Современному зрителю часто показывают увлекательные кинокартины о многоходовых операциях, осуществленных агентами Абвера или СД в советском тылу.
Один из замечательных сериалов, с интересным сюжетом и хорошо подобранными артистами, рассказывает о почти удавшемся покушении на Сталина, в ноябре 41-го.
В фильме все выглядит правдоподобно и убедительно, за исключением одной детали – эта история выдумана от начала до конца.
В реальности зафиксирован только один случай, когда немецкое командование снарядило диверсанта, из числа бывших военнопленных, поручив ему убить Сталина.
Только вместо Мартина Хесса, с многочисленной командой, в советский тыл послали Петра Таврина, в сопровождении молодой жены, исполняющей роль радистки.
Можно уверенно предположить, что лазутчик даже не попытался бы реализовать «акцию возмездия», но его разоблачили еще на дальних подступах к Москве.
Поводом для подозрений послужили документы прикрытия офицера СМЕРШ (безукоризненные по своему исполнению, за исключением нержавеющих скрепок), вкупе со звездой Героя, тогда как любой контрразведчик знал, что этой высокой награды удостоен только один сотрудник ведомства.
Схожий по несуразности случай произошел в феврале 1944 года, когда группа, состоящая из белоэмигрантов и перебежчиков, получила задание парализовать работу ряда оборонных предприятий в Челябинске. Проблемы начались еще на подлете к месту выброски, так как пилоты то ли сбились с курса, то ли поняли, что им не хватит топлива на обратный путь.
В результате десантирование произошло в трехстах километрах от заданного квадрата, а сильный ветер раскидал парашютистов друг от друга на солидное расстояние.
То же самое произошло с мешками, наполненными провизией, оружием, взрывчаткой и боеприпасами.
В отдельных баулах хранились сани, лыжи, запасные пары валенок и тулупы. Все это можно было бы собрать на площади 5-6 квадратных километров, в течение светового дня, если бы все члены группы удачно приземлились и сумели быстро найти друг друга.
Но этого не произошло.
Первый парашютист завис на дереве и умер от удушья, запутавшись в стропах.
Вторая жертва недостаточной парашютно-десантной подготовки сломал при приземлении обе ноги, после чего пытался отравиться ударной дозой медицинского спирта.
Потерпев неудачу, он застрелился, оставив предсмертную записку: «Пусть сгинет коммунизм. В моей смерти прошу никого не винить».
Не повезло также и третьему диверсанту – при падении, он умудрился повредить не только ноги, но и рацию.
Когда обездвиженное тело почти полностью замерзло, ему хватило сил только для того, чтобы пустить пулю в висок.
Последним человеком, погибшим той ночью, на маленьком участке тайги, был второй радист, тоже отморозивший обе конечности.
Он сам попросил подельников избавить его от мучений, когда те его нашли.
Оставшиеся без связи трое диверсантов (вторая рация не была рассчитана на лютые морозы) питались мясом своих погибших товарищей, пока не отыскали ящики с провиантом.
Отсидевшись в тайге до начала июня, они вышли к населенному пункту, где, не сумев купить еду, сдались властям. Учитывая чистосердечное признание и явку с повинной, все трое получили тюремные срока 15, 10 и 8 лет.
Примечательно, что даже на третий год войны, немцы постоянно совершали одну и ту же ошибку – скрепки на всех документах были никелированы, хотя о том, что они должны быть ржавыми, давно уже знал каждый боец Красной армии.
Сапоги тоже были подбиты гвоздями с квадратной шляпкой, вместо круглой.
Наиболее объективную оценку диверсионной войне на Восточном фронте дал Вальтер Шелленберг: «Нам приходилось ограничиваться мелкими операциями, проводимыми отдельными группами: взрывами наземных трансформаторов и высоковольтных мачт. Но все это были булавочные уколы, которые почти не отражались на боеспособности русской армии».
Немецкая армия была серьезным противником, прежде всего благодаря железной дисциплине и офицерам, которых не коснулись репрессии, как это произошло в СССР.
Однако, в плане диверсионной подготовки, германская разведка не смогла вырастить ни одного специалиста, даже отдаленно напоминающего, например, Николая Кузнецова и многих других героев той войны.
ПОСТАВЬТЕ "ЛАЙК", ЧТОБЫ УВЕЛИЧИТЬ ОХВАТ СТАТЬИ. ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ, ЕСЛИ ПОНРАВИЛАСЬ ПУБЛИКАЦИЯ.
Ветеран тыловой службы, прослывший диверсантом №1 третьего рейха
Лимузины и спорткары - от покупки до аренды за государственный счет
Уотергейт по-советски. Судьба генерала Питовранова.