Аналитики говорят, что мусульмане все чаще изображаются как угроза французскому обществу во время президентства Эммануэля Макрона.
Вопрос об исламе долгое время был занозой в боку французского истеблишмента. Поскольку Франция находится на пороге президентских выборов, крайне правые взгляды проникли в общественный дискурс о мусульманском сообществе, иммиграции и безопасности.
По мнению Анассе Казиба, ряд мер и законов страны, принятых в последние десятилетия, были направлены на то, чтобы ограничить мусульманский образ жизни под видом борьбы с «терроризмом» и «исламизмом».
35-летний железнодорожник-марксист и сын марокканских иммигрантов баллотировался в качестве крайне левого кандидата в первом туре президентских выборов во Франции 10 апреля и сказал, что реакция истеблишмента на его кандидатуру была основана на страхе и враждебности.
«Когда я баллотировался на выборах, там были следы исламофобии и реакционной политики», — сказал он. «В Париже были плакаты с моим лицом и надписью «0% француз, 100% исламист. Когда ты политический активист, ты не имеешь права быть мусульманином или даже арабом».
В отличие от других кандидатов, основные средства массовой информации не предоставили Казибу эфирного времени для проведения предвыборной кампании, что, по его словам, свидетельствует о том, что его политическое послание нарушает систему.
«Я думаю, что они испугались нас, того, что мы представляем, радикальных идей, которые мы несем, и не позволили моей кандидатуре существовать», — сказал он. Казиб сказал, что баллотировался от имени молодежи, рабочего класса и людей, которые не чувствуют себя представленными на этих выборах.
«Это выходит за рамки эфирного времени; они отрицали наше существование», — продолжил он. «Когда твое имя что-то вроде «Анассе Казиб», это еще хуже. На карту поставлены исламофобские и ксенофобские предубеждения».
Хотя он гордится тем, что является потомком иммигрантов, а также рабочим и родом из рабочего района, он не скупился на слова, когда его спросили, какое место мусульмане занимают во французском обществе.
«Французская идентичность не включает в себя мусульманскую общину», — сказал он. «Они никогда не уважали нас как французов. Они хотят решить, насколько мы французы».
Стигматизация мусульманского сообщества
По словам Жюльена Тальпена, исследователя в области политологии Национального центра научных исследований (CNRS), первый срок президента Эммануэля Макрона был «мрачным» для французских мусульман — особенно знаменательным является принятие закона о сепаратизме летом 2021 года.
Хотя правительство утверждает, что его закон направлен на укрепление светской системы Франции, критики говорят, что он несправедливо выделяет мусульманскую общину и ограничивает свободу вероисповедания.
«В ходе дебатов в Национальной ассамблее мы ясно увидели, что целью является мусульманская община», — сказал он. «Есть идея, что в обществе существует массовая проблема сепаратизма и коммунитаризма, с которой Франция должна бороться с помощью законов».
Закон был впервые принят после ужасного убийства Сэмюэля Пати, учителя, который был обезглавлен 18-летним беженцем-мусульманином после того, как показал своим ученикам карикатуры Charlie Hebdo, изображающие пророка Мухаммеда.
Последствия для мусульманского сообщества были особенно пагубными, сказал Тальпен. Помимо принудительного закрытия десятков мечетей, была закрыта организация «Коллектив против исламофобии во Франции» (CCIF) и распущено несколько мусульманских благотворительных организаций.
«В риторике, которую мы слышим после каждого крупного теракта во Франции, есть явное несоответствие — это необходимость для ислама организоваться, объединиться вокруг одного голоса», — пояснил он.
В этой попытке создать «ислам во Франции» — версию ислама, которая соответствовала бы французской идентичности, — нет ничего нового.
«В то же время, когда мусульмане пытаются организоваться коллективно и не идут по стопам правительства, это выглядит подозрительно», — сказал он. «Это одно из самых больших последствий президентского срока Макрона — рост стигматизации ислама и его сообщества во Франции».
«Утечка мозгов»
По оценкам, во Франции проживает 5,7 миллиона французских мусульман, что является самым большим мусульманским населением в Западной Европе.
Но, по мнению ученых-исследователей, дискриминация, расовое насилие и реакционная политика в отношении общества побудили многих из них, особенно высокообразованных, эмигрировать из Франции в поисках лучших возможностей для работы и большей свободы.
Оливье Эстевес, профессор британских исследований в Университете Лилля и исследователь, который провел интервью со 148 французскими мусульманами, живущими за границей, сказал, что возникающая в результате «утечка мозгов» является чем-то «типично французским».
«Конечно, исламофобия затрагивает большинство западных демократий, но это вопрос масштаба, насколько сильна враждебность по отношению к мусульманам», — сказал он. «Во Франции это выходит далеко за рамки других стран».
Согласно исследованию, основными направлениями для этих эмигрантов являются Великобритания, Объединенные Арабские Эмираты, Канада, Марокко и Алжир.
В более широком опросе, в котором приняли участие 1074 респондента, по крайней мере 69% опрошенных заявили, что дискриминация и расизм были факторами, побудившими их покинуть Францию, 63% заявили, что уехали, чтобы более мирно жить в соответствии со своей религией, а 40,5% сослались на работу.
На вопрос, вернутся ли они во Францию, только 4,56% ответили утвердительно, а 44,7% заявили, что никогда не вернутся.
Эстевес сказал, что люди, которые носят видимые признаки религиозной принадлежности, такие как борода или хиджаб, часто не могут получить доступ к рынку труда во Франции.
«У вас есть очень образованные люди с ученой степенью, которые считают, что их единственный вариант остаться во Франции — это работать в халяльном супермаркете», — сказал он. «Если их мусульманство не так заметно, они могут работать в крупной компании, но часто чувствуют, что их карьера замедляется из-за их предполагаемой религиозной принадлежности».