В истории взаимоотношений России и США, кажется, незаслуженно забыт начальный, сыгравший колоссальную роль, этап.
И ладно бы, что это совершенно позабыли в США, но нам-то следует знать, как Россия фактически спасла от экономического удушения молодую североамериканскую республику. А могла бы и не спасть…
Итак, в 1775 году 13 британских колоний в Северной Америке провозгласили свою независимость от метрополии. В Нью-Йорке была сброшена свинцовая статуя короля Георга III и перелита в пули. Вслед за этим началась война за независимость.
Одним из методов войны со стороны Англии стала полная морская блокада восставших колоний.
Говоря современным языком – «санкции» со стороны Англии предусматривали захват или даже потопление всех торговых судов, которых курсировали из Европы в Америку и обратно.
Недовольная таким положением дел (а также движимая желанием ослабить Великобританию) российская императрица Екатерина II выступила с революционным международным предложением:
Россия предложила Дании и Швеции сообща охранять торговые суда. Весной 1779 года Россия, Дания и Швеция, не вступая в формальный союз, направили воюющим сторонам декларации о мерах, предпринятых ими для защиты нейтральной торговли, и выслали в море по небольшой эскадре.
К вооружённому нейтралитету вскоре присоединились Нидерланды, Пруссия, Австрия, Португалия и Королевство Обеих Сицилий. Франция, Испания также признали принципы вооружённого нейтралитета, хотя формально к нему не присоединились.
Из крупных морских держав лишь Великобритания не признала вооружённый нейтралитет, однако поделать с ним уже ничего не могла.
Русскую декларацию с одобрением приняли американцы. Много позже президент США Джеймс Мэдисон писал о декларации, что она составила «эпоху в истории морского права». Высокую оценку декларации давали многие ведущие американские политики: Вашингтон, Франклин, Джон Адамс.
Декларация стала предметом специального рассмотрения Континентального конгресса США. На заседании 26 сентября 1780 года было признано, что содержащиеся в русской декларации правила «полезны, разумны и справедливы».
Вооруженный нейтралитет действовал до момента признания Лондоном независимости США, то есть до 1783 года, и обеспечивался русским военным флотом, к которому периодически присоединялись корабли других нейтральных государств. Кажется, это были первые в истории интернациональные миротворческие силы. Русские суда охраняли мирную торговлю на огромном пространстве – от Белого до Средиземного моря, что могла себе позволить только крупная морская держава.
Вооруженный нейтралитет не дал Англии задушить молодую североамериканскую республику. И целые поколения американских политиков с благодарностью помнили об этом факте. Но - времена меняются. И сегодня про вооруженный нейтралитет и роль Екатерины Великой помнят лишь специалисты-историки.