Когда человек искренне слушает колдуна или мага, то он пытается соотносить все пророчества со своей жизнью. Маг программирует пациента на определенную форму поведения, дает установку на исполнение пророчества. Поэтому, чтобы пророчества не исполнялись, то их лучше не слушать.

-4

5. Эффект Форера-Барнума

Еще один эффект, объясняющий успешность хиромантии, астрологии и прочих эзотерических практик.

Психолог Бертрам Форер провел эксперимент над своими студентами. Он раздал им карточки с личностным описанием студентов (где было много лестных слов) и попросил их оценить, насколько они соответствуют правде. Итог был примерно один: почти все ответили, что текст почти полностью соответствует их описанию. Дело в том, что Форер взял текст из астрологической колонки.

Астрологические гороскопы передают наиболее общие события и эпитеты для потребителей, поэтому эффект срабатывает и люди верят в истинность гороскопов.