Ученые кафедры истории и теории искусства Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна (СПбГУПТД) с помощью 3D ростового сканера восстановили мундирное платье начала XX века. Реконструкция стала первой в мире доподлинно воссозданной моделью исторического артефакта.
Разработку специалисты вуза приурочили к Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, объявленному Президентом Владимиром Путиным. Исследования велись в рамках изучения влияния народного костюма на формирование дизайна обмундирования и снаряжения русской императорской армии.
Специалистам, занимающимся военно-исторической реконструкцией, были известны данные об отечественных шефских платьях, в которых появлялись императрица, великие княгини и княжны, но о мундирных платьях, которые носили полковые дамы (например, супруги офицеров) до сегодняшнего дня не было практически никакой информации.
«Однажды я увидела фотографию Карла Буллы с изображением конного выезда лейб-гвардии 1-й артиллерийской бригады, где дамы были изображены в мундирных платьях. Изучение опубликованных данных не дало практически никакой информации, поэтому был начат поиск дополнительных источников и архивных снимков. Благодаря профессору СПбГУПТД Алексею Арановичу было проведено исследование нормативной документации, регламентирующей построение уставного парадного мундира, в частности, чертеж мундира лацканного покроя для гвардейских частей пехоты, а именно, артиллерии и саперов. Это позволило получить первые данные. В качестве источника для придания платью характерной приталенности было использовано платье шефа 8-го Вознесенского уланского полка. Труднее всего было реконструировать шляпку, потому что у каждой дамы на фотографии она особенная. Головной убор переделывался несколько раз, чтобы получить визуальное соответствие графическому источнику», — рассказывает один из авторов разработки, доцент кафедры истории и теории искусства СПбГУПТД Римма Тимофеева.
Созданная реконструкция и оцифровка делают мундирное платье времен Российской Империи более доступным для музеев, ученых-историков, а также открывают возможности тиражирования уникального костюма для использования в кино и театре. Воссоздать исторические события, изготовить костюмы и декорации теперь получится более точно.
В планах ученых также сотрудничество с молодыми дизайнерами для продвижения нового тренда современной моды, в которой используются элементы и силуэты мундирного платья начала XX века.
«Дело в том, что в таком костюме меняется осанка, манера держать себя. Форменная составляющая делает костюм уникальным. Мы уже начали получать запросы на лекала и цветовые решения костюма от молодых петербургских дизайнеров. Планируем сотрудничество. Моя миссия как ученого — представить находку общественности и найти отклик в современных реалиях. Статность, которую придает этот костюм женщине, поразительна. Поэтому и возникла идея адаптации костюма для современной моды», — добавила Римма Тимофеева.
Добавим, что ежегодная конференция «Мода и дизайн: исторический опыт, новые технологии», которую СПбГУПТД проводит совместно с «Государственным Эрмитажем» и Российским этнографическим музеем, в этом году будет посвящена изучению традиционного костюма народов России, реконструкции и реставрации, текстильным традициям и новейшим технологиям. Юбилейная XXV конференция будет проходить с 25 мая по 28 мая под эгидой Года культурного наследия народов России.
Если вам понравилась статья, вам могут также понравиться и другие наши материалы:
Дальневосточные ученые исследуют историко-культурное наследие региона и жизнь человека в Арктике
Выпускница питерского вуза и основательница бренда сумок в Милане: Нас готовили как космонавтов
На севере жить: чем занимаются современные аборигены Арктики, изучили челябинские ученые