Найти тему

Смерть на дороге. О деле, которое чуть не стало «глухарём», вспоминает подполковник милиции Василий Коромыслов

Василий Павлович Коромыслов на рабочем месте. Он сделал фотографию увлечением своей жизни. Часто фото из его личного архива помогали следствию, когда других снимков, кроме его любительских, просто не было
Василий Павлович Коромыслов на рабочем месте. Он сделал фотографию увлечением своей жизни. Часто фото из его личного архива помогали следствию, когда других снимков, кроме его любительских, просто не было

Было уже за полночь, когда в дежурной части отделения милиции в Полевском раздался звонок. Звонивший сообщал, что только что вернулся из Свердловска и видел в районе остановки «Раскуиха» разбитый мотоцикл, а на обочине стоял автомобиль ЗИЛ с выключенными фарами. Дежурный сигнал принял. Вызвал скорую помощь.

Ветеран милиции подполковник Василий Коромыслов помнит тот случай. В 1971 году он был начальником следственного отделения. В ночь с 24 на 25 апреля к нему ночью пришёл один из сотрудников. Василий Павлович сразу понял, что случилось что-то серьёзное и не терпит до утра. Сразу выехали на место ДТП, по дороге оперативники докладывали Коромыслову имеющуюся информацию. Звонивший свидетель запомнил первые две цифры номера грузовой машины. Он начинался с цифры 14 и, по словам свидетеля, имел буквы СВГ (что обозначало принадлежность автомобиля к Свердловской области).

Убийство?

Прибывшие на место милиционеры обнаружили, что пассажир мотоцикла был без сознания, но жив. Он получил тяжкие телесные повреждения и был госпитализирован. Также был обнаружен труп мужчины без головы. Когда оперативники увидели тело, то подумали, что это убийство. Рана на шее выглядела так, будто голову отсекли острым предметом, а мотоцикл к месту происшествия притащили. Но при первичном осмотре места ДТП следов волочения не обнаружили.

Работу сотрудников милиции затрудняли проливной дождь и темнота. Невозможно было в такую погоду чётко определить границы происшествия и обнаружить какие-либо вещественные доказательства. Обеспечивать сохранность места ДТП остались трое сотрудников. Остальные вернулись в отдел, на экстренное совещание у начальника. В то время начальником милиции Полевского был Геннадий Иванович Загребин. Сотрудники сошлись во мнении, что нужно срочно начать проверку всех автотранспортных предприятий Полевского и организаций, где числится грузовой транспорт.

Одна группа приступила к работе незамедлительно. Вторая группа вернулась на место ДТП, чуть забрезжил рассвет. К утру ливень прекратился, но за ночь смыл практически все вещественные доказательства.

Остановка автобуса «Раскуиха». Недалеко от этого места произошло страшное дорожное происшествие, где водителю мотоцикла встречным грузовым автомобилем оторвало голову. Оперативники не сразу смогли обнаружить её
Остановка автобуса «Раскуиха». Недалеко от этого места произошло страшное дорожное происшествие, где водителю мотоцикла встречным грузовым автомобилем оторвало голову. Оперативники не сразу смогли обнаружить её

Находки на трассе

На высыхающем покрытии дороги не было ни крови, ни следов. Василий Павлович вспоминает, что он неоднократно потом возвращался на место происшествия в поисках новых улик.

Экспертиза показала, что рана на шее водителя мотоцикла оказалась рваной. То есть погиб он при столкновении с грузовым автомобилем. Нужно было отыскать голову. Её обнаружили за двадцать пять метров от места происшествия, спустя несколько дней. Даже на опытных оперативников находка произвела впечатление. От удара о борт грузовика все кости черепа были раздроблены. От головы практически ничего не осталось.

Мотоцикл имел повреждения с левой стороны. На просыхающей трассе начал виднеться тормозной след. Он оказался достаточно длинным, почти восемьдесят метров. На влажной обочине виднелся след от протектора колеса грузового автомобиля. С рисунка протектора сделали гипсовый слепок. На трассе же обнаружили часть кронштейна с кожухом зеркала заднего вида. Деревянные куски со следами зелёной краски и стекло от фары. А в том месте, где обнаружили след протектора, также оказались куски фарного стекла. Все находки отправили на экспертизу.

Надо искать зелёный ЗИЛ

Судебно-медицинская экспертиза установила, что все повреждения пострадавшие получили с левой стороны. На их одежде обнаружили следы зелёной краски, схожей с краской на деревянных обломках, найденных на дороге. А когда высохли лужи по обочинам дорог, Василий Коромыслов нашёл там подфарник от грузового автомобиля. Он был выкрашен в зелёный цвет, похожий на следы краски с одежды потерпевших. Судебно-химическая экспертиза показала, что все частицы зелёной краски с найденных предметов однородны. Также в ходе экспертизы было установлено, что частицы имеют трёхслойную окраску. Получалось, что машину трижды красили. Сначала она была чёрной, потом голубой, а последний раз её покрасили в зелёный.

Примерно так выглядел автомобиль, убивший мотоциклиста на сельской дороге. Выступающая металлическая будка стала причиной этой аварии, зацепив и оторвав голову водителя мотоцикла и перебив ногу пассажиру двухколёсника
Примерно так выглядел автомобиль, убивший мотоциклиста на сельской дороге. Выступающая металлическая будка стала причиной этой аварии, зацепив и оторвав голову водителя мотоцикла и перебив ногу пассажиру двухколёсника

По собранным уликам оперативникам удалось установить, что скрывшаяся с места преступления грузовая машина была марки ЗИЛ-150 или ЗИЛ-164, с деревянными бортами, трижды крашенная. После столкновения с мотоциклом у автомобиля была повреждена левая сторона. Был вырван подфарник, разбито стекло фары, сбит кронштейн с зеркалом заднего вида, а также имелся скол на брусе основания крепления кузова. По всей вероятности, машина была старая, так как кузов крепился на деревянные брусья, а в нём установлена была будка. ЗИЛ двигался в сторону Свердловска, а мотоцикл в сторону Полевского. На нём два студента возвращались домой.

Ищем ЗИЛ по городам

На очередном собрании у начальника милиции оперативники с сожалением доложили, что проверка грузового автотранспорта Полевского никаких результатов не дала. Подобный грузовик не принадлежал ни одному из предприятий города. Из областного центра тоже пришли неутешительные результаты. Был разработан новый план розыска. Начальник милиции подполковник Загребин взял это дело под личный контроль. Он распорядился проверить автопредприятия и организации городов-соседей. И снова закипела работа. Но одна за одной проверки не приносили результатов. Свидетель же снова и снова говорил, что буквы на номере были из серии «СВГ».

Сообщение от зюзельцев

6 мая 1971 года оперативники решили обратиться в нашу газету с объявлением к полевчанам. Граждан просили помочь в поиске грузовика. После выхода объявления в милицию поступило множество звонков и все они были отработаны. Безрезультатно. Дело грозило «повиснуть». Тщательно проверяя информацию, оперативники находили зацепки, но так и не удалось «напасть на след». Май прошёл в поисках. Дело не сдвигалось с мёртвой точки.

На первое объявление в газете люди откликнулись, звонки в милицию поступали регулярно, однако их отработка ничего не дала. Поиски продолжались
На первое объявление в газете люди откликнулись, звонки в милицию поступали регулярно, однако их отработка ничего не дала. Поиски продолжались

Повторное объявление в «Рабочей правде» вышло 8 июня 1971 года. Одновременно с ним оперативники разместили объявление ещё в 16 городах Свердловской области. Поступило много звонков. Внимание правоохранителей привлекло одно сообщение от жителей Зюзелки. Они сообщали, что в конце апреля к одному из жителей посёлка приезжала грузовая машина из Челябинской области. Оперативники ухватились за эту информацию. В конце концов, ночью свидетель мог и не разглядеть буквы, тем более розыск автомобиля по Свердловской области результатов не дал. Выехали к местному жителю, который подтвердил, что к нему приезжали родственники из Вишневогорска Челябинской области на грузовом ЗИЛе.

Неудачи преследуют

Опергруппа, в состав которой входили шесть человек, в том числе и начальник следствия Василий Коромыслов, 22 июня 1971 года выехала в Вишневогорск. Там им удалось узнать место работы человека, который приезжал к родственникам на Зюзелку. Приехали туда, но его на предприятии не оказалось. Неудачи будто сопровождали правоохранителей. Им сообщили, что товарищ Ушаков давно уволился, а где работает, теперь никто не знает.

Дальняя поездка начала казаться нашим милиционерам бесполезной. Но они решили проверить грузовой транспорт предприятий Вишневогорска, раз уж приехали. Побывали в организациях, автопарках, гаражах, но всё мимо. Телефонные переговоры с полевским отделом милиции оперативникам пришлось вести с телеграфа и докладывать обстановку по прямой связи, так как отделения милиции в Вишневогорске не оказалось и внутренней связи оперативники были лишены. Эта деталь усложнила им задачу в поиске преступника.

Нашли!

Оперативная группа уже собралась в обратный путь. Только выехали на одну из тихих улиц города на окраине, как увидели перед собой грузовик ЗИЛ зелёного цвета с будкой в кузове.

Приближались к нему, затаив дыхание. Номерной знак начинался с цифры 14. Вся группа молча переглянулась. Остановились и выскочили из машины. Коромыслов привёз с собой образцы краски. Достал один, приложил к машине, цвет совпал один в один. Сердце начало колотиться чаще. При беглом осмотре были заметны исправленные повреждения на левой части грузовика. Заметна была и замена кронштейна у зеркала заднего вида. Вот и скол на брусе, к которому крепится кузов. Подфарник заменён.

Оперативники переглядывались и впервые за долгое время улыбались. Нашли. Три месяца поисков машины – и вот она, стоит перед ними. Оставалось дождаться шофёра, который, кстати, скоро появился. Вышел из здания «Водоканала», что стояло через дорогу. На вопросы сотрудников милиции отвечал охотно, но заметно нервничал. Три человека остались беседовать с ним, ещё трое ушли в контору «Водоканала».

Водитель ЗИЛа рассказал, что машина закреплена за ним, но в апреле он был в отпуске, а начальник разрешал пользоваться грузовиком другому человеку. По словам водителя, один из сотрудников по фамилии Ушаков просил перевезти вещи его жены из Полевского. Вместе с водителем Голышевым им подписали путёвку и разрешили выезд. Вот только Голышев больше не работает в «Водоканале» – последнее время сильно пил, а потом уволился и уехал. Домашний же адрес Ушакова он назвал, и опергруппа направилась домой к подозреваемому. Ушаков был в полной растерянности, когда к нему пришли правоохранители и в лоб спросили, зачем он ездил в Полевской. Он тут же рассказал всё, как было в ту ночь.

Сбежать помогла сестра-телефонистка

Ушаков сказал оперативникам, где найти водителя Голышева. Они направились по адресу, но дома никого не застали. Оказалось, он знал, что за ним придут и пустился в бега. В то время, пока оперативники докладывали информацию в отдел на вишневогорском телеграфе, его успели предупредить. Сестра Голышева оказалась телефонисткой и слышала переговоры оперативников. Она успела предупредить брата, а тот ничего не придумал лучше, чем попытаться сбежать. Да не куда-нибудь, а в Казахстан. За ним в Казахстан вылетела группа захвата в составе Дорогина и Степанова, этим ребятам помощники были не нужны. ЗИЛ, который участвовал в ДТП, перегнали в Полевской.

Ночь, дождь, ложная прямая

Когда группа захвата нашла подозреваемого Голышева в Казахстане, он рассказал, что в ту апрельскую ночь не заметил мотоцикл на дороге.

Трасса имеет некоторое искривление в этом месте, хотя кажется прямой. Водитель ЗИЛа Голышев и водитель мотоцикла ехали каждый по своей полосе (хотя разметки на дороге в то время не было. Покрытие трассы было частично бетонным, частично грунтовым – прим авт.). Видимость была практически нулевая. Шёл сильный дождь. В месте небольшого искривления дороги и произошла авария. Транспорт сошёлся в одной точке, оставаясь каждый на своей полосе движения. Прямого столкновения не произошло, а вот левым бортом машина шоркнулась о мотоцикл. Голышев показал, что после удара о мотоцикл крыло грузовика загнулось и заблокировало колесо. То есть тот след, что оперативники считали тормозным, на самом деле был юзом колеса. Выступающей частью кузова грузовика водителю мотоцикла отсекло голову.

«Мы остановились только потому, что машина не могла ехать дальше. А так как у нас была не просто будка, а техпомощь, в машине имелись все инструменты для устранения повреждений. Когда вышли из машины, увидели, что произошло, испугались, поправили колесо, выправили вмятину на левом борту и решили уехать», – признался Голышев.
Тот самый коварный изгиб между Раскуихой и Зелёным Логом. Этот участок дороги кажется прямым, но на самом деле имеет изгиб. Именно в этой точке столкнулись грузовой автомобиль ЗИЛ-150 и мотоцикл «Иж». В результате столкновения водитель мотоцикла погиб на месте, пассажир остался инвалидом
Тот самый коварный изгиб между Раскуихой и Зелёным Логом. Этот участок дороги кажется прямым, но на самом деле имеет изгиб. Именно в этой точке столкнулись грузовой автомобиль ЗИЛ-150 и мотоцикл «Иж». В результате столкновения водитель мотоцикла погиб на месте, пассажир остался инвалидом

Это дело длилось больше полугода и раскрыто исключительно следственным путём. Виновные были найдены и наказаны. Второму потерпевшему, пассажиру мотоцикла, ампутировали левую ногу, но он остался жив. Голышев получил двенадцать лет тюрьмы.

Воспоминания записала Татьяна Чайковская,
фото из архива В. Коромыслова и из архива "Рабочей правды"

#ДТП #авария #следствие #василий коромыслов

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц